January 8, 2021

Красная Птица

Как-то так сложилось, но художественную литературу я читаю редко. Тем более это касается "детских" книг или рассказов. Однако у меня есть младший брат, которому недавно исполнилось 10 лет. На моё удивление он большой любитель читать книги, однако у него постоянно возникает проблема с тем, что он уже перечитал свою книжную полку, где остались только тематические энциклопедии. В силу этого я поставил себе задачу найти для него что-то, что не будет напоминать ему школьный список литературы, но вместе с этим будет увлекательным и побудит его прочитать книгу до конца.

Для начала я попробовал книжную серию "Платон и Ко" издательства "Ad Marginem", в частности "Носорог Витгенштейна", "Диоген человек-собака" и "Маленький театр Ханны Арендт". Насколько мне известно, он был в восторге, да и самому мне эти "детские" книжки очень понравились, несмотря на сильно упрощенную форму подачи.

Продолжая реализовывать свой замысел, перед Новым Годом я зашел в книжный и мне бросилась в глаза яркая обложка книги, по описанию которая больше походила на литературный обзор, нежели чем на сборник сказок и стихотворений. Не знаю до конца почему (скорее всего из-за материального качества книги), но я решил взять эту книжку своему брату, не зная что нас ждет далее.

Прочитал я книжку быстро, буквально за пару часов, однако впечатления которые она у меня оставила сложно передать этим текстом. Первая мысль после прочтения: "Не уж то так можно разговаривать с детьми на такие взрослые темы: смерть, долг, дружба, природа, осознание себя?". Детская непосредственность повествования истории может мгновенно переходить на крайне "взрослый" язык, где без всяких экивоков говорится о происходящем. При этом может происходить ровно и наоборот, когда детским наивным взглядом мы читаем историю вплоть до самого конца и только под конец нам открывается суть. Большинство историй в книге написаны так, что каждый может увидеть в ней ровно столько, сколько он способен. Для одного история может быть просто красивой сказкой, но для другого - целой притчей на одну из тем человеческой жизни. Эта пластичность формы позволяет читать эту книгу как детям, так и взрослым, но что более важно, возвращаться к ней спустя время, открывая ее по новому, раскрывая новые смыслы.

Конечно, это очень абстрактное описание. Некоторые рассказы заслуживают отдельного внимания. При этом на меня, как на человека не сильно знающего японский культурный контекст (в т.ч. контекст того времени - в статье-послесловии сделан экскурс) и читавшего только стандартный набор "детских" отечественных и зарубежных рассказов, эта книга выглядит как совершенно иной подход к попытке рассказать историю ребенку. Такое сочетание аккуратности и в то же время открытости небольших по объему, но глубоких по содержанию рассказов притягивает и очаровывает. Я очень надеюсь, что что мой младший брат также сможет оценить это по достоинству.

Отдельно хочется отметить качество самого издания. Прекрасный для чтения шрифт, качество бумаги и иллюстраций оставляют приятное впечатление - видно, что те, кто работали над книгой любят своё дело и вложили в неё свою душу.