July 20, 2007

ГРОЗная история

Ну вот, как и обещал.

Copyright © 2007 Майор_П. All Rights Reserved.

А известно ли вам, что такое ГРОЗ?  Маркшнейдерkaljam, молчать!   ГРОЗно звучит, правда?  А это всего-навсего горнорабочий очистного забоя. Шахтер, короче. Хотя вовсе и не «всего-навсего».  Я это к чему?  Да просто вспомнилась ни к селу, ни к городу одна давняя история.

Было это году в 1989 или 90, не помню.  Поехал я как-то в отпуск в маленький шахтерский городок N. В силу определенных причин – в форме. Ехал туда не просто так, а к родному отцу, которого до этого  по причине развода родителей не видел лет 15.  Был мой батя в этом городе большим начальником -  третьим человеком  в градообразующем крупном угледобывающем предприятии. Ну я под это дело возьми да и попроси его:

- Слышь, батя,  в шахту хочу. Посмотреть, как уголь добывают.

- Зачем тебе?

- Интересно…

Пожал плечами, дескать, что тут интересного. Однако позвонил директору самой передовой шахты

-  Алло, Петрович. Тут такое дело. Сын ко мне приехал. В шахту хочет. Да нет, взрослый. Дай ему кого-нибудь в провожатые, пусть покажут. Ну, добро.

Потом  водителя своего вызвал, велел меня на объект отвезти, подождать и назад вернуть. И вот представьте картину глазами  стороннего наблюдателя.

К АБК шахты подъезжает черная «Волга», из нее вылезает  молодой мент – летеха. А на крыльце его уже встречают  директор и главный инженер.   Мента ведут внутрь, переодевают в робу, выдают лампу и самоспасатель, и главный инженер везет его  под землю. Сперва клеть (лифт такой), потом «коза» - такое очень спецефическое подземное транспортное средство для перевозки народа – типа  вагончиков в «американских горках», но  не совсем. Потом пешком, а потом… Потом – ползком и на четвереньках. Потому что в «лаве», где собственно уголь и добывают, там высота порой достигает 60-110 см. И ползешь, то каской, то задницей стукаясь о выступающие куски породы. Температура там градусов 40. Жарко… И вот доползаешь до конца лавы и  выпадаешь в штрек.   Это  большой такой туннель. Метра 2 высотой. Тут вагонетки с породой  ездят. И огромные шумные вентиляторы гонят сюда холодный воздух. А ты вылез из лавы   мокрый от пота… И угольная пыль…В общем ничего удивительного, что  всякие легочные болезни у шахтеров – обычное дело. И что   умирают многие из них, едва дожив до пенсии.  Да, еще вот, когда по лаве ползешь, лучше думать о чем-то отвлеченном… А то как представишь себе, что над головой сейчас  полтора километра камня, земли…И все это может в одну минуту на тебя опуститься… Лучше о чем-то приятном…

Ну, вот, продолжаю. Показали значит этому менту шахту, помылся он в директорской бане (хоть и социализм, а бани на шахте разные: для директоров, для ИТРов, ну и для простых  работяг, естественно…Кстати, был у меня потом смешной случай – серийные кражи из  шахтерских бань). Оделся опять в форму и на черной «Волге» отбыл в неизвестном направлении.  А городок маленький, слухи распространяются мгновенно.   На посту ГАИ откозыряли, а когда водитель меня отвез и обратно ехал, тормознули и давай пытать:

- Что за шишку возил? Из области? Из Москвы? С проверкой? Начальство беспокоится…

Объяснил, что сын шефа в отпуск. На шахту – из любопытства. Успокоил, в общем.

Потом, когда я уже в N служить перевелся, вспоминали мы с сослуживцами эту историю,  смеялись.

- Да, говорят, нагнал ты на нас тогда страху. Чужой мент объявился, не пойми откуда. На черной «Волге» катается, на шахту чего-то полез. Не иначе как  комиссия МВД…

Ну вот, а я для себя из этой экскурсии  одну мысль вынес. Труд шахтера, он, братцы, не просто тяжелый. Он адский.  Я бы ни за какие деньги… И поэтому, потом, когда мне какой-нибудь ГРОЗ попадался на 158 (мелкое хулиганство) или 162 (нахождение в нетрезвом виде в общественном месте), ну или даже 44 (мелкое хищение государственного имущества – тачка угля например) я, честно признаюсь, чаще всего отпускал, «ограничившись предупреждением», хотя это и плохо сказывалось на плановых показателях отдела и радости начальства, увы не вызывало.

Послушать в формате аудиокниги:https://yadi.sk/d/uQ4BqtLJrtNNY Читает Андрей Мареев (

radist_chingiz)
К полному списку баек