Организация
August 28

«Организовали турнир, провели, выиграли, и потом с чувством выполненного долга расставляешь столы и стулья» 

Хаким Батыралиев — о КВН, НМТТ, ЧСВ и, конечно же, ЧГК

Хаким Батыралиев на II Открытом кубке Азии по игре «Заковат» (Алматы, май 2024 года).
Источник: Tamos Education.

За пределами Узбекистана об этом человеке слышало не так много людей, хотя его руками сделано множество турниров — от локальных фестивалей в его родном Навои до международных очников и масштабных заочных турниров по матчевой системе, известных под разными названиями — Узлига, Центрально-Азиатская лига, Евразийская лига и так далее. Ещё менее известна его работа как дизайнера для Знатокиады и даже чемпионата мира. Знакомьтесь — Хаким Батыралиев. Поговорили с ним об иностранных легионерах, квизах, ЧГК и КВН, а также постарались заглянуть в будущее игры.

— Как ты пришёл в ЧГК? (сделаем вид, будто я не знаю эту историю)

— Весной 2006 года я случайно попал на одну из игр городского клуба интеллектуальных игр. Они проводились в библиотеке местного дворца культуры. Навоийским клубом тогда руководила Марина Акашева. Мы уже были с ней знакомы, она была ведущей на моей свадьбе.

Формат игры был необычный — две команды состязались в ответах на вопросы, разбитых на конкурсы. Что-то вроде программы «Счастливый случай» (олды могут вспомнить).

Начал с того, что задавал вопросы командам, затем попробовал собрать свою, из молодых и перспективных. Первая игра не задалась — мы проиграли.

Летом того же года случился переход в спортивный формат. В Навои прошел очный турнир по «новым» правилам, на нем моя команда заняла второе место.

— Не первое и не последнее, впрочем: в следующем году тоже было второе, но тут хотя бы какое-то оправдание можно придумать: у команды без двух ключевых игроков — твоя жена в тот день рожала, и ты был рядом :)

— Зато я успел на перестрелку!

Без капитана было сложно. II чемпионат Навоийского горно-металлургического комбината, 21 апреля 2007 года
Источник: архив Наиля Фарукшина.

Осенью мы уже начали играть синхроны. 2007-2009 годы можно считать «золотыми» для Навоийского клуба. В какой-то момент в клубе играло почти 20 команд, регулярно проводились очные фестивали, на которые стали приезжать команды из Ташкента.

— Потом ты переехал из Навои в Ташкент. Легко ли дался переход из провинциального ЧГК в столичное? Чем они отличались и было ли хоть что-то похожее?

— В Ташкент я переехал в 2010 году. К тому времени я уже обзавелся полезными связями среди столичных знатоков: Азизбек Юсуфов и Рустам Саид-Аминов помогли мне найти работу и адаптироваться на новом месте. Так что переход дался легко. Тем более, чего скромничать, я оказался игроком уровня выше среднего (тут должен быть смайлик) по узбекистанским меркам.

Чем отличались игры в Ташкенте от Навои?.. В Навои мы играли в здании библиотеки, окруженные стеллажами с книгами. Это создавало ощущение чего-то особенного, интеллектуального. В Ташкенте мы играли в кафе.

С точки зрения самой игры, соперничества внутри команды и между ними — конечно, в Ташкенте я вырос как игрок. Но такого «волшебства», как в библиотеке ДК «Фархад» уже не было.

Одна из игр в библиотеке дворца культуры «Фархад» (Навои, осень 2006 года).
Источник: архив Наиля Фарукшина.

— Как раз в то время, когда ты переехал — на рубеже нулевых и до середины десятых — в Узбекистане (да и во всём чгкшном мире, впрочем) горячей темой были иностранные легионеры: чемпионаты страны (1, 2, 3) и мира (1, 2) помогали выигрывать россияне, и многим нашим (да и не нашим, подозреваю) командам это не нравилось. Ты был с обеих сторон — и в команде, которую обыгрывали таким образом, и в команде, которая выигрывала. Тогда эта история закончилась довольно жёсткими запретами для ЧУзов, а сейчас россияне вполне себе участвуют в чемпионате Узбекистана (1, 2). Что ты по этому поводу думаешь? Нужны ли были раньше те запреты? Нормальна ли ситуация сейчас?

— Я не считаю привлечение легионеров чем-то предосудительным. Не считал даже тогда, когда из-за них команда «Мы», в которой я играл в то время, раз за разом довольствовалась серебром.

Единственное чемпионство я выиграл с командой «НМТТ» и Евгением Калюковым и не считаю, что ту медаль мне выиграл Женя. ЧГК — командная игра, и смею надеяться, я внёс и свой вклад в победу.

Фото с 2012 года не нашлось, зато есть с 2017-го. Бронзовый призёр Чемпионата Узбекистана — Sonet. Слева направо: Евгений Калюков, Абдулазиз Джалилов, Дмитрий Вагапов и Хаким Батыралиев.
Источник: группа Ассоциации Узбекистанских лиг интеллектуального спорта в Фейсбуке.

При этом каждый клуб, проводящий национальные первенства, имеет право как ограничивать участие иностранцев, так и закрывать на это глаза. Если ваша команда заявилась на чемпионат, значит, вы принимаете правила игры и не жалуетесь потом.

Другое дело, что считалось, что привлечение сильных легионеров позволит поднять уровень местных игроков. Тогда этого не случилось, на мой взгляд.

Сейчас картина изменилась, не только в Узбекистане, но в мире в целом. Россияне-релоканты уже не являются легионерами, то есть не приезжают только на чемпионат, а постоянно живут в стране, играют регулярные синхроны, активно участвуют в организации турниров. Не считаю, что есть какие-то причины не допускать их до национальных первенств.

«Императив релоканта» — бронзовые призёры Чемпионата Узбекистана — 2024. Слева направо: Алиса Плотникова, Константин Шалькевич, Александра Кондращенко, Константин Бабанский, Дарья Фирсова, Игорь Стугирёв.
Источник: клуб «Заковат».

Другой уровень

— Как так получилось, что ты стал дизайнером для Знатокиады — и чемпионата мира?

— Рисовать логотипы я начал еще раньше, чем играть в ЧГК. Со временем хобби стало работой — я стал дизайнером в полиграфической компании. Естественно, я стал делать айдентику для ЧГКшных турниров, сначала в Навои, затем и в Ташкенте — для чемпионатов Узбекистана, Кубков Азии, Азиатской лиги. Выход на международный уровень был делом времени (тут снова смайлик). С сотрудничеством с Юлией Воробьевой у меня связаны самые приятные воспоминания, как и с поездкой в Эйлат на Знатокиаду.

— Как вы познакомились и почему предложение разработать эту айдентику сделали именно тебе?

— С Юлей мы познакомились благодаря Азизбеку (как и со многими другими знаковыми лицами в мировом интеллектуальном движении). Думаю, он и предложил мою кандидатуру. Благо, к тому времени у меня накопилось некое портфолио. Я в свое время этих сов клепал, как гвозди.

С Азизбеком Юсуфовым (Ташкент, апрель 2015 года).
Источник: группа в Фейсбуке «Что? Где? Когда? в Узбекистане».

— Что больше всего запомнилось из той поездки?

— Отель с all inclusive и бесплатным баром (смайлик). А еще аэропорт посредине Эйлата. Но самое ценное в той поездке — появилась возможность встретиться с родственниками, которые живут там.

Если вообще оценивать мои ЧГКшные путешествия, то я на первое место поставил бы поездку в Украину — в Киев и Одессу, на чемпионат мира 2011 года. Это было самое яркое впечатление в том году.

С дипломом премии «Турнир года» по версии МАК, который получил проводившийся в Ташкенте в 2011 году Открытый кубк Азии. Одесса, сентябрь 2011 года.
Источник: архив Хакима Батыралиева.

— То есть для тебя, по сути, главными впечатлениями были совсем не игровые? Или на чемпионате мира всё-таки было что-то эдакое?

— Наверное, сама игра для меня не служит источником сильных эмоций. По мне, это был хороший очный фестиваль. Таких я видел и в Ташкенте, и в Эйлате.

Статус мирового первенства не был для меня чем-то особенным. Наверное, потому что я играл не за «НМТТ» (которые боролись за медали), а за «Мы». В игровом плане это был мой худший турнир. По какой-то причине меня оставили в запасе (что случилось впервые в моей карьере) на двух турах из шести. Полноценно «вкатиться» в игру мне не удалось. Но я никогда не загонялся по поводу своих результатов. Наверное, поэтому серебряных медалей в моей коллекции больше всего.

Мне больше запомнился показательный матч по «Хамсе», в котором я играл за сборную мира вместе с Ией Метревели и Евгением Миротиным. Мы не выиграли (конечно же), зато прекрасно провели время.

Другие три буквы

— Задолго до ЧГК ты довольно активно играл в КВН — ваша команда тоже выиграла чемпионат Узбекистана, и задолго до «НМТТ». Не касаясь заезженных шуток про путаницу: есть ли сходство между двумя тусовками и в принципе тем, что происходило в ЧГК и КВН?

— Думал, не спросишь! (смайлик). В своё время у меня неплохо получалось играть в «Разминку», этот навык — быстро придумать и разогнать ответ — пригодился и в ЧГК.

Сравнить «тусовки» сложнее. В КВН я играл совсем молодым, в интеллектуальные игры пришел уже к «около 30». В ЧГК, как мне кажется, куда больше «чсвшников» и зануд (смайлик). Может, просто мне с годами стало сложнее находить друзей внутри игры.

— А турниры/фестивали? Дружба/соперничество между командами?

— Задумался над вопросом, по правде говоря. Здесь если и есть что сравнивать, так это этапы жизни. То, что в студенческие годы считалось крутым и весёлым, спустя 20 лет видится иначе, даже сквозь призму ЧГК/КВН. Наверное, молодым ЧГКшникам на очниках так же весело тусить, до утра играя в свояк на хлопках или «Ржевского». Возможно, нынешним 40-летним КВНщикам сейчас куда интереснее посидеть в баре со спокойной музыкой в узком кругу.

А насчет дружбы и соперничества — да, не без этого. Но, повторюсь, с годами соперничества теряют остроту, а «дружба» — крепость. Я весьма тепло отношусь к большинству бывших сокомандников (и антикомандников), но наше общение никогда не выходит за рамки игры. За редким исключением. Наверное, дело во мне.

Я в целом не склонен к ностальгии. Например, я ни разу не был на встречах одноклассников или однокурсников. Более того, я даже не вспомню в лицо большинство этих людей (смайлик). Это был просто этап в жизни. Он закончился, сейчас идёт другой. В котором меня окружают другие люди. Как-то так.

Источник: архив Наиля Фарукшина.

Другая сторона баррикад

— Помнишь ли момент, когда от игры потянуло в организацию?

— Он случился едва ли одновременно с началом игр, еще в Навои. Молодой был, неугомонный. Считал, что только я знаю, как должно быть (смайлик).

Забавное ощущение было — организовали турнир, провели, выиграли, и потом с чувством выполненного долга расставляешь столы и стулья по местам и убираешь за всеми мусор. Романтика!

— Ты довольно давно не играешь. Как получается сохранить интерес к проведению турниров?

— Сложный вопрос. Скажу, что «если не мы, то кто?» — будет слишком претенциозно. Мне кажется, что за эти годы у меня накопился некий авторитет, опыт в организации, коммуникации с игроками. Это то, что у меня вроде неплохо получается. Особенно, когда ключевые решения принимаешь не ты (смайлик).

Сейчас организаторство стало по сути моей основной работой.

Онлайн-трансляция Чемпионата Узбекистана по брейн-рингу — 2014. Сам чемпионат идёт за спиной фотографа.
Источник: архив Наиля Фарукшина.

— Я всегда боялся перехода хобби в разряд работы: кажется, что за этим может случиться критический переход из разряда «нравится делать» в «должен делать», и все положительные эмоции улетучатся. Не замечаешь такого у себя?

— Нет. Я по-прежнему получаю удовольствие от этого.

Конечно, есть и минусы, но плюсов больше. Во многом благодаря тому, что эта работа не отнимает у меня столько времени, чтобы закопаться в делах, не имея возможности поднять голову. Надеюсь, это никогда не изменится! (смайлик)

— Есть (условно) две школы в ведении турниров: сторонники одной любят, когда ведущий где-то пошутит про вопрос, где-то зачитает смешные ответы команд; сторонники другой считают, что ведущий должен быть скорее машиной для зачитывания текста, чем конферансье — так и тайминг лучше выдерживается, и кринжа у команд поменьше. Какая точка зрения ближе тебе?

— Я однозначно за первый вариант. Разумеется, при этом нужно учитывать статус турнира и игровой контингент. Неформальное общение с командами между вопросами может смягчить атмосферу например, на школьном турнире или соревновании среди любителей. И, конечно же, во всем должна быть мера.

На II Открытом кубке Азии по игре «Заковат» (Алматы, май 2024 года. Слева Дмитрий Ефремов.
Источник: Tamos Education.

Другой формат

— Почему интерактивные турниры — Узлига, Центрально-азиатская лига, Лига ОАЗИС, you name it — так популярны в Азии? Из Узбекистана эта традиция «проросла» в Казахстан, но при этом никуда дальше почему-то нет.

— Дело в футболе, мне кажется. Когда мы с Азизбеком Юсуфовым и Диной Сагадиевой в 2009 году начинали «Узлигу» (внутриузбекистанский турнир по матчевой системе на вопросах синхронов, — прим. ред.), в ней было шесть команд, и в каждой — футбольные болельщики. Перенести «футбольный» формат на плоскость интеллектуальных игр оказалось удачной идеей.

Конечно, в ЧГК и прежде были турниры, основанные на матчевой системе, но только мы сумели вывести формат на международный уровень. В «Евразийской лиге» играли «Ксеп», «Тачанка», «Сборная Кирибати», «Механизм реакции», «Минус один», Keisecker, Savage, «Одушевленные аэросани», «Хронически разумные United», Команда Фаика Гусейнова, X-Promt, «Арагаст», «Понты Пилата», «Ничоси», — это была фактически Лига чемпионов в мире ЧГК. Так что, я бы не сказал, что это чисто «азиатская» тема.

Просто этим всем — регламентом, расписанием, статистикой и обзорами — кто-то должен заниматься. И да, немного удивительно, что кроме меня и Евгения Васильца, со-координатора ОАЗИС и координатора Казахстанской лиги (такой же заочный турнир, в котором участвуют только казахстанские команды, — прим. ред.) никто не дошел до такого в других странах. Хотя Евгений Кан некогда проводил подобный турнир среди дальневосточных команд.

— Миллион лет назад, в минус пятом сезоне Лиги ОАЗИС, ты даже брал интервью у игроков. Почему сейчас этого нет?

— В «Азиатской лиге», да — у нас выходили интервью, например с Тиграном Кочаряном и Элинор Айсман (к сожалению, интервью с Элинор в интернете не сохранилось, — прим. ред.). Позднее — уже в ЦАЛ — с Дмитрием Вагаповым, Марией Ефременковой, Русланом Шукановым. Сейчас этого нет, потому что… (неловкая пауза) … я разленился. Но их всегда можно вернуть! Главное найти интересного собеседника.

Интервью израильскому Девятому каналу во время Знатокиады в Эйлате (2010 год).
Источник: Фейсбук Хакима Батыралиева.

— Зачем ты делаешь обзоры для Лиги ОАЗИС? Для игроков, для себя, ещё для чего-то?

— Спортивный формат в интеллектуальной лиге открывает игру с новой стороны. Ты не ограничиваешься лишь знанием того, на сколько вопросов ответила твоя команда и на сколько мест она поднялась/упала с новым релизом рейтинга. В Лиге ты можешь ответить на 11 вопросов из 12… и проиграть матч условной «Первой сборной», когда параллельно «Авесто» зарабатывает три очка, дав три ответа. И нужно смотреть в таблицу, считать расклады, кто с кем сыграет на следующем этапе, и прикидывать, хватит ли очков выйти в плей-офф.

Обзоры дают эту информацию в более понятном формате, как и любой обзор на любом спортивном сайте. Если они делают для участников игру интереснее и занимательнее, я только рад.

— В «обычном» спорте много внимания уделяется статистике — например, в твоей любимой НХЛ. Если собирать статистику в ЧГК, что можно было бы включить туда?

— В ОАЗИС мы в основном собираем командную статистику, поскольку установить личные достижения не представляется возможным. Но было бы интересно узнать больше, например, про авторов «голов» и «ассистов».

Львиная часть обзоров ОАЗИС построена на условной статистике — сколько команда одержала побед, сколько в среднем берет за матч, кому чаще проигрывает. Мы попробовали даже внедрить подобие хG (ожидаемые голы), то есть, на сколько вопросов команда отвечает больше или меньше, по сравнению со средним результатом по Лиге. Но это всё играет роль «разгона» для интереса, практической пользы в ней мало.

— Нет ли планов подводить итоги Лиги ОАЗИС на специальном очном турнире? Чтобы финальные этапы команды играли не удалённо, а вживую друг против друга.

— Мы пробовали проводить очный финал, когда играли «Азиатскую Лигу» (турнир-предшественник Лиги ОАЗИС, — прим. ред.). Тогда условным финалом должен был стать Открытый кубок Азии 2011 года. Но из восьми команд две не добрались до Ташкента.

Надо понимать, что ОАЗИС — квазитурнир, не привязанный ни к чему. Здесь, скорее, обратная ситуация — участники очных турниров, таких как Открытый чемпионат Азии по «Заковат», затем заявляются в ОАЗИС. То есть, связь с очниками на уровне выстраивания коммуникации с командами. Всегда приятнее иметь дело с теми, с кем уже давно знаком. А очный финал Лиги для нас пока остается чем-то из разряда мечт.

I Открытый чемпионат Азии по игре «Заковат» (Ташкент, август 2023 года).
Источник: клуб «Заковат».

Другие вопросы

— Когда ты начал писать не просто вопросы для спортивных интеллектуальных игр, но и для квизов? Как произошёл этот переход?

— Я бы не сказал, что написал много вопросов для спортивного ЧГК. В квизах уровень ответственности поменьше, как мне кажется. Не люблю ответственность.

— Я же не сказал «много» :) Просто сначала очевидно было ЧГК, даугавпилсы всякие, а потом откуда-то пришли квизы. Откуда они появляются в жизни чгкшников?

— Да, в какой-то момент они появились. Я к тому времени уже вернулся в Навои, так что меня миновала эта квизомания. Тем более, что у меня стойкое предубеждение к квизам. В своей жизни я играл квиз три раза и ни разу по своей воле (смайлик).

Возможно, прозвучит грубо, но это как фаст-фуд — вкусно, но не сильно полезно. Условно средний чгкашник не вырастет как игрок, если будет отвечать «на палец» девять раз из десяти. Только чтобы потешить свое эго? Зато туда очень легко писать вопросы. И это тоже не комплимент.

Один из тех трёх разов. Алматы, август 2024 года. Слева направо: Хаким Батыралиев, Сергей Чистяков, Ян Садковский и Игорь Пятов.
Источник: MozgoQuiz | Мозгобойня в Алматы

— Как такое отношение к квизам вяжется с тем, что вы вместе с Яном Садковским делали собственный? Ведь как раз ты писал туда бо́льшую часть вопросов.

— Не можешь бороться — возглавь! (смайлик). Наверное, как автор, я буду субъективен, но наш Quiz 77 был более ЧГКшным и сложным, по сравнению с популярными квизами. Были случаи, когда на него приходили «опытные» квизодёры и уходили посрамлёнными (смайлик).

В какой-то момент мы ушли на паузу. Затем проводили онлайн-турниры в период коронавируса. Сейчас иногда проводим закрытые игры для участников очных фестивалей. Смею надеяться, что отзывы о них куда лучше моих о других квизах.

О будущем

— Одно время ты вёл в социальных сетях рубрику с вопросами. И не раз подозревал, что участники не придумывают ответы, а гуглят их. В связи с этим: как ты думаешь, как нужно бороться с читерами в интеллектуальных играх? Где та граница, где стоит остановиться? Если она есть, конечно.

— Гуглёж, к сожалению, — неотъемлемая часть онлайн-турниров. И особенно неприятно, когда такое начинается со школьной скамьи. Однажды в одной из онлайн-игр участница прислала не только правильный ответ, но и комментарий к вопросу чуть ли не дословно. А потом утверждала, что ей «помог друг».

Поэтому в телеграм-канале «Школьной лиги Заковат», который я веду, мы временно прекратили объявление победителей. То есть, у читеров отнимается главная, на мой взгляд, цель — «пять минут славы». В итоге, те, кто играют корысти ради, просто перестают. А с теми, кто остался, мы и работаем, учим.

— Что ты почувствовал, узнав, что в ЧГК уже сыграла твоя дочь? Один раз, правда, но тем не менее.

— Радость и гордость, конечно же! Самира родилась в день очного турнира, и чисто для закольцевания истории должна была сыграть в ЧГК. Пусть даже только один раз.

Задолго до первой игры на награждении Чемпионата Узбекистана — 2011. Слева направо: Максим Болонкин, Галина Прибыткова, Дина Сагадиева, Пётр Яковлев, Александр Ли, Самира Батыралиева, Хаким Батыралиев.
Источник: архив Наиля Фарукшина.

— Сколько, как думаешь, ещё проживёт спортивное ЧГК — под каким бы именем оно ни существовало?

— В самом начале мы говорили про Навоийский клуб и пройденный пик. Для меня удивительно, что в нашем городе продолжают играть, в том числе те, кто играл и 18 лет назад. Думаю, похожие истории есть во многих городах и клубах. Пока будут находиться энтузиасты, те, кто готов тратить свое время (и деньги) на проведение игр, турниров, на написание вопросов, на работу в игровых и апелляционных жюри, на ведение тематических телеграм-каналов и интервью — игра будет существовать. Вне зависимости от финансовой или административной поддержки.

Задавал вопросы и подбирал фотографии Наиль Фарукшин.

Материалы по теме

- Видеоинтервью Константина Брифа с Хакимом и Яном Садковским.
- Телеграм-канал Лиги ОАЗИС.

Больше материалов об организации интеллектуальных игр — в телеграм-канале «Ремесло».