maliktrip - компании
December 12, 2018

Интервью из Maliktrip: Сергей Бехтерев

Я уже рассказывал о нашей поездке в Сиэтл с ребятами из «Бизнес со смыслом». Во время путешествия я поговорил с основателем этого сообщества Сергеем Бехтеревым. Он также является управляющим партнером консалтинговой компании «Правила игры», первым в России сертифицированным MindJet-специалистом по визуализации информации и автором книги «Майнд-менеджмент». Сергей рассказал о своем пути к призванию и о том, почему решил изучать иностранные компании.

С чего началась твоя история самообразования? Сейчас ты один из самых известных тренеров, особенно в корпоративной среде. Как ты стал человеком, который сам постоянно учится и является помощником, наставником и тренером для других людей?

У меня есть странный, но достаточно простой ответ. Я просто не вижу себя больше никем другим. Я – консультант, и это мое жизненное призвание. В 2014 году я проходил личностный тренинг по целям у Игоря Туника. Нас там связывали, истязали, кидали вверх, я должен был упасть, сломать руки, меня у самого пола поймали. Именно в такой непростой обстановке произошел катарсис. Мой ответ на вопрос кто я – я консультант. С этой ролью я выбираю пройти свой путь.

Когда было первое понимание? С чего началась история?

У меня такое ощущение, что я всегда это знал. Как ни странно, началось все с первого прочтения «Мастер и маргариты», Воланда и надписи на его визитке: консультант.

Как это связано? Что именно зацепило в книге?

Во-первых, я понял, что есть Любовь и все дело в Любви. А, во-вторых, меня очень впечатлила сама фигура Воланда, как консультанта. Как часть той силы, что стремится делать зло, но делает только добро.

Ты прочитал книгу. Как ты понял, что это твое? Как ты начал в эту сторону развиваться?

Вся жизнь была шагами. Сначала я пошел учиться в МГТУ им.Н.Э. Баумана. Учился на инженера по взрывчатым веществам. На втором курсе понял, что это не мое. Стал читать философию, религиозные тексты типа библии, корана, торы и их толкования. Скупил все книги по философии. Русскую художественную литературу начал читать, иностранную – все, что находил.

Ты, наверное, опасно выглядел на факультете по взрывчатым веществам с религиозной литературой в руках?))

На факультете я читал физику взрыва☺ Кстати, до сих пор стоит на полке, на всякий случай. А остальное – в общежитии.

В конце последнего курса я сделал попытку поступить на кафедру философии и даже почти поступил. Но когда я пришел на первое совещание, то увидел руководителя кафедры философии, который орал на всех матом, а преподаватели философии сидели, как несознательные школьники. Там я увидел самый жесткий – красно-фиолетовый уровень коммуникаций – который только можно увидеть. Тогда я понял, что эти ребята вряд ли могут чему-то меня научить.

Поэтому я пошел на практика-психолога в области орг.консультирования и поступил в Высшую школу психологии.

А какая первая работа была?

Первая моя работа была в 7 лет. Я в течение месяца разгружал кирпичи. Заработал 15 рублей, в те времена нормальные деньги были.

Во времена университета я много где работал временно, а в конце три года проработал оператором тех.поддержки. Делал 100-150-200 звонков в день и мне очень нравилось говорить, решать проблемы, помогать. Потом пришло время заканчивать этот этап, и я стал искать работу бизнес-тренером.

В то время как раз познакомился со своим партнером в жизни и бизнесе – Викторией, которая потом стала моей женой. Именно она навела меня на путь тренера. Она сама тогда уже была отличным тренером. Мы с ней много чего уже сделали и еще много чего обязательно сделаем!

Я искал работу бизнес-тренером, но везде нужен был опыт. За 2 месяца провалил 40 собеседований! А на 41-м собеседовании устроился к Глебу Архангельскому в «Организацию времени». Мы с ним проработали вместе почти 7 лет: с 2006 по 2012 годы. Я быстро стал директором по консалтингу, работал с разными корпорациями.

А твоя собственная компания «Правила игры» с чего началась? Какая миссия у нее?

Глеб Алексеевич продал компанию «Организация Времени», и мне нужно было куда-то двигаться дальше. Я давно уже вынашивал мысль заняться консалтингом в области корпоративной культуры. Поэтому принял решение создать компанию «Правила Игры», миссия которой – помогать создавать сильные и светлые организации.

Как у тебя этот запрос сформировался? Или ты от рынка шел?

Конечно, был большой запрос от текущих клиентов. Я просто увидел, почувствовал, что хочу этим заниматься.

В консалтинговых проектах по тайм-менеджменту меня не устраивало то, что люди неэффективно тратят на работу очень много энергии. Мы стали помогать им оптимизировать потери рабочего времени, создавать договоренности и правила управления временем.

Но при этом в одних проектах все отлично стало работать, и клиенты были очень нам благодарны, выигрывая много времени. А в других компаниях мы только наносили вред, увеличивая количество неработащих правил. Почему так?

Тогда я подумал, что люди просто не умеют играть по правилам и решил, что нужно научить людей этому, помогать им создавать то, что сделает их более эффективными – командные договоренности, а не приказы сверху.

И это стало работать! Важно, чтобы это были не мертвые, а живые правила. Не бездушный регламент.

Мы нащупали идею, что правила – это коллективная ответственность, и о них обязательно надо договариваться, чтобы они были живыми, чтобы они работали.

Что было потом? Какие следующие этапы развития были?

Потом было знакомство со спиральной динамикой. Пришло понимание, что есть следующие уровни после создания культуры правил, в целом понимание того, как строится развитие организации.

Дальше был «Бизнес со смыслом». Это сообщество, объединяющее предпринимателей и менеджеров, создающих сильные и светлые организации.

А кому и как пришла идея стажировок в других компаниях?

Идея пришла к нам с Викторией вдвоем, когда прочитали «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу. Сначала мы подумали, что что-то не так: слишком красиво написано. Поэтому мы решили съездить и своими глазами все посмотреть. Весной прошлого года мы анонсировали проект, осенью сделали первый тур. Следующей весной съездили в Европу, а теперь снова в США с помощью Maliktrip. Уверен, что новая поездка будет еще круче.

Какая компания из тех, где ты был, запомнилась больше всего и почему?

Каждая произвела неизгладимое впечатление. По-своему. Этим и круто ездить в разные организации. «На вершине нет секретов» – как любят говорить американцы. У каждого свой путь туда. И его очень интересно изучать.

Можешь тезисно рассказать о тех компаниях, которые запомнились?

Morning Star запомнились простой для понимания, но сложной для исполнения схемой. По ней любого человека можно очень быстро всему научить. Всего два принципа:

  1. Нельзя применять насилие. Все добровольно. Консенсус, но только между двумя людьми, – это очень важно.
  2. Если договоренность достигнута, то она железно должна быть выполнена.

Очень жесткие, но нереально крутые принципы.

Если мы не договариваемся и пререкаемся дальше, то привлекается посредник, которому оба доверяем. Если это не помогает, то собирают совет. Если и это не помогает, то ситуацию должен разрулить генеральный директор. Он единственный, кто находится выше всех по уровню, все остальные равны. Чаще всего до него не доходят такие проблемы и все решается спокойно.

Такая же система есть у Андрея Кривенко во ВкусВилл. Они внедрили ее себе и она неплохо работает.

Компания Invitae понравилась абсолютно прозрачной обратной связью. Они достигли этого на высочайшем уровне.

А чем занимается эта организация?

Это компания с очень классной амбициозной целью – мир без болезней. Они разработали упреждающую методологию диагностики любых заболеваний. Раньше она стоила сумасшедших денег, но с каждым годом становится дешевле.

Какие тезисы оттуда ты можешь сходу вспомнить?

Не бояться обратной связи. Безусловная прозрачность обратной связи.

Какие еще компании запомнились?

Понравилась Patagonia. Пока мы были только в магазине. В следующий раз надеемся поехать с тобой в их офис. Patagonia – это безумная энергия идеи «Мы спасаем планету». Ты покупаешь пуховик в три раза дороже, чтобы быть сопричастным к классной цели. Их вещи наполнены энергией. Их пожизненная гарантия, которой мне пока даже не приходилось пользоваться, потому что у вещей отличное качество. Все это очень вдохновляет.

Zappos любопытные, но у меня создалось ощущение, что они там многое не договаривают. Нам так и не показали сам call-центр. Если сравнивать их с российской «Точкой», то ТОЧКА – круче! Вот этот банк действительно живет по холократии, и у них потрясающая энергетика.

Из европейских ребят понравились Buurtzorg. Это другая идея самоуправления – полностью автономные команды, которые могут закрывать любые вопросы. Мне кажется, эту концепцию можно применять для самоорганизации школ, полицейских участков.

Базовая мысль в том, что если ты служишь какой-то миссии, если ты полностью ею пропитан, то тебе не нужен руководитель. Предназначение само будет двигать тебя, надо просто ему следовать. Buurtzorg сделали это для 11 тысяч медсестер.

Интересное впечатление остались от госпиталя Heiligenfeld. У них довольно простая идея: найти спокойное место и лечить там людей. Они располагаются в потрясающих местах, там где крутая природа, птички поют. Они работают с больными с психосоматическими расстройствами и предлагают рабочую модель, которая позволяет пациентам быстро адаптироваться после стрессов большого города.

Еще очень понравились RHD, конечно. Их основные пациенты – афро- и латиноамериканцы. Потому что чаще других эти люди оказываются брошенными, лишенными заботы. И такие клиники берут на себя очень важные функции: оказывать те же услуги, что получают обеспеченные люди, но за счет общества. Все-таки сильно общество, которое может позволить себе тратить 200 000 долларов на лечение одного психического больного! Это высокий уровень развития.

Кем ты себя видишь лет через 5? Где бы ты хотел оказаться?

Я все также вижу себя консультантом. Хочу дальше продолжать помогать организациям. Но уже на другом уровне – в рамках масштабных консалтинговых проектов с командой сильных консультантов. И, конечно, хочется сделать ощутимый вклад в то, чтобы наша Родина стала еще более сильной и светлой страной.


Любое использование материалов разрешается только при указании прямой ссылки на источник.