Интересные материалы
December 31, 2018

Дневник состояний

Автор: Руслан Гафаров

Как и обещал, делюсь чек-листом, который я разработал для себя, исходя из книг и личного опыта.  Этот инструмент - отличный способ сделать новый год продуктивнее.

Важная часть моего чек-листа – это дневник состояний.

Первое, что я делаю при работе с картой – трекаю настроение. Какие ситуации были в течение дня, какие мысли и чувства возникали, какой вывод я сделал.

Ежедневно на такой анализ у меня уходит не более 10 минут.

Почему это важно и зачем я это делаю

Часто бывает, что мы находимся в определенном состоянии не потому, что выбрали в нем находится, а потому что мир вогнал нас туда. Но мы – не есть мир, а мир – не есть мы. Мы сами должны выбирать, каким будет наше тело, о чем нам думать и какие чувства испытывать. И мы действительно можем этим управлять.

Кто-то может расстроиться оттого, что на улице пошел дождь. Но взрослые люди в душевном спокойствии обычно не делают этого, потому что глупо расстраиваться из-за дождя.

Или, например, еще одна частая ситуация: подрезали на дороге. Мы начинаем думать о человеке много нехорошего, можем попытаться тоже его подрезать, выйти из машин и наговорить друг другу кучу «приятных» слов. Или того хуже: поцарапать машину при попытке проучить лихача. У меня и такие ситуации бывали. А потом возникают мысли: «Ну и зачем вообще это надо было делать?». Мы можем выбирать, как нам реагировать на ту или иную ситуацию.

Для того, чтобы осознавать, в какой я ситуации, я делаю анализ: выписываю ситуацию и оцениваю, какие мысли, чувства и реакции в теле у меня возникли в связи с ней.

Например: я повздорил с каким-то парнем.
Мысли: «Он охерел!»
Чувства: раздражение
Реакции в теле: я заметил, что когда я испытываю негатив, у меня появляется боль в груди. Раньше я думал, что это межреберная невралгия, но оказалось, что это эмоции. Просто избавившись от неприятного чувства, я могу убрать боль в теле.

Наши мысли глобально влияют на материальное, на химию тела. Оттого, что возникает то или иное чувство, меняется химия крови, гормоны по-другому работают. От этого могут приходить болезни, ухудшаться состояние, просто потому, что ты думаешь не в ту сторону. Представь, как значимо это в масштабах жизни!

После описания мыслей, чувств и реакций, я пишу вывод. Какая метапрограмма сработала во мне, какими глубинными мотивами я руководствовался в ситуации.

Глубинный мотив

Это очень важная штука, которую я особенно ярко понял здесь, в Долине.

У большинства людей из России глубинный мотив – власть. Мы хотим показывать всем какие мы крутые через бренды и статус.

Когда ты приезжаешь в Долину, ты видишь другую картину. Здесь людям вообще не важно какие у них машины, какие бренды на них надеты. Они могут быть долларовыми миллионерами, но выглядеть при этом, как охранник в супермаркете. Здесь люди не коллекционируют бренды, они хотят быть лучшей версией себя вчерашнего. Этот глубинный мотив называется достижения.

Есть еще третий мотив – мотив причастности. Если смотреть на крайности, то это религиозный фанатизм, футбольные фанаты. Характерные мысли в этом состоянии: «Я хочу быть с этими людьми, потому что они крутые». Так формируются разные сообщества, клуб по интересам.

Кстати, в Zappos многие работают на мотиве причастности. Там огромное количество взрослых людей, в районе 30-40+ лет, которые не нашли себя в жизни и единственное, что у них осталось, это почувствовать себя в семье, в команде.

Любая организация должна иметь в себе все глубинный мотивы. Но я вижу, что в Долине больше вытягивают мотивы достижения.

Свои жизненные ситуации я тоже трекаю по глубинным мотивам. Из какого мотива я действовал: из достижения, из власти или из причастности. Потом анализирую из каких мотивов действовал человек, с который я общался. Это помогает научиться распознавать ситуации в моменте, а не потом.

Все та же ситуация на дороге: меня подрезали и я хочу вовлечься, но успеваю подумать: во-первых, я испорчу себе настроение. Во-вторых, раз чувак ведет себя так, значит скорее всего он в мотиве власти. Это нормально, он такой. Хочу ли я сейчас демонстрировать свои умения в мотиве власти? Нет, мне это не надо, поехали дальше.

Триггеры

Второе, что я анализирую – что стало триггером. Бывает так, что живешь в каком-то состоянии, но ты не понимаешь его. По чек-листу я пишу, как осознал свою ситуацию.

Описываю состояние
Делаю тест 1: как я понял, что я в этом состоянии
Делаю тест 2: что я сделал, чтобы выйти из состояния (мысли, упражнение или еще что-то)
Выход: как я вышел из ситуации, как переключился и перестал быть в том состоянии.

В моем чек-листе много пунктов, но я редко прохожу по всем из них. Чаще только по основным, которые описал выше. С помощью этих инструмента можно управлять своим вниманием. Потому что если ты не осознаешь, где твое внимание, им управляет кто-то другой.

Ну и в завершении бонус от меня и Валеры Черкасова. Приложения, который мы используем чаще всего.

Мои:

iThoughts – здесь я рисую майнд-карты, все проекты и планы.
OmniFocus – все задачи на сегодня, входящие задачи, контексты и т.д.
Evernote – недавно начал использовать для информационных заметок.
Notability – в тестировании сейчас, тоже для заметок

Для работы с командой используем Asana.

Валера Черкасов:

Just3 – ставишь три важные задачи и задаешь время на выполнение каждой. Выскакивает напоминание и помогает быть в фокус.
Томатная – для работы над задачей в течение 30 минут.
Trello – там все бизнес-процессы, планирование и т.д.