Аудиофилия
January 5, 2019

Страсти по проводам. Часть 1.

Продолжаем подводить итоги 2018 года. На этот раз итог будет промежуточным, потому что тема обширна и неоднозначна. Очень много субъективизма.

#разборки_года Аудиофилия.

Заранее предупреждаю, текст будет длинным, потому запасайтесь попкорном.

Признаюсь до 2018 года я не страдал болезнью "аудиофилия". Самое большое — это замена акустических кабелей для моих старых колонок S90. В то время я находился в стане ярых оппортунистов и считал, что кабели на звук если и влияют, то лишь слегка. Но моя "легенда" была разрушена. Замена штатных "соплей" на совсем недорогие belsis открыла для меня ранее неочевидные понятия в описании звука, как "прозрачность" и "воздушность". Но это было давно и не получило никакого дальнейшего развития. Тем более, что начались "темные времена" MP3 звука.

Наступил 2018-й. В феврале на ДР мне подарили Bluetooth наушники B&O Beoplay H7, о которых я упоминал ранее. Тогда же мы решили провести очередную тусовку, на которых мы за пивом обсуждаем новые гаджеты и технологии. На этот раз решили посвятить собрание теме мобильной аудиофилии. Обсуждали наушники, аудиофильские плееры, мобильные ЦАПы. Чтобы не быть голословным, я купил тогда свой второй мобильный ЦАП/усилитель от китайской компании FiiO Q1 Mk II.

До этого у меня был другой представитель славного семейства FiiO E17 Alpen, который как-то не прижился и был разыгран на встрече среди приглашенных.

Можно сказать, что "аудиофильская муха" укусила меня именно после той знаменательной встречи. В особенности мне понравилось звучание джаза в новых наушниках в формате DSD. Тем не менее, в силу не особенно удобной компоновки, наличия проводного подключения, достаточно глючной программы FiiO Music ЦАП отправился в свою белую коробочку до лучших времен.

Маленькая ремарка. Если положить на одну чашу весов качество, на другую удобство, для меня перевесит именно удобство.

Я продолжил слушать музыку по Bluetooth с iPhone, используя Apple Music. Параллельно с этим скачивал с торрентов флаки, конвертировал их в ALAC и складывал в свой музыкальный архив на NAS Synology. Каталогизацию, обработку и воспроизведение всего этого добра доверил мультимедийному комбайну по имени Plex.

И как любой комбайн, Plex, в основном заточенный на каталогизацию и воспроизведение видео, с аудио справлялся так себе. Во-первых, как оказалось, при поддержке различных форматов, в том числе и Hi-Res, кроме ISO-образов и DSD, воспроизводить может только в стандартном разрешении. Хотя это не смертельно, но неприятно. Во-вторых, что оказалось куда более критично, при росте библиотеки в силу архитектурных особенностей самой программы и маломощности NAS все стало адски тормозить. Тут уж не до удобства.

Я посетовал на данную проблему Александру Басову, и он посоветовал мне посмотреть в сторону roon, к которому он и сам пристально приглядывался. Это была роковая ошибка, т.к. произошло вторичное инфицирование "аудиофильской заразой". Более глубокое и продолжительное, продолжающееся и по сей день, но перешедшее в более латентную форму.

roon оказался действительно крутым. Но речь не о нем. Если будет интересно могу посвятить ему отдельную статью. Результатом заражения стала покупка сетевого стримера на базе Raspberry PI HiFiBerry DAC+ Pro, фронтальной акустики от молодой шотландской компании Fyne Audio, F302, интегрального стерео усилителя Emotiva TA-100 и аудиофильского плеера FiiO M9.

Если вы еще не устали спешу сообщить, что мы как раз подошли к интересному моменту, связанному с заглавием нашей статьи.

Страсти по USB

В ожидании заказанного из Швейцарии сетевого стримера настало время вернуть к жизни портативный ЦАП FiiO Q1. В качестве источника звука с установленным на нем roon core был использован мой старый Mac mini с подключенным к нему по USB Q1. По случаю решили устроить тест и слепое прослушивание. Сравнивали звучание одного и того же трека в формате DSD через FiiO и интегрированный ЦАП моего штатного ресивера Yamaha RX-A870. В гости ко мне приехал Александр Томело, чтобы ознакомиться с моими новыми гаджетами. Так вот при прослушивании выяснилась интересная особенность. Александр несколько раз сомневался, что я ему ставлю одну и ту же композицию, настолько звук отличался. Звуку с USB ЦАПа явно не хватало детализации, как будто он пробивался сквозь вату. Выяснить причину на тот момент не удалось. Списали на бюджетность ЦАПа FiiO. Однако, я не привык так быстро отступать, и решил разобраться с вопросом более досконально, особенно после прочтения статьи на СТЕРЕО.ру про влияние USB кабелей на качество звучания. Параллельно стал искать аудиофильский USB кабель. Поиски не увенчались успехом (не нашел кабеля с microUSB). Зато начал испытывать все кабели в доме, который попадались под руку, а их не мало. Перебрав все и не получив сатисфакции, я решил заглянуть в коробку от FiiO, и о чудо там оказался комплектный USB кабель, который я не удосужился даже из пакетика вынуть, настолько был уверен в том, что цифру испортить невозможно. Здесь по сценарию должна звучать барабанная дробь. Поможет ли звуку замена кабеля, или это очередная "легенда"?

И... Да. Помогло. Звук сразу подорожал баксов на ... Вата пропала, все встало на свои места.

Мораль, используйте комплектные кабели от устройств, особенно если эти устройства объявлены как аудиофильские.

Тем временем приехал мой швейцарский ножик конструктор.

Mac mini переехал поближе к NAS. Стример с доставкой и растаможкой обошелся в $150, что по аудиофильским меркам совсем недорого. Он отлично интегрировался в систему и по качеству звука ничем не уступал ЦАПу в ресивере. Казалось бы, на этом можно ставить точку. Но точку ставить не хотелось. Какой то зуд сохранялся. Вроде чего то в звуке не хватало, какого то мяса, что ли.

"Аудиофилы" посоветовали взять погонять стереоусилитель, мотивируя это тем, что современные ресиверы заточены на кино, а не на музыку, и хороший звук можно получить только, если использовать настоящий стерео усилитель, даже если купить его на барахолке. Усилитель я затестил, а потом и приобрел свой, хотя не с барахолки, но относительно бюджетный. О нем я писал выше. Стационарный сетап я можно сказать закончил, но ожидаю еще один компонент. Это активный переключатель акустических систем, который я заказал в Ярославле на бывшем оборонном заводе. Изделие называется Русич. Должно было приехать еще до НГ, но задержалось и теперь зависло до конца каникул в Смоленске.

Для чего оно мне. Ответ очевидный. Хочу быстро переключать треки с ресивера на усилитель и понять, а нужен ли мне был усилитель в действительности? Если звук будет отличаться незначительно, думаю с усилителем на время распрощаюсь. Уже есть желающие на него.

Страсти по наушникам

История постепенно приближается к развязке, но не к завершению. Хотелось бы отметить, что 80% времени я слушаю музыку в наушниках в дороге. И, в основном, качества iPhone и Bluetooth H7, особенно в дороге, хватало за глаза. Но к текущему моменту я уже был "укушен" мушкой "аудиофилой", и хотелось испытать новые впечатления. На сей раз на тест был взят очень интересный и признанный в аудиофильской тусе мобильный ЦАП со стримером Chord Mojo + Poly.

Огромное спасибо Виталию Шуравко за предоставленные экземпляры, а заодно и за экспресс тест наушников Focal Utopia.

Общая стоимость Mojo+Poly+case от $1200. Utopia и вовсе из высшей ценовой категории. Я о таком даже и не мечтаю. Однако сцепка Mojo+Poly имеет сертификат roon ready. Именно поэтому мне хотелось ее испытать. Заодно посетил своего старого друга Диму Шунина, который закончил свой домашний винилово-аудиофильский сетап. Это не значит, что я смотрю в сторону винила, хотелось просто сравнить источники. Забегая вперед, хочу сказать, что Mojo проиграл вчистую, хотя и остались вопросы.

Однако история про Mojo здесь лишь для того, чтобы плавно подвести вас снова к заглавию этой статьи, а именно страсти по проводам. Оставшись в некотором смысле неудовлетворенным результатом тестов, но все еще желающим слушать качественный саунд в наушниках, я решился на покупку только что вышедшего на рынок аудиофильского плеера FiiO M9. Накануне китайцы как раз обновили прошивку, и плеер из коробки стал поддерживать сервис Tidal, а если немного пошаманить, то и roon.

Кроме всего плеер поддерживает все возможные на сегодня Bluetooth аудиопрофили, в том числе AAC, AptX, AptX HD и все LDAC. Работает все это чудо на урезанном Android. Построено по схеме дуал моно с отдельным ЦАП на каждый канал и оснащено 2-я выходами на наушники стандартным и балансным. При этом сохраняет стоимость на приемлемом уровне.

Во всей этой сладко замешанной бочке меда, конечно должна была остаться хоть маленькая, но ложечка дегтя. Не нужно забывать китайского происхождения устройства.

На тормоза интерфейса и программ можно закрыть глаза, хотя после iPhone X это слегка напрягает. Сверхчувствительные кнопки паузы и перемотки были отключены в спящем режиме сразу, потому что даже легчайшего прикосновения к ним достаточно, чтобы скакнуть на другой трек или остановить воспроизведение. Зато от нужной кнопки бэк/хоум отказались совершенно необдуманно. Управление свайпами при общей тормознутости явно не прибавляет спокойствия. Но не это главное. Мы же про звук.

Звук шикарен из родного приложения, которое работает с локального накопителя или по DLNA, правда по DLNA не поддерживается DSD и ISO образы.

А вот с Tidal оказалось не все в порядке и не только в стриме, но и локально. В одном из постов на Фейсбуке я как-то рассказывал о том как мне понравилось слушать AptX в сравнении с AAC на iPhone. Правда потом я сравнил их оба более тщательно, и оказалось, что они примерно равноценны, и сравнимы с MP3 320.

Еще в плеере есть такая фишка, как индикатор в виде логотипа FiiO, который подсвечивается разным цветом, в зависимости от качества музыкального потока, MP3 - синий, обычный флак - розовый, Hi-Res - желтый, DSD - зеленый.

Так вот воспроизведение с Tidal закрашено в синий цвет, как MP3. Я думал, что это просто глюк программы. Я начал пробовать слушать то по блутуз, то по проводу, и разницы почти не ощущал. Что за ерунда подумал я. И тут меня осенило. Кажется я снова взял некомплектный провод. Сегодня ночью, рискуя получить по башке от спящей супруги, нашел нужный кабель, и о чудо. Мои наушники запели как божественные горны. Но не на Tidal, а на roon и на встроенном плеере. Т.е. синий цвет с Tidal не врал. Вместо православного флака играет богомерзкий MP3.

И снова плохой кабель снивелировал качество звучания плохого и хорошего источника. Получается, что очень легко можно свести все старания и потраченные деньги на дорогие компоненты, просто используя плохие кабели.

К этому месту мой читатель уже окончательно выбился из сил, поэтому перейдем к предварительным итогам и предстоящим тестам в 2019 году.

Предварительные итоги. Правило Парето 80/20

Итак, итоги мои не носят объективный характер, но выстраданы на собственной шкуре:

  • Аудиофилия — это болезнь
  • Провода имеют значение
  • Стоимость компонентов в системе должна быть сбалансирована, нельзя одним дорогим улучшить систему кардинально, определяющим будет самое слабое звено
  • MP3 320, AAC 256, AptX закрывают 80% потребностей человечества в качестве звука
  • Аудиофилия начинается от стоимости компонентов от $500
  • Качественные показатели системы нелинейно зависят от цены. При переходе от стоимости компонентов с $500 до $1000 вы скорее всего почувствуете серьезную разницу, а вот от $1000 к $2000 уже вряд ли, там потребуется более радикальный шаг
  • Hi-Res добавляет в звучание воздуха, но это не панацея
  • После определенной стоимости (у каждого она своя) начинается чистая эзотерика
  • Идеал недостижим, потому нужно вовремя остановиться

Что нас ждет в 2019?

  • Слепое испытание ресивера Yamaha RX-A870 и интегрального усилителя Emotiva TA-100
  • Тестирование изодинамических наушников Acoustic Research AR-H1 при обычном и балансном подключении
  • Надеюсь, излечение от болезни