July 9, 2020

Освободить эмоции

Человеческое сознание – это телесно воплощенный и погруженный в отношения процесс, который регулирует поток энергии и информации».

ДэниэлСигелМ

Мы– эмоциональные существа и мы были рождены выражать эмоции свободно и открыто. Однако в процессе жизни многие из нас научились подавлять эмоции, особенно те, которые считаются «негативными», чтобы приспособиться, заслужить любовь и быть принятыми. Таким был и мой опыт.Я

Явыросла в доме, где девизом было: «Детей должно быть видно, но не слышно». Выражение эмоций разрешалось лишь отчасти, не говоря уже об их принятии. Не было никого, кто мог бы признать наши чувства или помочь нам прожить их здоровым образом. Наш гнев встречали ответным гневом, наш страх не признавали, и стыда было предостаточно.

«Человеческое сознание – это телесно воплощенный и погруженный в отношения процесс, который регулирует поток энергии и информации».

Дэниэл Сигел

Мы – эмоциональные существа и мы были рождены выражать эмоции свободно и открыто. Однако в процессе жизни многие из нас научились подавлять эмоции, особенно те, которые считаются «негативными», чтобы приспособиться, заслужить любовь и быть принятыми. Таким был и мой опыт.

Я выросла в доме, где девизом было: «Детей должно быть видно, но не слышно». Выражение эмоций разрешалось лишь отчасти, не говоря уже об их принятии. Не было никого, кто мог бы признать наши чувства или помочь нам прожить их здоровым образом. Наш гнев встречали ответным гневом, наш страх не признавали, и стыда было предостаточно.

Мои родители не показывали пример того, как иметь дело со сложными эмоциями, потому что сами с трудом справлялись с ними. Когда они проявляли эти эмоции, я часто чувствовала себя подавленной и не соответствующей ожиданиям, стыдясь своей неспособности быть «хорошей девочкой».

Я выучилась прятать мою боль глубоко внутри, чувствуя себя невидимой, пристыженной, разозленной, одинокой, и неспособной просить о том, в чем я нуждалась. Пытаясь скрыть боль – от других и от себя – я возводила стены, меняла маски и продолжала сражаться. К чему бы это ни приводило.

Моя боль была спрятана так глубоко, что я не осознавала её вплоть до появления моих собственных детей. Материнство разбередило старые раны, «карточный домик» рассыпался, и я начала освобождаться от пут.

После того, как мне стукнуло тридцать, перед лицом растущей тоски и надвигающейся депрессии – и движимая желанием быть лучшей матерью для своих детей – я начала разбираться с подавленными воспоминаниями и осадком старых эмоций, которые заставляли меня страдать от посттравматического стрессового расстройства, хронических болей в спине, радикулита, мигреней и тревожности.

Будучи ребенком, я пряталась от эмоциональной боли, погружаясь в мир книг, музыку и учебу. Повзрослев, я поняла, что достаточно сильна для того, чтобы встретиться с болью лицом к лицу. Я больше не маленький ребенок, мне нет нужды прятаться. Сейчас я стала более зрелой и у меня есть ресурс. Мне необходимо наконец встретиться с этой болью, которой был перегружен мой юный мозг, и начать излечивать её.

Правда в том, что все мы порой прячем свои эмоции. Мы притворяемся, избегаем неприятных эмоций и отрицаем их в попытке самосохранения. Это защитный механизм.

Чаще всего мы поступаем так с трудными чувствами, такими как стыд, страх или злость. Когда мы переживаем эмоционально поражающие нас события и мы неспособны разобраться, что происходит, принять наши чувства и выразить их через тело и мысли, мы прячем их поглубже, там, где другие не смогут их увидеть. И в конечном итоге мы прячем их от самих себя. Но они никуда не уходят, они всё ещё здесь.

Не нашедшие выхода эмоции остаются запертыми в нашем теле, где они растут, подобно гнойнику, оттягивают на себя нашу энергию, приводя к выгоранию, эмоциональной неуравновешенности и, наконец, к болезни. Когда мы подавляем эмоции постоянно, мы создаем очаг токсичности в нашем теле, уме и сердце.

Эта непереработанная эмоциональная энергия хранится в наших органах, мышцах и тканях. Она ведет к воспалениям и хроническим проблемам со здоровьем и подрывает наше жизненное благополучие.

ТРИ ШАГА К ПЕРЕРАБОТКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ, ЗАСТРЯВШЕЙ В ТЕЛЕ

Противоположностью подавления эмоций является их выражение. Чтобы переработать эмоциональный дистресс, пропустить его через тело и выпустить наружу, чтобы он там не застревал, мы должны учиться выражать наши эмоции здоровым способом, через тело и сознание. Но для начала мы должны научиться узнавать и принимать наши чувства, в то время как они приходят и уходят.

Шаг 1. Узнать (самоосознавание)

Задача в том, чтобы узнать эмоцию и почувствовать её в теле. Осознанность начинается именно с этого. Цель состоит в том, чтобы заметить, что происходит внутри нашего тела, принять это и полностью прочувствовать, без осуждения.

Если вам хоть раз встречалась теория Тары Брах о радикальном принятии, вам должно быть знакомо название практики R.A.I.N. (буквальный перевод «дождь» — прим.) Эта аббревиатура расшифровывается – Распознать, разрешить, исследовать и насытить (состраданием к себе). И это, согласно Брах, «…немедленно меняет ваше привычное сопротивление опыту нахождения в настоящем моменте».

Буддийское учение говорит о том, что причиной человеческого страдания является неприятие и сопротивление происходящему. Принятие – освобождает, и R.A.I.N. учит принимать наш опыт настоящего момента, вместо того чтобы бежать от него. Она учит нас встречать любую трудность лицом к лицу, с состраданием к себе и пониманием того, что это пройдет со временем.

Мы должны чувствовать, чтобы излечиться – мы должны получить опыт полного проживания эмоции, чтобы разобраться в ней и интегрировать в наш опыт.

Но мы должны чувствовать эту эмоцию в теле, это принципиальный момент. Как пишет Тара Брах: «Если процесс осознания сложной эмоции останавливается на уровне интеллектуального познания без проживания телесного опыта, настоящее принятие, понимание и внутренняя свобода, которые являются сущностью настоящего исцеления, не будут полными».

Практикуйте осознанность, чтобы научиться лучше узнавать ваши чувства и наблюдать телесные ощущения, связанные с этими чувствами, по мере того, как они приходят и уходят в течение дня. Не забудьте о самосострадании, когда вы встречаетесь с наиболее тяжелыми чувствами.

ПРАКТИКА:

Посидите несколько минут с закрытыми глазами. Прислушайтесь к вашему телу, отнеситесь к нему с любопытством.

Как ваше тело чувствует себя прямо сейчас? Вы чувствуете где-то давление или покалывание? Где? Вы чувствуете тяжесть, жар, сокращения мышц, тепло или холод? Каковы текстура, вес и форма ощущений, которые вы замечаете в своем теле? С какими эмоциями связаны эти ощущения? Можете ли вы направить ваше дыхание в те места, которые привлекли ваше внимание? Что эти части тела хотят сказать вам? Чего они хотят?

Шаг 2: Реакция (самовыражение)

Эмоции должны быть выражены, чтобы быть проработанными. Цель – пропустить энергию эмоций через наше тело и выпустить её, чтобы дать ей уйти.

Это самовыражение должно быть подлинным и воплощаться в теле. Помните, что настоящее исцеление происходит, когда тело и ум взаимосвязаны, поэтому выражайте эмоцию на телесном уровне в первую очередь.

Продолжая сидеть, спросите себя: Что эта эмоция, с которой вы только что взаимодействовали, хочет от вас? Что сейчас ощущается правильным? Что вам нужно?

Может быть, вы чувствуете необходимость поплакать, покричать в подушку, пойти поплавать, на прогулку или пробежку, потанцевать, побить боксерскую грушу, пойти повозиться в саду, на йогу, таппинг (система саморегуляции с помощью постукивания по определенным точкам тела) или TRE (Tension & Trauma Release Exercises – система расслабляющих упражнений, основывающихся на вибраций и тряске – прим.), нарисовать свои чувства или просто глубоко вздохнуть, подставив лицо солнцу – сделайте все, что будет ощущаться, как освобождение.

Вы освободите отравляющую эмоцию, которую вы носите внутри себя, и освободите себя от её оков.

Этот шаг можно совместить с одним из лучших способов эмоционального исцеления – ведением дневника. Письменные практики могут стать целительным опытом узнавания себя, воссоединения с подлинным «я» и проработки глубочайших чувств и эмоций.

Когда мы пишем, мы даем голос нашему внутреннему миру. Мы исследуем и осмысливаем то, что происходит внутри нас и вокруг нас. И мы приобретаем новое видение: описывая наши страхи и раны, мы можем взглянуть на них со стороны, вырваться из их объятий и, наконец, дать им уйти. Это отпускание может быть действительно целительным.

Пишите в дневник ежедневно, чтобы все лучше и лучше выражать и прорабатывать ваши чувства. Не подвергайте себя цензуре и не осуждайте, выпустите всё наружу, совершенно не фильтруя. Через какое-то время ваш дневник станет безопасным местом для вас, чтобы освободить себя, сойти с мертвой точки и двигаться вперед.

У нас часто нет времени и места, чтобы анализировать эмоции в тот момент, когда мы их испытываем, поэтому убедитесь, что вы нашли возможность прочувствовать их и написать о них в конце каждого дня.

ПОДСКАЗКА

Что происходит в вашей жизни прямо сейчас, что вы хотели бы поменять? В чем источник самой большой неудовлетворенности? Пока вы пишете, замечайте ощущения в вашем теле. Обращайте внимание на части, которые немеют, болят или мерзнут. Что они пытаются вам сказать? Что нуждается в исцелении, внимании или изменении?

Шаг 3. Перезагрузка (забота о себе)

Если мы привыкли пренебрегать телом и игнорировать чувства, придется заново посвятить себя заботе о душе и теле и позволить себе некоторые исцеляющие привычки, которые принесут нам чувство благополучия.

Цель – в том, чтобы заново настроиться на свое подлинное «я», вновь стать расслабленными и открытыми, вернуться к хорошему самочувствию и балансу.

Найдите время замедлиться и побыть в одиночестве, выберитесь на природу, займитесь творчеством, слушайте музыку, пока готовите ваш любимый ужин, медитируйте, чтобы очистить сознание и расслабить тело, примите ванну с пеной или вздремните, чтобы восстановиться. Позаботьтесь о себе, чтобы пробудиться к радости жизни и простым удовольствиям, которые будут питать ваше тело, разум и душу.

Мое путешествие к исцелению

Когда я решила взять ответственность за свое исцеление, я не имела ни малейшего понятия, с чего начать. Я, будучи книжным червем, быстро обнаружила терапевтический эффект ведения дневника. Он стал моим убежищем, местом, где я могла естественным образом соединиться со своим внутренним миром. Эта практика стала для меня надежным способом разобраться со своими чувствами. Я даже не подозревала, что я прятала внутри всю свою жизнь. Я обнаружила стыд, злость, страх, печаль и, в конце концов, самосострадание.

Практикуя осознанность, я научилась позволять моей боли проявляться, пусть на короткое время, а потом окружать ее нежной любовью и заботой. Моя боль была частью меня, а я устала бежать от нее. Пришло время встретиться с ней.

Я училась чувствовать постепенно моё тело постепенно, маленькими шагами, поскольку тревога от соединения с физическими ощущениями была очень сильной. Но я поняла, что единственный путь к свободе лежит через тело. Чтобы сдвинуть с мертвой точки «застрявшие» эмоции, что душили меня десятилетиями, я должна была позволить им быть, принять их. Мне пришлось прочувствовать и гнев, и стыд, и горе.

Постепенно я научилась давать моему внутреннему ребенку поддержку, которой он никогда не получал. Я слушала и признавала его боль – и помогала ему эту боль отпустить. Я научилась любить и принимать своего внутреннего ребенка. И, наконец, я научилась любить и принимать себя.

Исцеление – это затратный процесс. Не забывайте давать себе всю возможную заботу и сочувствие, которые вы проявили бы в отношении друга, перед которым стояла бы подобная задача. Отнеситесь к себе с пониманием, любовью и заботой. Это действительно тяжелая работа, и вы делаете все возможное, исходя из имеющихся ресурсов.

Загнанные в ловушку эмоции стоят у нас на пути. Они саботируют наши усилия по созданию той жизни, которой мы хотели бы жить, и делают нас несчастными. Освобождение эмоциональной энергии, застрявшей в наших телах, может развернуть наши жизни к лучшему. Это исцеляющий и освобождающий опыт. И вы его заслуживаете!

_________________

Автор: Джоанна Циолек, художник-самоучка, бывший мастер самокритики и адвокат осознанности.

Оригинал: https://tinybuddha.com/blog/how-to-release-emotions-stuck-in-your-body/

Перевод: Юлия Юдакова

Поделиться ссылкой: