February 29, 2020

Способы воздействия словами

1. Расширение рамки

В узкой рамке часто тесно. И результат предопределен. Поэтому, когда Вам задают некоторые рамки, нужно из этих рамок выходить.

  • Мы живем один раз. Глупо отказывать себе в попытках получить от жизни удовольствие.
  • Я думаю о наших отношениях. Мне кажется, ты слишком часто обижаешься по пустякам.

  • Мы живем один раз. Глупо отказывать себе в попытках получить от жизни удовольствие.
  • Я думаю о наших отношениях. Мне кажется, ты слишком часто обижаешься по пустякам.
  • Транспорт настолько непредсказуем, что мне иногда не удается верно подгадать.
  • Мы всегда ждем от старших заботу, но что мы делаем ради этого?

2. Модель мира

Сколько людей, столько и мнений. И есть мнения весьма авторитетные. Всегда можно найти авторитета, чья субъективная реальность благоприятна для Вас.

  • Если вы планируете вести дела с серьезными людьми, вы должны знать, что решать, воспринимать ли вас всерьез, они будут и по вашим часам тоже.
  • Психологи считают, что человека нельзя обидеть, если он не решил обидеться.
  • Да, я тоже считаю, что истинный патриот своей Компании должен ночевать на рабочем месте, чтобы не опоздать на работу.
  • Наш генеральный директор считает, что начальник должен заботиться только о тех, кто работает лучше других.

3. Детализация

Можно сузить рамку восприятия, и тогда в фокус попадет совсем не то, на чем заострил внимание оппонент.

  • Вы посмотрите, какой красивый циферблат!
  • А позой? Выражением лица?
  • Да, на 4 минуты и 12 секунд.
  • Я между прочим сегодня отговорил гендиректора отправить Вас в командировку на Курилы.

4. Уточнение

Вы не спорите – вы уточняете. Вы искренне пытаетесь понять, а для этого спрашиваете о многочисленных деталях.

  • На какую сумму вы рассчитывали?
  • А что мне нужно сказать, чтобы ты почувствовала себя лучше?
  • Что вы называете опозданием?
  • И как это должно проявляться?

5. Зеркало

А если вам поменяться местами, утверждение сохранит силу? Редко. Обычно люди дают себе больше прав. Но ловятся на ценность справедливости.

  • Если бы вы продавали хорошую вещь, вы бы запросили за нее меньше закупочной цены?
  • То есть когда ты молчишь, ты хочешь меня обидеть?
  • С вами такого не случалось?
  • Могу я попросить вас о встречной заботе?

6. Измеримость

Хороший способ сбить пафос – попробовать применить к ценности какую-нибудь шкалу или измеримый критерий. Готовьте линейку!

  • С какой цифры начинается «дорого»?
  • И на сколько секунд ты уже обиделась?
  • Как вы различаете опоздание и задержку?
  • Как вы измеряете заботу: в рублях или в выходных днях?

7. Последствия

Полезно указать на последствия подобных фраз и мыслей. Они, часто, такие захватывающие, что обсуждать вы будете уже их.

  • Без дорогих часов и дорогой костюм не играет.
  • На обиженных воду возят.
  • Если мы будем обсуждать мое опоздание, на работу времени не останется.
  • И в результате он делает все сам?

8. Намерение

Люди закладывают в свои действия смысл. Или не закладывают. В любом случае всегда можно указать на благие намерения. Или на подлые. В зависимости от вашей цели.

  • Вы хотите часы или сэкономить?
  • Я просто любуюсь твоими губами.
  • Я правильно понимаю, что вы хотите, чтобы я сделал работу в срок?
  • Вы хотите, чтобы начальник прекратил делать свою работу и начал заботиться?

9. О важном

Люди любят говорить о важном. И еще любят сравнивать важность. Вот этим пусть и займутся, а мы для этого будем ссылаться на высшие ценности.

  • Ваш социальный статус важнее сэкономленных денег.
  • Тебе важнее услышать правду или получить удовольствие от моих слов?
  • Мне кажется, что качество моей работы важнее времени прихода на работу.
  • А хорошо ли делать такие упреки начальнику?

10. Контрпример

Логика гласит: один контрпример доказывает ложность обобщения. Ищите исключение, и будет вам счастье!

  • Разве вам не доводилось покупать в кредит то, что вы не могли купить сразу?
  • Вчера мое молчание тебя не обижало.
  • Зато вчера я пришел вовремя.
  • Генри Форд не заботился, но был хорошим начальником.

11. Рекурсия

Что будет, если применить упрек к самому агрессову? Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива.

  • Нежелание себя побаловать дорого обходится.
  • Меня больше обижает, когда на меня обижаются по пустякам.
  • Не поздно ли говорить об опоздании? Его уже не исправить.
  • Разве это слова подчиненного?

12. Перевод стрелок

Наглость чистой воды. Мы заявляем: это обсуждать мы не будем – мы будем обсуждать другое. Доказывает это лишь наш тон. Но его обычно бывает достаточно.

  • То есть вам нужно подсказать, как накопить нужную сумму?
  • Давай лучше обсудим, как я отношусь к твоим обидам.
  • Я как раз хотел попросить вас подписать один акт!
  • Сейчас вам нужно думать о том, как усидеть на своем рабочем месте.

13. Переопределение

Назови трусость осторожностью, жадность бережливостью, а истеричность искренностью. Или напротив смелость глупостью, щедрость расточительством, а спокойствие равнодушием.

  • Отсутствие в наличии нужной суммы не повод наступать на горло своим желаниям.
  • Моя искренняя реакция тебя обижает?
  • Да, я пришел позже, чем вы ожидали.
  • Но он не должен превращать взрослых людей в своих детей.

14. Дополнение

Сразу утверждать противоположное не всегда удобно. Но можно так согласиться, что смысл перевернется. Как? Внося свои дополнения и уточнения.

  • Конечно же, вы не можете их купить, не оформляя оплату в рассрочку.
  • Молчание может обидеть, только если не доверять молчащему.
  • Согласен, опоздания недопустимы, если они срывают важную сделку.
  • Да, если подчиненные отвечают ему взаимностью.

15. Аналогия

Все аналогии лживы. Зато эффективны. Мы не будем обсуждать предложенный вопрос – мы нарисуем картинку, исходя из которой нужный нам выход очевиден. И собеседник, согласившись с аналогией, сам сделает нужный вывод.

  • Если крестьянин жалеет семена, он никогда не дождется всходов.
  • Если у тебя нет зонта, под дождем ты промокнешь.
  • Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет.
  • Не стоит семилетнего ребенка кормить с ложечки.

Приведенные трюки не единичны. На каждый тип раскрутки можно придумать неограниченно много фраз-ответов.

Есть одно замечание, без которого этот урок был бы неполным. Вы можете использовать перечисленные техники как для простого развлечения, внося в занудные разговоры нотку разнообразия, так и для того, чтобы расшатать ценности и убеждения своего собеседника. Во втором случае вы открываете мозг человека для изменений, и можете наполнить его собственными программами.

Поэтому используйте эти знания с осторожностью.

Для тренировки в словесной эквилибристике вам не нужен тренер и группа. Первоначально достаточно просто посидеть и пописать раскрутки на бумаге. А потом тренировать в жизни.