ВсОШ
June 13, 2022

Андрей Ленглер о ВсОШ по обществознанию

В сентябре Андрей поступил в МатЭк нашей школы, а весной стал призёром всеросса по обществознанию. Мы поговорили с Андреем о его первой всероссийской олимпиаде и подготовке к ней.

Привет, Андрей! Как прошёл твой первый всеросс?

Это был мой первый заключительный этап, на котором я стал самым младшим участником и призером. Ощущения от олимпиады положительные, организация была на высшем уровне, я реализовал цель, однако единственная по-настоящему огорчившая меня вещь – это слезы сокомандников и моих друзей во время церемонии закрытия, смотреть на это было больно. Но как я уже сказал – олимпиада прошла лучше ожидаемого, я показал отличный результат.

Как ты готовился к олимпиаде?

Последние два месяца я усиленно занимался, благо сборная Москвы это позволяет. Каждый вечер (причем буквально каждый: семь дней в неделю, пятница – дистанционно) сборная собиралась на две пары. После регионального этапа на лекциях собиралось много ребят, однако после объявления проходных баллов на заключительный, уровень посещения упал в силу того, что для 11 классов проходные были высокие. На занятиях сборной я узнал много нового, разобрался в трудных темах и разделах обществознания.

Хотелось бы отметить вклад Дмитрия Леонидовича Блидмана и Михаила Антоновича Максимова. Благодаря их подготовке я ни разу не встретился с трудностями при решении экономических задач в обществознании, получил общую экономическую логику суждений, которая мне помогла во многих социальных кейсах тоже.

После так называемых вечёрок я вместе с командой отправился на сборы перед заключительным этапом. Так совпало, что сборы команды по обществознанию проходили в то же время, что и всеросс по экономике, поэтому, находясь на сборах, я всячески мониторил ситуацию вокруг закла экономики, старался поддерживать одноклассников, участвовавших в нём.

Андрей на всероссе по обществознанию 2022

Как ты чувствовал себя во время всеросса?

Приехав на сам всеросс в Вороново, я не ощущал волнения, получал серьезную поддержку от ребят, еще несколько дней назад писавших экономику в тех же стенах, от Дмитрия Леонидовича. В день приезда у меня не было времени на волнение, я изучал территорию усадьбы Вороново и сам санаторий. На следующий день всех участников ждал первый тур – тестовый, однако, как по мне, он не совсем оправдывает свое название, ведь в нем присутствует большое количество задач с открытым ответом, например, по статистике или культурологии.

За полчаса до тура вся сборная собралась на первом этаже чтобы сдать телефоны тренерам и… поесть чупа-чупсы, именно их тренеры команды тогда раздали всем участникам из столицы. В каждый из дней именно последняя половина часа перед туром была самая расслабляющая, играла музыка, все желали друг другу сил и нервов, «отбивали кулачки», ну, и «заправлялись» розданными чупа-чупсами.

Открыв задания первого дня, я понял, что этот тур мне под силу, я получил полное удовольствие от его написания. Похожая ситуация оказалась и со вторым туром – проектом. Формат данного тура предусматривает чтение трех текстов примерно по пять страниц А4 каждый, выделение их общей идейной основы и работы с ней. В этом году текста были посвящены явлению аномии, их авторами являлись Конфуций, Т. Гоббс и Р. Мертон. Прочитав данные отрывки, я узнал автора второго текста и заподозрил что-то знакомое в третьем, так и догадался, что все эти отрывки были про аномию. Задания, направленные на работу с данным понятием, были тоже очень интересными: участникам пришлось продемонстрировать межпредметные знания по истории, литературе, экономике.

В последний день всех ребят ждал третий, устный тур. На данном этапе участникам необходимо за 45 минут подготовить разбор кейса, устное выступление для членов жюри. В этом году формат «устника» был немного нестандартным: нужно было проанализировать работу одного из видных теоретиков XX-го века и дать краткую выжимку по ней, попутно аргументируя или контраргументируя позицию автора. Я вообще не волновался перед/во время/после тура, просто старался получать удовольствие. И я справился с данным туром!

Между самими турами я старался не обсуждать задания со своими друзьями и тренерами сборной, дабы лишний раз не расстроиться или наоборот расслабиться, ходил на научпоп лекции, гулял по территории усадьбы, играл в настольный теннис. Думаю, во многом такое времяпрепровождение между турами помогло добиться желаемого результата. Между турами ощущалась необычная: одновременно и напряженная, и располагающая к контактам внутренняя атмосфера олимпиады, появлялись новые знакомства (лично я познакомился с десятиклассником из Карачаево-Черкесии, мы поиграли в настольный теннис и пообсуждали историю), какие-либо активности.

После того, как мы уехали из Вороново, у нас, как и у экономистов, был один свободный день, тогда я пошел в школу и немного отвлёкся от нервотрёпки олимпиады, даже успел написать диагностику по математике.

На следующий день, ровно в 9:00, стали известны доапелляционные баллы. Увидев результат, я понял, что имею все шансы на диплом. Вместе с куратором мы составили апелляционное заявление. К сожалению, я не смог поднять ни одного балла, однако и ничего не потерял. Следующий день опять оказался свободным, я сходил в школу, поиграл с одноклассниками в футбол. Во многом, именно активный отдых на протяжении всей олимпиады помогал мне забывать о турах, баллах и давлении и просто наслаждаться процессом.

На последний день всеросса была назначена дистанционная церемония закрытия, команда Москвы смотрела её вместе, поэтому все эмоции усилились. После того, как меня назвали призером, я сломал подлокотник соседского стула (сосед не пострадал, да еще и всеросс взял), настолько я был рад и не ожидал, что назовут моё имя. Дальше церемонию я смотрел в полном расслаблении, радовался за друзей, утешал тех, кто не смог взять диплом.

Подытоживая, хотелось бы еще раз поблагодарить Дмитрия Леонидовича Блидмана, Михаила Максимова, всех моих одноклассников, писавших мне, тренеров сборной и моего куратора, классная олимпиада получилась!