Школа
March 30, 2022

Интервью с Михаилом Максимовым

Пока идут вступительные экзамены в МатЭк и будущие ученики проходят устные собеседования, мы пообщались с Мишей Максимовым — одним из руководителей направления и преподавателем экономики и экономических исследований в "Я" классах 57 школы.

Миша, привет! Сперва мы хотим поговорить про твою профессиональную деятельность: ты окончил Экономфак МГУ и преподаешь экономику школьникам. Почему выбор пал именно на эту сферу?

До десятого класса я считал, что я физик. Был дважды победителем МОШ, каждый год что-то брал. Но потом случилась нелюбовь к физике, и меня начали отправлять на экономические олимпиады. Но, если честно, сам я не хотел ими заниматься. Тогда же я съездил в еще камерную (нас было максимум 100 человек) ЛЭШ и сдал зачет почти на максимальный балл. 

В итоге экономика мне очень понравилась. Я ещё не понимал, что это такое, и с чем её едят, но задачки решать научился. Сказали участвовать в олимпиадах по экономике: вдруг что-нибудь получится? 

Школьный этап я прошел успешно, а потом поехал в осеннюю ЛЭШ – еще более камерное мероприятие, чем летнее. Ходил в группу для самых «ничего не понимающих». На меня все смотрели сумасшедшими взглядами со словами «Ты же зачет сдал на 9!» – я отвечал: «Не-не-не, я не понимаю, как работают налоги…». Муницип я написал с температурой 38,6 – прошел по нижней границе на регион – то есть как бы никаких ожиданий. Регион я как-то написал, без особых надежд, потому что в 10 классе я регион откровенно слил (по-моему, 12 баллов из 100) и дальше не прошел. Когда в следующем году я узнал свой балл, понять проходные было невозможно — это был первый год 200-балльного региона, да и количество призеров/победителей не знал. 

Помню, как ел бутерброд на кухне, и в этот момент мне мама из комнаты кричит: «Миша, ты прошел на всерос!». И (не повторять, выполнено профессионалами, как говорится) я к заключительному этапу не готовился. Ну всерос и всерос – это было не так важно, потому что у меня уже была перечневая олимпиадка 2 уровня, я понимал, что ЕГЭ по математике на 75 баллов (обязательное требование для подтверждения диплома — прим. ред.) сдам, поступлю на какую-нибудь бизнес-логистику в Вышку. 

Я съездил на сборы Команды Москвы. После того, как я завалил там пробную олимпиаду, меня что-то ужалило, и оставшуюся неделю до всеросса я просто решал на всех школьных уроках подборки со сборов. Затем поехал на всерос в Вороново, и это, как ни странно, была первая олимпиада, на которой я не нервничал.

На разборе заданий я посчитал свои баллы получилось около 110 из 300 — и пошёл на показ работ. Тогда еще не было онлайн-показа баллов — полная неизвестность, и баллы сразу за оба тура.

Я открываю работу, и вижу выделенный красным балл 171. В этот момент я на всю аудиторию (человек 80) воскликнул: «Сколько баллов?!» просто неконтролируемые эмоции. Медиана оказалась 150 с лишним, и, зная про 45% процентов, получающих дипломы, начал понимать… До последнего я сомневался, что буду призером, хотя мне все говорили, что это так. Это было счастливое время, омраченное только тем, что в последний день у меня сломалась молния на толстовке Сборной Москвы пришлось идти на награждение не в ней. Эта толстовка, кстати,  у меня до сих пор хранится.

Михаил на летнем выезде МатЭка

Почему ты выбрал именно эконом МГУ?

Во-первых, меня раздражала и продолжает раздражать агрессивная реклама ВШЭ. Плюс, про Вышку я не знал ничего, а с МГУ был хорошо знаком, потому что семья у меня вся «МГУшная». И перед закрытием заключительного этапа всеросса я подошел к тренеру Команды, и задал ей вопрос: «А куда идти, на Совбак или в МГУ?». Я тогда еще не знал, что Команда Москвы это МГУшное предприятие, поэтому когда тренер сказала: «Конечно же в МГУ», я последовал её совету. Таким образом я и пришел в этот университет. Я не жалею об этом выборе, но было бы интересно проучиться 4 года на Совбаке.

Как ты пришел к работе в МатЭке 57-ой школы? Как познакомился с Дмитрием Леонидовичем?

С Дмитрием Леонидовичем я познакомился на заключительном этапе всеросса 2016 года. А про МатЭк лучше сначала рассказать, как я вообще начал работать в школе. 

На первом курсе я с двумя одноклассниками ходил в школу, из которой выпустился. Примерно через 2 месяца всех достало, что мы бываем там каждую неделю, и мне куратор матклассов предложил поработать: подготовить математиков ко всероссу по экономике. В конце третьего курса, когда я был на всероссе волонтером, Дмитрий Леонидович предложил мне пойти поработать в 57-ю. Я колебался, так как уже работал в другой школе. И моя бывшая классная руководительница, когда я ее спросил идти или нет, сказала фразу, которую я до сих пор хорошо помню: «Если попробуешь можешь пожалеть, а если не попробуешь точно пожалеешь». Так я пришел к МатЭку, и начал вести уроки в нынешних 10 и 11 «Я» классах. Потом случилась пандемия, и мне очень хотелось уйти из преподавания, потому что так долго работать «говорящей головой» за компьютером это нереально. Но по итогу, вернувшись из пандемии, я понял что преподавать все же лучше чем не преподавать.

Теперь я работаю не только в 57, но и в своей родной школе 2086, где руковожу ЭкМат профилем, и, надо признать, опыт работы в МатЭке и с ДЛ помогает грамотно выстроить работу и в 2086.

Как ты оцениваешь систему преподавания в МатЭке, доступность знаний?

Лев Андреевич Зорин, когда пришел в прошлом году смотреть нашу школу, поразился, какой у нас царит хаос. Идет бурное общение, но обсуждение только по делу. И при этом, ученики учатся, и учителя работают. Наверное, 57 школа и МатЭк как раз про это: потрясающий, но управляемый хаос. С точки зрения экономической части, у нас 6-7 часов разной экономики, а также два часа экономических исследований у 8-9 классов. Плюс, множество различных возможностей по внеурочной деятельности. Выходит, что 57 место, где требуют много учиться, но при этом, это реально классная учеба.

Каких учеников ты ждешь в МатЭке?

В любом классе, в котором я работаю, независимо от того, в какой школе он находится, я жду трудолюбивых, разносторонних, терпеливых и, главное, коммуникабельных ребят. Тех, с которыми интересно общаться, и не только на экономические темы.

Миша принимает задачи на выездной школе МатЭк

Каково твое общее впечатление от работы здесь? Как ты оцениваешь атмосферу?

Работать с сильными, разносторонними школьниками всегда сложно, потому что очень часто они задают вопросы, на которые ты сам не знаешь ответы, и тебе приходится их искать. И, на самом деле, это классно, потому что процесс обучения не односторонний. Я, например, как раз благодаря ученикам недавно узнал, что неправильно понимал концепцию абсолютного преимущества в экономике.

Любая работа в школе — это безумно драйвово, потому что это всегда вызов, работа 24/7, взаимодействие с эмоциями учеников. Очень помогает, если ребята понимают, что о них думают, о них помнят, потому что тогда процесс нравится всем.

В МатЭке, однозначно, именно такая атмосфера взаимопонимания, дружелюбия, и комфорта. Лично для меня работа с детьми — это всегда приятная работа, просто к каждому ребенку, к каждому классу, к каждому уровню надо искать свой подход, потому что необучаемых не существует. 

Надеемся, этот пост оказался для тебя полезным! Не забудь поделиться им с друзьями, а если остались вопросы — заходи в чат :)

Авторы: Гайдукова Алёна, Сычёва Лиза