кино
September 29, 2021

“Нашим папам посвящается”

Этим летом хотелось попробовать новые форматы встреч об Одессе и для Одессы.

С моей хорошей знакомой мы обсуждали знаковые фильмы, у которых есть литературная основа. Как у «Зеленого фургона», например.

«Ликвидация», в съемочной группе которой работала моя знакомая, промелькнул в разговоре – и только (у знаменитой телеэпопеи оригинальный сценарий, без опоры на книгу). Мы искали дальше.

Потом умер Владимир Меньшов, сыгравший маршала Жукова, этот сильный и неоднозначный характер. И о «Ликвидации» вспомнилось снова.

И вот сложилось: лето, Одесса – 2021-й за окном и 1946-й на экране. Фильму скоро 15 лет. И если проехать сегодня по городу, становится понятно, что сейчас так уже не выйдет снять. Даже в самых глухих, казалось бы, районах вырастают «кадорры» и их собратья по высотной застройке. Поэтому «Ликвидацию» скоро начнут считать историческим кинодокументом.

Ядро фильма – безусловно, Владимир Машков, подполковник Гоцман.

На первом возрожденном Одесском кинофестивале (2010), наверное, за эту роль Владимир Львович и получил награду «За вклад в культурную жизнь города Одессы».

(Кстати, рядом с кафе «У Гоцмана» напротив управления МВД в Одессе по-прежнему работает «Литературный остров», прекрасный книжный магазин с историческими книгами)

Читая об актере, я наткнулся на другой фильм, где Машков уже режиссер. Более того, наград за него получено не меньше, чем за другие, более известные работы (ту же «Ликвидацию»). Фильм «Папа» вышел на три года раньше перед «Ликвидацией», и снят он по пьесе Александра Галича. Работа стала для Машкова очень личной: роль Абрама Шварца, отца талантливого скрипача в провинциальном городке, была его дипломной в школе МХАТ Олега Табакова, а в 2019-м он получил за нее «Хрустальную Турандот» (то есть, на сцене в этом образе он появляется на протяжении более тридцати лет).

В одном из интервью Владимир Машков обозначил личную ценность «Папы»:

«История, рассказанная в этом фильме, — древняя вечная история о любви, предательстве и прощении. Эта история заключена в круг жизни, по которому нас ведёт любовь к родителям. Родители — единственные люди на земле, любящие нас бескорыстно, ни за что. Но платить за эту любовь мы не всегда способны.
Ошибочно считается, что дети — наше будущее. Это не так. Наше будущее за родителями, потому что мы идём к ним, всех нас ждёт один конец, один исход. И от того, насколько близок этот наш путь к родителям, насколько он наполнен искренней любовью, зависят наши отношения с собственными детьми. Дети идут за нами, мы — их будущее».

Среди наград за этот фильм Машков получил премию «Человек года» Федерации еврейских общин России за раскрытие еврейской темы в драматическом художественном фильме «Папа».

И — да, «Вокализ» Рахманинова в исполнении маэстро Владимира Спивакова…

Реквием по всем потерям, о которых напоминает это большое кино.

***

В конце фильма его главный герой говорит:

«Все сбылось — и уже не важно, кто выйдет на сцену: ты или твой маленький сын. Ах, как он будет гордиться!.. Он скажет: это мой папа сделал из меня то, что я есть»

Мой папа не слушает классическую музыку, как Абрам Шварц. Точно так же он не слушает и Утесова, в отличие от Давида Гоцмана.

Мой папа окружил меня книгами, хорошими и не очень, так, что я со временем научился выбирать и делиться этим с другими.

Благодаря папе я – то, что я есть. А у нас есть "Библиотека Мацулевичей" (https://www.instagram.com/matsulevitch_library/)

Спасибо, папа