May 28

Оскар и Розовая дама (из истории театра кукол)

Театр кукол в Одессе разбудил любовь к себе и в целом к театральному движению в городе этим спектаклем несколько лет назад. Я мечтал показать «Оскара и Розовую даму» каждому своему ученику, каждой семье, которая соприкасается со мной через уроки литературы для детей. У меня была прекрасная поддерживающая команда, с которой мы организовали совместное посещение спектакля для нашего образовательного центра. Дважды. Но в силу каких-то обстоятельств мы так ни разу и не попали вместе в Театр кукол.

Не попали дважды, если быть точным.

(Здесь – пару небольших материалов, которые вдохновляли меня во время подготовки 2018 года)

Теперь я хочу сохранить для себя и своих единомышленников несколько текстов и цитат, которые разбросаны за несколько лет в разных местах. Сохранить, чтобы кто-то смог открыть для себя этот удивительный мир. И спектакль, который, я надеюсь, будут ставить в Одессе еще не одно десятилетие.

***

Маленькие театры не всегда только для маленьких. Театры кукол – тоже.

Рассказывать очередную «историю игрушек» так, чтобы захватывало дух у детей и у взрослых, под силу настоящим мастерам.

В Грузии – это Резо Габриадзе и его Театр марионеток: зал на 80 мест, башня с покосившимися часами и кукольное представление на фасаде.

"На фасаде театра Габриадзе каждый день в полдень происходит представление, разыгрываемое несколькими куклами и длящееся всего несколько минут. Первыми появляются влюбленные парень и девушка, затем они выступают в роли молодой семейной пары. Мгновение - и они уже нянчат малыша, неизбежно стареют, и в финале перед людьми проплывают две могилы на фоне елей. Но жизнь не заканчивается - и снова на башне появляется влюбленная пара".

...В июне 2021-го Резо Габриадзе ушел из жизни, оставив нам несколько смешных и одновременно грустных фильмов — и, конечно, свой любимый театр с девизом на фронтоне: «Пусть слёзы у нас будут только от резки лука».

***

"Я забыл, что вы тоже однажды умрете", - говорит мальчик Оскар своим родителям.

Ему самому остается 12 дней — чуть дольше, чем продлится Рождество...

"— Какой сегодня день, Оскар?

— Что за вопрос! Видите мой календарь? Сегодня девятнадцатое декабря.

— Знаешь, Оскар, в наших краях есть легенда о том, что в течение двенадцати дней уходящего года можно угадать погоду на следующие двенадцать месяцев. Достаточно каждый день наблюдать за погодой, чтобы получить в миниатюре целый год. Девятнадцатое декабря представляет январь, двадцатое — февраль, и так далее, до тридцать первого декабря, которое предвещает следующий декабрь.

— Это правда?

— Это легенда. Легенда о двенадцати волшебных днях. Мне бы хотелось, чтобы мы, мы с тобой, сыграли в это. Главным образом ты. Начиная с сегодняшнего дня смотри на каждый свой день так, будто он равен десяти годам.

— Десяти годам?

— Да. Один день — это десять лет.

— Тогда через двенадцать дней мне исполнится сто тридцать!

— Да. Теперь ты понял?

Бабушка Роза обняла меня — чувствую, она явно вошла во вкус, — и потом удалилась."

***

«Сегодня утром в восемь часов я сказал Пегги, что любил ее, что любил лишь ее одну и не представляю себе жизни без нее. Она расплакалась и призналась, что я причинил ей сильную боль, потому что она тоже не любила никого, кроме меня, и что у нее не будет никого другого, тем более теперь, когда она порозовела.

И вот что любопытно: мы оба разрыдались, но это было очень приятно. Странная штука эта семейная жизнь. Особенно после пятидесяти, когда испытания уже позади».

***

Одесский театр кукол своей программой вечерних спектаклей выходит на уровень выдающихся кукольных театров мира, таких как Театр марионеток Резо Габриадзе в Тбилиси или традиционный театр бунраку в Японии.

Выражение подлинных чувств и их проживание в театральном зале не зависит от того, живой актер или тряпичный. Важна лишь та степень, с которой зритель будет открывать свое сердце новым переживаниям.

Театр марионеток в Тбилиси
Одесский театр кукол после реконструкции в 2010-х

***

Спектакль, в котором вместе с куклами на сцене играют живые актеры.

Спектакль, в котором переплетены трагическое и смешное.

Спектакль, который стирает границы между «детским» и «взрослым».

История о 10-летнем мальчике Оскаре и его последних днях, наполненных яркой, насыщенной жизнью, в которой есть место ненависти и любви, мудрости и отчаянию, друзьям, родителям и удивительной Розовой даме.

***

Во время карантина 2020 года Театр кукол выложил фрагмент спектакля — судите сами, подойдет вам или нет.