August 14, 2018

От Сан-Джиминьяно до Карчалыка

Прошел почти месяц с момента нашего участия в чемпионате России по рогейну в Хакасии. Репортаж о событии принято делать сразу, как только появляется возможность. Тогда откликов на мнение автора будет больше. Но я не особо ценю лайки, мне важнее собственные ощущения, которые спустя год-другой любопытно вспомнить, прочитав. И оценить, сколько изменений в тебе произошло за это время. Сейчас забавно читать как я "гонял" рогейны в конце 2015 года.

Вот и о Хакасии хочется написать в стиле "Вспомни, что ты чувствовал, о чём думал. И главное, постарайся быть честным и откровенным".
В 2018 году это был главный старт. Я к нему даже готовился, начиная с декабря. Спортивных чудес, конечно, не произошло. Но я доволен, что у меня были силы не только для того, чтобы заниматься самопреодолением в течение суток, но и наслаждаться окружающей обстановкой. На сегодня это для меня является главным критерием качественного рогейна.

В общем, я созрел на внутренний диалог с собой на тему чемпионата России в Хакасии.

Music: Аукцыон - На краю

***
Прилетел в Красноярск. Пять утра. Надо заселиться в хостел и чуточку поспать. Только чуточку, ведь надо как-то вжиться в разницу во времени 4 часа. Опыт суточных рогейнов в плане физиологии приходит постепенно. С первого раза под такими нагрузками практически невозможно сутки не спать. Устаёшь, в ночи рубит. Второй рогейн уже проще, но тоже хочется покемарить часок-другой. Третий - уже все 24 часа готов двигаться. Дальше всё проще и проще. Хоть это и был мой пятый суточный рогейн, но разница во времени на восток 4 часа могла сыграть злую шутку. Неизвестно как организм воспримет такой сдвиг в пространстве и времени.
Времени на акклиматизацию не было. Первые два предстартовых дня надо максимально перестроиться на местный лад. Ложиться как местные, вставать как местные. Во время гонки удалось обмануть организм. Когда наступает полночь в Хакасии - на физиологических часах организма только 8 часов вечера. Ты его мысленно убеждаешь, что спать ещё рано. И спокойно шагаешь. Когда наступает время поспать (12 ночи в Москве, 4 утра в Хакасии), то на улице выглядывает солнце и наступает рассвет. И ты организму говоришь: "Какой спать?! Рассвет уже". И снова полный порядок.
В классических рогейнах (24 часа) очень много проблем решается на эмоционально-психологическом уровне. Важно уметь договариваться со своим организмом и мозгом.

***
Добрались на автобусном трансфере к центру соревнований. До старта менее ссуток. Не ссать.
Лёгкий мандраж присутствует. Это ж самыйглавныйстартгода. Но вся эта ссуета растворяется в паре бутылок абаканского пива в кафешке, где сидят и обедают все НАШИ. Наши ходили в недельный поход в Ергаки. Акклиматизировались и устали. Сейчас отдыхают. С нашими я рядом ставлю палатку, пью пиво, обсуждаю погоду, иду на контрольный полигон. С одной из наших мне сутки шагать.

С Дарьей Рашидовной, как с партнером по команде, мне жутко повезло. Ей со мной не очень. Даша более сильный и опытный рогейнер, чем я. В то время, как её муж Олег побежал чемпионат с Сашей Тонисом и они достигли успешного результата, Даша была вынуждена расслабиться и принимать этот чемпионат России через призму недонапарника Макса.
Я, пожалуй, преувеличиваю свою отрицательную роль. Команда в целом у нас была неплохая. Сутки пролетели почти незаметно, а это говорит о хорошей работе коллектива, как с моральной, так и тактической стороны. Но Даша с напарником своего физического уровня могла бы улучшить результат со 155 очков до 190. Мне так кажется.
Но есть и у меня заслуги по отношению к напарнице. Даша впервые в жизни попробовала гуарану. Даше больше гуарану не наливать. Либо наливать и заявлять её с Тонисом.

***

На полигон пошли вечером часов в 18. Как только перешагнули дорогу, на нас налетели полчища комаров. Мы немного прибалдели. Но тогда подумалось, что у них в сутках должен быть период жора и он как раз сейчас наступил. К темноте они должны исчезнуть. Если бы мы тогда знали, как мы ошибались. Комары были 22 часа из 24-х. Они исчезли с 1 до 3 ночи, когда мы залезли в скалы и там дул приличный ветер.

После финиша мы поехали на автобусе в Красноярск. Закрываю глаза - жужжат. Открываю - нет комаров. Заселился на ночь в хостел. Спать хочу дико. Закрываю глаза - жужжат. Открываю - нет комаров. Этот эффект исчез только на следующий день. Было немного не по себе.
Олег Петухов после финиша сообщил, что у него впервые после рогейна руки устали больше, чем ноги. Отмахивался.

***
Дистанция, придуманная организаторами, была интересной. Варианты были. Только на планировании можно было выигрывать у самого себя очков 40-50. Западная часть оказалась более лёгкой и однозначной. Многие команды прошли её по одной и той же нитке. А вот восток давал пространство для манёвра. Он был сложнее (больше леса, круче рельеф) и контрольные пункты были расставлены мудрёно. Логичных вариантов не просматривалось.
По запланированной птичке мы брали оптимальный вариант. Вот только 90% команд сильно переоценили сложность местности и заложили маленький километраж. В их числе были и мы. Позже пришлось на ходу придумывать доборы. А это уже не так эффективно. Победили те, кто рисковал и закладывал казалось бы малореальные километражи.
У нас был план А - основной. Был план Б - с финишной срезкой. В 4 утра у нас появился план В - с добором к плану А.

Дали старт. Со старта мы уходим в сторону 27КП. На этом фото где-то середина горы.

Это был очень тяжёлый дебют рогейна! На тот момент никаких иллюзий о простоте местности у нас не было. Но организм постепенно втянулся в гонку и горки стали заходить как само собой разумеещееся. Первые 7 часов мы были в графике, привозили себе максимум 20 минут к плану. И потом как прорвало! По западной части ночью, несмотря на ошибку с 90КП, мы дали себе фору в 4 часа к плану. Нужно было придумывать, куда пойти за бонусом.

***
Местность очень своеобразная. Это холмы. С благодарностью вспоминаю Тоскану и свой первый суточный рогейн. Хакасия и Тоскана похожи, правда Тоскана была разнообразнее. В Хакасии это просто холмы, северная часть которых поросла берёзами.
Ориентирования почти не было. Часто с одной контрольной точки хорошо видно другую. Ты просто выбираешь направление и валишь в ту сторону.

Но так было далеко не всегда. Были КП, заставляющие включать все резервы организма. Если бы ночь была длиннее, то результаты могли бы быть иными.
А ещё ночью должен был быть туман. Ночью накануне старта он затянул всю долину Карчалыка. А в соревновательную ночь его не было. Он мог бы доставить сложностей спортсменам.

***
Хакасия красивая. До сих пор есть ощущение, что в такой местности я больше никогда не буду на рогейне. Она в какой-то степени уникальна. Будут горы, будут холмы, будут леса. Но таких не будет.

***
У меня есть сожаление, что на соревнование такого уровня и на такую местность приехало мало команд. Возможно я избалован чемпионатом мира в Латвии, где собралось 1000 без малого человек. А здесь сутки ходишь и раз в 5 часов встречаешь людей. На мой взгляд, должно быть иначе. Участие в таких мероприятиях не так дорого, как может показаться на первый взгляд. Я бы даже сказал, что совсем не дорого. Было бы желание.

***
Чему научил меня этот чемпионат?
Надо рисковать. Рисковать брать меньше воды, меньше еды, уметь планировать одежду, закладывать план-максимум, выжимать из себя все соки. Нужен риск. Пока у меня есть барьеры по комфорту. Мне некомфортно идти без капли воды, мне некомфортно терпеть натоптыши на ступнях, мне некомфортно ломить азимутом через бурелом, мне некомфортно бежать на финиш спустя 22-23 часа дистанции. Это надо в себе побороть.
К этому времени я научился подбирать удобную одежду и снаряжение, есть/пить на ходу, наступать в грязь по колено, не тормозить на КП после отметки, спокойно нырять в крапиву выше человеческого роста. Но этого мало для результата. Ещё надо научиться регулярно тренироваться, уделять внимание ОФП. И научиться терпеть дискомфорт в любых формах его проявления.

***
Ещё в этом году хотелось поехать на чемпионат Финляндии. Но не получится. Поэтому соревновательный сезон закрыт. Все оставшиеся в 2018 году старты будут для удовольствия.
Пока не очень понятно как заставить себя тренироваться без цели. Надо что-то придумать... Есть идеи?