March 12, 2020

Байкал всемогущий

Мы настолько окунулись в общество потребления, что стали контент только потреблять. А его надо создавать. Пусть он не тянет на шедевр или уникальность, но смысл в таких постах, мне кажется, есть. Да даже для себя, и то приятно. ЖЖ как площадка для таких посланий меня вполне устраивает.

Последние года полтора жизнь по работе связала меня с Иркутском. Я там периодически бываю. У Иркутска под боком есть незыблемая достопримечательность — Байкал. Он манит всех. И многочисленных китайцев, которые при первой возможности припадают к святым мощам Байкала и пытаются, гребя ладошками, напиться его мироточащей воды. И русских, у которых со школьной скамьи вбито в голову, что Байкал — это значимая достопримечательность России. И прочих европейцев, которые видят в Байкале какую-то диковинку.

Геологически Байкал — это разлом в земной коре глубиной 1,5 км, заполненный водой. В него втекают многочисленные северные реки и ручьи, а вытекает с юга только Ангара. Пресноте своей воды Байкал обязан рачку эпишуре (Epischura baicalensis), этот эндемик населяет всю толщу воды и потребляет органику и чистит воду. А байкальский омуль очень рад этому рачку. Всё уравновешено.

Я впервые побывал на Байкале летом. Нас привезли в Листвянку с короткой экскурсией. Тогда мне подумалось «Эка невидаль этот Байкал, и не широкий совсем, противоположный берег вон видно. Да и сам по себе не очень выдающийся, что тут особенного. Слишком уж хвалят этот ваш Байкал». Я и сейчас считаю, что Байкал летом не так уж и уникален с точки зрения туриста. Хотя поговаривают, что с воды ощущения совершенно иные. Да и рассматривать Байкал с берега Листвянки и делать какие-то выводы — это худшее, что может позволить себе путешественник. Не правильно это.

А вот зимой!..

Music: Сергей Бобунец — Белое безмолвие

Попасть зимой на Байкал меня заставили четыре причины.

Ежегодно в феврале на Байкале проходит трехдневная гонка по льду «Ледовый шторм». Участники едут на коньках или велосипедах, а с этого года добавилась категория «финские сани». Мероприятие насколько серьёзное, настолько и презабавное. Каждый год в ней участвуют мои приятели, поэтому я не мог пройти мимо этого события. Слава о нём позвякивает льдинками в ушах.

Вторая причина напрямую с Байкалом не связана. Но весома. С некоторых пор среди московских туристов-походников стало модным в начале зимы катать на озёрных коньках по открытому льду. Второй год подряд в Подмосковье погодная ситуация располагает к этому. Мороз хряпнул, а снег еще не выпал. Люди берут отгулы на работе, чтобы весёлыми ватагами покататься на озёрных коньках. Лучше всего для этого подходят живописные заводи Мещёрских торфоразработок. За день можно 50 км легко накатать.

Третья причина — это Марина Галкина. И Байкал на коньках в её походном исполнении — это шедевр жизнерадостности, как и все остальные её видеозарисовки о походах. И Мещёра на коньках тоже ах как хороша. Её заслуга в моём посещении зимнего Байкала определенно есть.

Но последний гвоздь в исполнение желания по имени «Байкал на коньках 2020» забила Аня Овчарова. Мы летом 2019 года с ней участвовали командой в длинном тренировочном рогейне, было время поговорить на разные темы. Она участвовала в «Ледовом шторме» прошлых лет, она водила туристические группы на лёд озера. Вкусно описывала что да как. Единственное чем я не воспользовался из её советов — катнуть по льду Байкала ночью в свете налобного фонаря. Но этот изощрённый трюк я решил оставить на следующий раз.

Итак, решение принято. В декабре я заказал в Финляндии озёрные коньки, поставил на них крепления, лыжные ботинки у меня уже были. В Подмосковье покататься мне так ни разу и не удалось. Поэтому когда поехал на Байкал, то окунался в неизведанное. Я слабо себе представлял технику катания, физическую сложность процесса, ощущения от погоды. Обладал только теоретическими знаниями, но готовился со всей серьезностью.

Отдельно стоит упомянуть, что к Байкалу нужно готовиться материально. Не в плане денег, это как раз-таки не так уж и дорого. А в плане одежды и различных аварийных вариантов. Нужно быть готовым к встречному ветру и заклеивать морду, чтобы не обморозить открытые участки кожи. Нужно быть готовым провалиться в трещину и иметь в рюкзаке гермомешок с запасным комплектом одежды. Нужно быть готовым к яркому солнцу и беречь глаза. Нужно обязательно надевать шлем на голову, чтобы при падении не расколоть череп. Нужно чай горячий с собой иметь, чтобы дать организму шанс, когда здорово подмёрз. Да много нюансов. Если у вас всё в порядке с экипировкой, то вы в полной мере сможете насладиться удовольствием от катания на коньках. Иначе вас будут заботить совершенно другие вещи.

Для катания на коньках пригоден лёд вдоль западного берега Байкала на участке от Ольхона до Листвянки.

Зимой 2019/2020 года ледовая обстановка на Байкале неблагоприятная. Хоть и выпало мало снега, но дул неправильный ветер и снег не сметало. Лёд Байкала запорошило так, что он почти не имел ледяного раздолья. Большой открытый участок был только в районе Листвянки. Традиционные места катания в районе о.Ольхон (Малое море) и в сторону Бугульдейки сильно отличались от прошлых лет. Я каждый день перед выездом изучал спутниковые снимки. Именно поэтому мой выбор пал на Листвянку, а не только потому что туда проще и дешевле добираться.

Схема Байкала для конькобежцев

При правильной ледовой обстановке я без всякого сомнения буду стараться добраться до Сахюрты (второе название — МРС), там кататься по Малому морю или вокруг Ольхона. А оттуда катить в сторону Бугульдейки. Лучший лёд по мнению завсегдатаев будет от Бугульдейки до Большого Голоустного, там продувает всегда как-то правильно. Минус у этого сценария только один: это маршрут в одну сторону, нужно что-то придумать с вещами на берегу. Но если вы участвуете в «Елдовом шторме», то эта проблема решается сама собой.

Приведу диалог с Аней Овчаровой, касаемо советов, где катать:

(А) — Надо смотреть спутниковые снимки, где и как там лёд встал.

(М) — Ох ты! То есть заранее вообще ничего не поймёшь? Но ехать надо к Ольхону? Или вообще к нему не привязываться?

— Ну, я могу теории нагнать, среднегодовой, но оно тебе надо?! В Листвянке, скорее всего, не будет льда. В Бугульдейку одному сложно добираться. Ориентируйся ехать в МРС, туда одному проще всего доехать. Из МРС уже можно катать по Малому морю, вдоль разных берегов, оттуда проще всего радиалки фигачить.

— Что с одеждой? В чём кататься?

— Смотря в каком стиле кататься. Если медленно, то как в лыжном туризме. Если быстро, то как в беговых лыжах. Рассчитывай только на -25, ибо и правда может быть -25...-30, да еще и с ветром, сносящим нафиг. Бахилы на ноги, маску сноубордическую на глаза, маску на лицо, объемные рукавицы (+тонкие перчатки, чтобы ничего голыми руками не делать), ледоступы, если пешком идти придется. А если будет жара и солнце, то обязательно солнечные очки. 

Была жара и солнце

Теперь от теории к практике. Мой первый выход на лёд Байкала состоялся после обеда в субботу в Листвянке. Народу тьма. Все делают попытки фотографироваться, кататься по кривому льду, заметённому снегом, ехать куда-то на хивусах. А у меня в голове: «Поскорей бы за мыс завернуть, может там есть открытые участки льда и получится катнуть».

За мысом я поймал хивусный след.

Дул лёгкий байкальский бриз. Первые шаги на коньках оказались неожиданно легки. Несмотря на то что ветер был встречным, катилось невероятно легко. Если вы катаетесь коньковым стилем на лыжах, то на озёрных коньках будут сразу понятны правильные движения. Я катил с осторожностью, приглядывался к каждой трещине. Ведь от опытных конькобежцев я слышал, что влететь коньком в продольную трещину — это почти гарантированное падение. А падать мне не очень хотелось, лёд жёсткий, защитой коленей и локтей я в этот раз пренебрёг. Хотя щитки очень рекомендуются, в следующий раз куплю.

Я аккуратно перешагивал каждую наледь и снежный надув, пробовал каждое препятствие на ощупь. И прогресс наступил неотвратимо. Я выехал на открытое пространство, можно катить в любую сторону. Страха никакого. Лёд толстый, это видно по трещинам на просвет. Вокруг ни одной души. Снега почти нет, лежит маленькими островками. Невероятная свобода движения!

В первый день я успел проехать только 11 км, нужно было вернуться до темноты, в свете фонаря ехать я был технически не готов. Рановато пока.

На следующий день я кое-как заставил себя проснуться вовремя, разница во времени с Москвой 5 часов, вставать утром мне традиционно тяжело. Встретил на финише приятелей, участвовавших в «Ледовом шторме» в Листвянке был окончательный финиш трёхдневного ультрамарафона. Вдоль западного берега за 3 дня получается 205-210 км в зависимости от траектории движения (85+75+45). После их финиша я побежал на свой старт. Во второй день я отрывался по-полной. Уже нет прежней аккуратности, скорость на коньках по хорошему льду развивается до 25-30 км/ч, это очень бодрые ощущения. Махнул 28 км. Это не много, но мне пока хватило.

Смотрю сейчас видео, а от хруста коньков бегут мурашки. Как же это офигенно!!! Байкал зимой — это по-настоящему острые и приятные эмоции. Но коньки нужны именно озёрные. На хоккейных/фигурных измучаетесь, они предназначены для другого.

mMg21RG86LspY1V1ckBGWQ