January 21, 2020

Где жертва

Я размышлял над тем, как мы вышли на понятие жертвы в конце нашего разговора. И хотя всё внутри меня ещё кипит от идейного возмущения и общего несогласия с концепцией "жертва ради блага других - все равно жертва", я постарался подойти к этому с другой точки зрения.

Ты говоришь - Данко - все равно жертва. Я говорю - Данко - герой. Я считаю, что оцениваю его именно так, потому что учитываю контекст и общие обстоятельства - до и после его поступка. У него был выбор и он выбрал пожертвовать собой ради блага других. Перед ним были миллионы вариантов, как поступить. Мог, по сути, вообще ничего не делать - осветить себе путь фонарями через глаза и спастись, оставив других погибать. Но из всех вариантов, он выбрал тот, который помог спасти жизни. Да, когда мы говорим об этом, контекст жертвенности сквозит в речи. "Он пожертвовал собой ради других".
(Представляешь, если бы было: он пожертвовал собой ради спасения себя и все равно погиб. Кто б его тогда героем назвал??)
Но именно это самое РАДИ ДРУГИХ и позволяет нам сделать вывод, что его толкнул не собственный эгоизм и желание остаться в веках и получить всеобщее признание, а сочувствие и желание помочь. Разве врачи жертвы? Разве спасатели жертвы? Глядя на Человека-Паука, который, умирая, практически ценой разрыва своего туловища на части все же останавливает поезд с пассажирами без тормозов - глядя на него, мы оцениваем его как жертву?? Вряд ли.

Тут ты скажешь: ну конечно! Он самая настоящая жертва! Но, послушайте, мусье, право слово, даже если встать на эту абсолютно необъективную позицию, можно считать, что ВСЁ, что мы делаем в своей жизни - это жертва чему-то. Мы жертвуем своим временем, чтобы работать. Ах, какая я жертва, посмотрите на меня, я только что заработал пару миллионов! Жертва-жертва-жертва! Мы улетаем, чтобы отдохнуть, но при этом жертвуем деньгами или например, общением с близкими из другого города. Жертва-жертва-жертва! Мы ходим, едим, дышим, радуемся и нервничаем, а все это время жертвуем своими нервными клетками, которые все умирают и умирают. Вот это я понимаю жертва! Бежать дышать полной грудью в лесу после дождя и понимать, что кислород насыщает, но при этом окисляет весь организм и приближает старость. Глобальная жертва! Куда ни посмотри, удивительное дело!!

На мой взгляд, то, о чем ты говоришь ("все равно жертва") - скорее входит в общий пейзаж, и хоть и является бОльшей частью этой картины, но все же не учитывает главного - целеполагания. И выбора в какой стороне ты видишь эту цель. Жертвовать в контексте Данко, который отдал жизнь за грехи других - значит называть процесс. Описывать его сухим методологическим языком. Но никак не ставить диагноз. Ведь для диагноза нужно больше данных.