June 11, 2023

Люди запоминают ушами или о профессии звукорежиссера 

Звукорежиссура – очень сложный и творческий процесс, без которого невозможно создание профессионального кино, музыки и других звуковых аспектов.

Мы поговорили с Ильей Петровым – профессиональным звукорежиссером и узнали о секретах этой профессии, главных задачах и проблемах звукорежиссуры, а также Илья поделился с нами советами для начинающих звукорежиссеров.

Расскажи, что из себя представляет профессия звукорежиссера

Звукорежиссер – это человек, который записывает и обрабатывает звук для кино, клипов, музыкальных треков, радио, театра и тд. Одними из главных задач звукорежиссера являются: подготовка помещения к звукозаписи, запись голоса, звуков, музыки, наложение звуковых эффектов. Также, контроль качества записываемого звука, монтаж записанного, сведение, мастеринг, создание аранжировки.
Но, на самом деле, одной из главных задач, как мне кажется, является – умение настроить того, кого ты записываешь на нужную волну настроения. Вы даже представить себе не можете, как много времени может быть потрачено, если актер/музыкант, которого вы записываете находится “не в духе”.

Какую роль играет звукорежиссер в создании атмосферы и настроения в фильме?

На самом деле, 80% атмосферы и настроения в фильме зависит от качества звука.
Люди запоминают ушами, глазами, обонянием. Один из важнейших аспектов настроения в фильме – музыкальное оформление, если в фильме оно отсутствует, то это кино изначально обречено на провал. Музыка — это эмоции, которые я создаю и делаю для людей “красоту для ушей”.
В кино мы не слышим запах, но мы можем его представить при помощи звука.
К примеру, благодаря, воссозданию звука дождя мы добавляем нашему фильму необходимое настроение. Наш мозг он запоминает запах, и при помощи человеческой памяти мы можем влиять на создание звуковой атмосферы. Звук дождя можно сделать при помощи миски и риса. Это довольно забавный процесс.

Какие сложности может встретить звукорежиссер при работе с разными жанрами фильмов и как ты организовываешь свою работу, чтобы достичь наилучших результатов?

У каждого жанра индивидуальный подход. Приведу пример одной из последних работ. Мы записывали дубляж фильма ужасов. Сначала, мы записываем более спокойные и размеренные сцены, чтобы актер мог войти в роль, погрузиться в специфику персонажа. Следующим этапом записываются более эмоциональные звуки, такие как: крик, плач, испуг. Для таких моментов у нас есть специальная комната, где актер разминается, там он может выплеснуть все свои эмоции и погрузиться в персонажа.
Запись активных моментов проходит в отдельной студии, в которой есть больше пространства для действия. Мы выдаем нашим актерам биту. Это, как некий предмет для вживания в роль.
Другие жанры кино пишутся в более спокойном формате. К примеру, мелодрамы.
Я очень люблю их записывать. Обычно это проходит быстро и не проблематично. Когда актеру надо заплакать или озвучить иную грустную эмоцию, мы показываем картинки милых котиков, наших актеров это трогает и они быстрее вживаются в необходимое настроение их героя.

Какими качествами необходимо обладать, что стать звукорежиссером?

В первую очередь, это конечно же творческий склад ума, вы должны иметь креативный подход к решению тех или иных задач. Например, как воссоздать звук пистолета, который достают из кобуры. Мы использовали градусник, и звук получился идентичным и очень качественным.
Во вторых, чтобы стать звукорежиссером – надо быть довольно усидчивым.
Хоть, это и творческая профессия, почти целый день мы проводим, сидя за монитором. Мы контролируем контроль звука, аранжируем композиции, занимаемся сведением звука, и все это требует усидчивости.
Самым главным аспектом в этой профессии является умение не только слушать, но и слышать. Когда мне было 16 лет я понял, что я люблю слышать окружающий меня мир. Я вслушивался в каждый шорох. Звук пения птиц, проезжающих мимо машин, проходящих людей, все эти звуки имеют определенные волны, характерные черты и настроение. У звукорежиссеров есть такая фраза “слушать глазами”. Когда я слушаю “волну”, я анализирую ее не только при помощи слуха, но и взглядом.
Умение слушать можно выработать, а вот умение слушать – это дар.

Как ты решаешь сложные задачи, связанные со звуком на студии, как например удаление шумов в помещении, плохому звуку от актеров?

Проблемы во время работы возникают довольно часто, чаще всего решить их можно при помощи интернета или коллег по работе.Но, у меня была ситуация, когда перестал работать основной звуковой пульт, и рядом не было ни телефона, ни коллег. В данной ситуации мне помог исключительно мой опыт в этой сфере. Поэтому, можно надеяться на интернет и коллег, но не стоит забывать о саморазвитии и повышении квалификации.
Решение по поводу брака в звуке — это индивидуальный подход. Конечно, можно просто вырезать брак, но бывают ситуации, когда это просто невозможно. Была работа, что мне надо было заменить некорректно сказанное актером слово. Мне пришлось составлять новое слово из трех других. Это очень кропотливая, “хирургическая” работа.
В этой деятельности самое важное – грамотно настроить звуковой сигнал перед началом записи, тогда можно избежать огромного количества работы на мастеринге. Чем лучше исходник, тем лучше результат.

Самая главная проблема для звукорежиссера в студии

Конечно же – отсутствие раскладки. Раскладка – качественный переведенный, полностью разложенный текст, которым пользуются все, и режиссер, и актер, и звукорежиссер. В большинстве случаев все малобюджетные проекты экономят на раскладке. В связи с этим, возникает масса проблем, на которые мы тратим огромное количество времени.
Также, еще одной сложностью является подбор актера. Перед тем, как актер попадает в студию для записи дубляжа, команде необходимо провести кастинг и подобрать самый подходящий голос для озвучки. Это довольно муторный и долгий процесс.

Что бы ты посоветовал начинающим звукорежиссерам?

Не лениться, не стесняться, не бояться спрашивать. Я в свое время боялся спрашивать. Мне казалось, что если я задам тот или иной вопрос, то меня примут за непрофессионала, но по итогу мой страх принес кучу проблем и забот, и потом все мои ошибки, которые были вызваны стеснением и страхом приходилось исправлять.
Самый важный совет, который я хочу дать начинающим в этой сфере – научиться слушать и слышать. Когда вы идете по улице, просто снимете ваши наушники и прислушайтесь к окружающему вас миру.

Автор - Шикалова Светлана