Геббельс
November 1, 2023

Черный кролик. Глава №4. Та самая система Геббельса  

Однажды я чуть не сдала свой исследовательский интерес. Году, кажется, 2003-м брякнула, что хочу сшить себе вот такой китель.

Я была тогда шеф-редактором и ведущим новостей полпредского телеканала, вещавшего на весь УрФО. Кто-то мне выговорил нечто такое: «Алина, ты понимаешь, что в таком статусе нацистская форма на тебе будет истолкована однозначно, и не в твою пользу!»

А президент телеканала Сергей Борисович Фролов, со свойственной ему ироничностью поинтересовался: «Надеюсь, ты хотя бы в эфир в таком кителе не собираешься?» Я предпочла всё тоже свести к шутке, заклиная себя больше не высовываться с этой темой.

В общем, закидали меня тапками. Только наш эфирный стилист, кстати, меня тогда поддержала: «прекрасная была форма! Очень элегантная. И тебе бы пошлó!» Тогда же я узнала кто такой Hugo Boss. Но тапки победили, и я заткнулась еще на 20 лет ))

Но теперь, господа, наступило идеальное время вытащить механику Йозефа Фридриховича на свет божий. Слишком часто я стала видеть попытки применения его инструментов…

Да, Геббельс был чудовищем. И служил другому, еще большему чудовищу. Но оба эти чудовища были так же чудовищно умны, как и чудовищно бесчеловечны.

Вообще, его сложно не оценивать. Но пришлось научиться быть немножко вирусологом и токсикологом, и гастроэнтерологом… и, короче, проктологом… в общем, пришлось влезать во все места, и учиться не испытывать при этом ни брезгливости, ни омерзения, ни отторжения, не отвращения.

Я прекрасно поняла мучения Дугласа Келли (главного психиатра Нюрнбергского процесса), который пытался найти психические отклонения у фигурантов всем известного суда в 1946 году. Он ничего не нашел…

Представляю, как, изучая детали содеянного, Келли не мог отделаться от мысли о том, что «с этими людьми должно быть что-то не так! Такое невозможно творить, будучи в здравом уме!» Гилберт, который очень быстро заменил Келли, а потом издал книгу о своих подопечных-подсудимых, тоже этим вопросом задавался. Весь мир тогда задавался.

Но все они - от Гесса до Геринга оказались в здравом уме. В таком же здравом уме был и мой «избранник». Но я, как человек, ведущий дневники с 12 лет, могу точно сказать, что по ним довольно легко отслеживается весь душевный, ментальный и психологический путь автора.

Между прочим, мой собственный авторский опыт серьезно помог мне влезть в мозг Геббельса. Я прекрасно знаю, как устроен процесс изнутри. И даже умею по дневникам, которые ведутся регулярно, отследить самообманы! О, как пудрил себе мозги Йозеф Фридрихович!… так даже я их себе не пудрила… даже в 12 лет.

Геббельс, кстати, свои дневники начал вести намного позже меня, что в значительной степени осложнило мое понимание поначалу. Но только пока я не перевалила за его тогдашний возраст. Ну, реально, сложно девочке в 20 лет понимать 30-тилетнего мужика… А вот сорокалетней женщине - уже раз плюнуть! А сорокапятилетней - вообще растереть.

«Мальчик мооооой! И что ж ты тут нагородил-то себе?» - я понимающе вздыхала. Знаете, как будто сын-дошкольник разбросал игрушки и не знает, как их собрать по коробкам, а ты такая стоишь в дверях - опытный такой, бывалый игрушкособиратель, и понимаешь, что проблемы-то нет, а ребенок уже голову сломал…

Вот и настал тот день и час, когда Йозиф Фридрихович таки стал для меня Йозиком.

Это «внезапное» понимание связано, конечно, не только с возрастом. Разумеется, все предыдущие годы геббельсокопания не прошли даром, так же как и изучение психологии и психотерапии. Однако личный жизненный и профессиональный опыт неизбежно сделали свое дело. Точек бифуркации было несколько, но сегодня нам с вами важна только первая.

Когда я, перечитывая затертого до дыр Рисса в 2011 году, поймала арифметическое откровение: мне - 35, я читаю записи МАЛЬЧИКА, который на 9 лет меня младше! У меня корреспонденты в редакции уже старше, чем он тогда. Я - тётя!

Да, занятно – когда мы познакомились, я была на 12 лет его младше… Но вот я стала на 9 лет его старше. Это удивительное занятие - наблюдать, как меняются твои взгляды на взгляды давно ушедших людей и как ты неизбежно их обгоняешь…

И это тоже помогло мне разбираться в его системе.

А, да! Система! Если бы я не перечитывала книги по 2-3 раза, не «перепроходила» эти исторические квесты по 4-5 раз, я бы не сложила этот гигантский пазл.

Не верьте тем, кто пишет, что она была «неуклюжей», даже если человек при этом якобы авторитетный. Помните, я писала в прошлой главе про морально-нравственные уроки от Геббельса? Воспользуйтесь ими, и думайте сами.

Давайте посмотрим на факты:

Геббельс начинал свое министерство в 1933 году со 150 сотрудниками. К началу 1936 года их число выросло до 800. К 1937 году по восстановленным документам, в министерстве пропаганды работало около 3000 человек. Есть даже такая деталь: в апреле 1933 года учреждению хватало пяти уборщиц, а через три года их стало 150.

И министерство продолжало расти. К концу войны оно занимало 22 здания и еще 33 арендовало. В одном только главном здании, где работал сам Геббельс, было 500 кабинетов, и ни один из них не пустовал. Работа кипела везде. В подвале размещалась столовая, где можно было одновременно обслужить 2000 человек.

Я уже говорила, но такое не грех повторить: министерство производило 240 различных программ на 31 языке почти на всю Европу + США. Параллельно выходили тонны агитационных материалов, еженедельная документальная кинохроника, снимались художественные фильмы, работал отдел художников, сочинявших плакаты и карикатуры, писались и выпускались книги. Мы сейчас не говорим о моральной ценности всего этого - тут и обсуждать нечего. Мы - только об организации процессов, объеме работ и их бешеной эффективности.

Так вот… посмотрите, из чего эта система состоит:

Это тот самый монстр, которого Геббельс выстраивал 20 лет. На которого равнялась вся Европа и даже Штаты того времени. На этой гипер-Системе выросла вся современная западная пропаганда, которая сейчас строчит из всех онлайн-орудий всё с тем же высочайшим успехом.

На карте выше вам виден первый уровень содержания системы - общие принципы организации и методологии пропагандистской машины Геббельса, и этапы, на каждом из которых работают те или иные инструменты, механизмы, приемы. Например, язык и лексика.

Кто-то продолжает утверждать, что Геббельс был бездарен, но немецкие исследователи хором говорят о том, что словом он владел виртуозно, так же как и приемами «гипноза». Его статьи в Das Reich читали за рубежом - только ради его стиля, и часто не замечали, как попадали по действие его «лексических чар».

К общим принципам относится и расчет последствий. В обязательном порядке Геббельс всем своим сотрудникам и партийным бонзам разъяснял, чем грозят информационные или смысловые ошибки. Как могут быть истолкованы или перевраны утверждения, какими информационными и репутационными рисками грозит та или иная тактика. Чего ни в коем случае нельзя делать при той или иной выбранной тактике, а что делать обязательно. И, знаете что?... Он ни разу не ошибся в своих «пророчествах».

То, что у него была система расчета информационных рисков, Геббельс, похоже, сам не знал - она у него нигде не изложена хотя бы в общих подходах. Он просто делал это интуитивно - всегда, каждый раз, когда выкатывал новую тактику или хотя бы новый лозунг. Зато из его документов и циркуляров она прекрасно складывается. Он вообще работал очень системно (истинно немецкий подход))

Целиком система выглядит примерно так (что влезло):

Нет, она здесь, разумеется, не читабельная. Я привожу ее только для того, чтобы вы «оценили масштаб».

Вот ее я и пересобирала 30 лет. Мой мозг, набирая и фильтруя тонны информации, отобрал самое ценное и разглядел системное. Не только на основе книг, но и на основе дневников, статей, речей, инструкций, оргструктуры. И со временем она - Система - сложилась. Кроме спортивной цели (я все-таки это сделаю!), была у меня еще одна - приспособить ее к современным условиям.

Да, я по 20 раз в разных возрастах проходилась почти по всему объему заново, и на 10-й раз видела то, чего не видела на 9-й.

Но главное, что вам нужно знать про систему Геббельса - теперь я готова ей обучать. И не в теории, а на конкретных задачах вашего бренда - личного или корпоративного - не суть важно. Как вы понимаете, она прекрасно сработала и на создание личного бренда (Адольфа Алоизовича), и на создание корпоративного бренда (НСДАП).

Хватит шарахаться от Геббельса. Хватит шарахаться от бензопилы. Научитесь уже ею пользоваться в своих целях - как любым инструментом, пусть даже и очень опасным. И сложным. Как известно - чем сложнее инструмент, тем большее количество задач он способен решать.

В общем, если вашего экспертного содержания и амбиций достаточно для того, чтобы делать себе ИМЯ, или если вы пиарщик, и вас задолбало барахтаться под плинтусом полудохлой профессии, - приглашаю в первый поток тренинга «Геббельс в мирных целях».

Я возьму только 4х человек! С реальными задачами. Мы же все хотим получать результаты, да? Так вот, я тоже хочу, чтобы люди, которых я буду тренировать, получали результаты. К тому же я хочу, чтобы оно сработало уже не только у Геббельса и у меня ))

P.S. Дорого. Геббельса продаю дорого. И шагать по просторам пропаганды, поставленной на службу вашему бренду будем 6 месяцев подряд. Поэтому рассчитайте свои силы и соразмерьте свои амбиции. Это марафон. Не надейтесь взять нахрапом систему, которая сначала выстраивалась 20 лет, а потом 30 лет пересобиралась - с учетом новых технологий, инвентаря, каналов коммуникаций и т.д.

Придете ли вы ко мне изучать систему Геббельса - это, в частности, тест на серьезность ваших намерений. Насколько вы действительно хотите влиять на умы других людей. Есть ли вам вообще, чем влиять?

Ладно, ладно, с буллингом аудитории закончили на сегодня ))

Вы давайте пока решайтесь - 4 места - это вообще эксклюзив. Хотите изучить и научиться применять Систему Геббельса в мирных целях - заполняйте анкету

А я продолжу серию Черного Кролика - Геббельсовскими чтениями! У меня для вас груда контента! Подписываемся! Всё только начинается.