July 29, 2011

Вне конкуренции

Я думал, что знаю о Европе всё. Я догадывался, что она уже мало чем может меня удивить. Я видел её аккуратно вылизанной и приятно пахнущей в Риме и по-утреннему взъерошенной и неумытой в Мадриде. Я был уверен, что знаю про эту старушку всё. В оставшемся для посещения десятке европейских государств, который я специально растягиваю, как могу, я уже отчаялся увидеть что-то новое.
Пессимистические иллюзии покинули меня после того, как я съездил в Англию. Теперь я уже ни в чём не уверен и готов к любому приключению в самом забытом уголке моего любимого континента. 
Садись-ка ко мне на коленки, внучок. Сейчас дед расскажет тебе о самом большом острове в Европе. О Великой Британии.

Подарком свыше (с 4го этажа местной синагоги) на меня свалилась возможность съездить на неделю в Лондон на полухалявных условиях. "Упустить Лондон - стать врагом самому себе" - подумал я и, причесавшись в стиль примерного выпускника Кембриджа, отправился получать визу.
Лондон не был самоцелью. Будь ты хоть сто раз Лондон, но недели в одном городе мне в любом случае достаточно. Следовательно, говорим "Лондон" - подразумеваем "Вся Англия". Говорим "Англия" - подразумеваем "вся Британия". Немного поводив пальцами по глобусу, я обрисовал для себя примерный маршрут.

В двух словах всё было так:
Кардифф, Уэльс - заунывнейшее говнище, три улицы с бетонными супермаркетами, скучный замок и регбийный стадион. Ума не приложу, где у них там вообще люди знакомятся.
Ливерпуль - что-то типа Гамбурга. Задорный и распиздяйский город, с вываливающимися из платьев девчушками.
Эдинбург, Шотландия - лучший город, увиденный мной в течение этого бритиш-трипа. Кашемир, военный парад, переполненные хостели и классические windows'ские пейзажи за окном.
Белфаст, Северная Ирландия - прямой конкурент Кардиффа. Самый непригодный город для полноценной жизни на островах.
А, ну да, ещё Лондон...Но Лондон, он вне конкуренции.

Есть пять вещей, которые я возненавидел в ЮКей, а соответственно и в её столице. Практически любая приятная идея наталкивалась на одну из этих особенностей.
Первый раздражающий фактор - это местная погода. Знаете сколько будет дождливых дней в Лондоне во время вашего пребывания там? Очень легко посчитать. Ровно столько, сколько дней вы собираетесь там оставаться. КАЖДЫЙ, КАЖДЫЙ, КАЖДЫЙ день с неба падала мерзкая мокрая вода. Я постоянно таскал с собой куртку. Это в середине июня. Одна моя хорошая местная знакомая говорит: "У нас не бывает лета и зимы. У нас бывает сухой и влажный периоды". Июнь, июль и август - это, как бы, теоретически, по её словам сухой период. В мире всё относительно, дорогие мои радиослушатели. То, что для них "сухой" период, для меня "осмотр достопримечательностей под душем". С погодой Лондону не повезло. При всех его плюсах это огромная ложка дёгтя.

Ещё одна глупость, оставленная в Англии как дань традициям, а на деле - бред, приносящий только неудобства и несчастные случаи. Сколько бы я не читал о левостороннем движении в Англии, сколько бы баек и историй про это не слушал, это всё равно устаревший маразм. Невозможно сосчитать количество раз, когда надписи Look right/left спасали мне жизнь на альбионе.

Третье. Розетки. Грёбаные трёхштекерные розетки. Да где ж я найду такую в Берлине-то? У нас тут нормальный город. Европейский. Глобализованный. Собственно такой, каким хочет стать и Лондон. Сколько раз я подрывался включить что-нибудь электрическое в сеть и сколько раз одёргивал руку. Китайский переходник в результате я купил у какого-то индуса, сторговав его за 3 фунта, при этом тоже явно переплатив. За то на каждом столбе указан телефон тех. поддержки, если лампочка на этом столбе перегорит.

Неметрическая система мер. Ещё один долбоебизм. Спрашиваю у прохожего: "Как пройти до театра Глобус?", а он мне - "Ну, сейчас поворачиваете налево, потом двадцать ярдов прямо, и, буквально пару футов из-за угла". Ага - киваю я. Спасибо.
Единственное, что я помнил на момент нашего диалога о неметрической системе это то, что дюйм = 2,54 сантиметра, потому что Дюймовочка (рост 2,54 см.) была такая маленькая, что даже "Мальчик с пальчик" был для неё великаном. Логическая цепочка не содержала слов ярд или фут. Вобщем, искал театр по google maps. Нашёл :)

Ну и наконец, самое глупое изобретение англо-человеков - Фунты стерлингов. Кроме названия меня в английских деньгах бесит абсолютно всё! Меня бесит, что в Англии, Шотландии и Сев. Ирландии все купюры имеют разные рисунки, при этом оставаясь одним и тем же "фунтом стерлингов" (ах, как мне нравится это словосочетание, черт тебя побери). Меня бесит, что 50-пенсовые монеты больше фунтовых раза в два, а 1-пенсовые настолько малы, что проскальзывают сквозь пальцы. Несколько дней мне пришлось привыкать к деньгам, что есть очень неудобно и бессмысленно. А как меня раздражает курс фунта к евро?! У-у-у. Это вообще не описать. Мы, основополагающая страна европейского континента, лидер в машиностроении и в уровне жизни, меняем наши Евро по курсу 1,14 к маленькому толстому фунту. Но самое мерзкое, это лондонские цены, которые мало того, что указаны в местной валюте, так еще и такие заоблачные, что даже Швеция рядом с Лондоном как Дюймовочка - с мальчиком с пальчик.

Самые необходимые для человека вещи. Транспорт (одноразовая поездка в метро - 4 фунта = 4,60 Евро = 180 рублей). Одна кровать в десятиместной душной комнате какого-то полуподвального хостеля - 30 фунтов. Макдональдс - 6,50 фунтов минимум. Про нормальную еду вовсе молчу. Очень-очень-очень негативные у меня отзывы о лондонских товарно-денежных отношениях. Да!

В оправдание скажу только, что Лондон стоит так дорого по делу. Впечатления, которые он даёт взамен дороговизне, того стоят. Мне Лондон вообще напомнил Москву. Уйма машин, куча народу, город сам по себе огромный, разный. 3 больших футбольных клуба, все куда-то спешат, много приезжих.
Только это Москва такая улучшенная. Это такая Москва, какой российская Москва быть не должна. Для такого мегаполиса Лондон очень чистый, зеленые парки в самом центре, практически нет пробок, уютно.

Район, в который нас заселил наш предводитель, назывался Golders Green. Выйдя из одноимённого метро я думал, что попал в какой-то старый Иерусалимский квартал а-ля "польское захолустье 19-го века". Нет, я знал, что мы будем жить в еврейском районе, но чтоб НАСТОЛЬКО.

Ну ладно, пару прогуливающихся евреев-литваков и у нас можно встретить. Где-нибудь в Пренцлауэр Берге. Но тут! Кроме кошерных магазинов других и нету, школы, ешивы, полуподвальные синагоги, еврейский центр планирования семьи, раскрашенный в цвета радуги, на 80% входных дверей висят мезузы, классический для польско-еврейского захолустья сральник и уличная антисанитария. Тут даже машины не ездят по субботам. Не удивлюсь, если маршрутные автобусы со временем тоже пустят в обход. Лондон, в котором я жил, выглядел так:

Симха-карс. Я думал, такое только в кино про американских евреев-переселенцев увидеть можно.

Но, Лондон большой. И чтобы избавиться от иерусалимского синдрома я пошел изучать центр. Вот, например, один из центральных районов - Пимлико.

Если не хочешь писать свою фамилию на двери, то можно зашифроваться.

Начальная школа там же. Ученики в основном с "юга".

Разница между районами колоссальная. Пройдёшь буквально пять минут и совсем другое окружение. Как архитектурное так и человеческое. Вот, к примеру, Белгравия. Очень тихая, шторками закрытая, крутыми тачками припаркованная. Сплошь посольства и дома богачей. Типа нашего Зелендорфа.

Говорят, тут где-то Абрамович обитает. Но я от него нашел только заклёпку на асфальте.

Район Темзы - это скорее туристическое пастбище. Люди с рюкзаками и картами повсюду. Снимать тут нечего. Всё уже давно сфотографировано.

В редкие моменты природного просветления я находил уютный угол на Трафальгарской площади

или у Тауэрского моста,

доставал свой новый телевик и щёлкал местных. Когда ноги гудят от 10-часовых прогулок, а увиденного за целый день хватает, чтоб мозг всё переварил в следующие 10 часов дня, это самое успокаивающее занятие. Если ты в центре Лондона, вокруг тебя происходит столько всего. В этом и есть душевная гармония. Лондон, который мне нравится, он вот такой:

Ну, посидели и будя! Поднимаем зады, идём в Сохо, детка.

Очень неожиданная особенность района - стайки людей, собирающихся возле паба. Ощущение, что все стоят в очереди за чем-то. Всё начинается примерно с 19:00, клерки отрываются за кружкой Гиннеса.

А это Сохо-детки...

Лондон огромен. Невозможно его изучить за день или неделю, как тот же Рим или какой-нибудь Загреб.

Кусок отваливающегося фасада

Главные атрибуты города - полицейские, почтовые ящики, королевская гвардия, телефонные будки...

Пока дошёл до Тауэра, подметил пару нюансов.
Улицы имеют такое строение, что для велосипедистов оставляют примерно 30 сантиметров от бордюра. Попробуй поместись.

Чем больше и мультикультурнее город, тем меньше шансов найти в нём национальную кухню, да и вообще нормально поесть. Английская еда - это бутерброды. Всех мастей и пород, но с одной сутью: хлеб + всё подряд + хлеб. И так каждый день и по нескольку раз в день.

Автобусные остановки установлены открытой частью в сторону обочины. Ибо задеть могут.

Пару лет назад я где-то читал, что в Лондоне каждый музыкант, желающий играть в метро, должен сдать экзамен, пройти аттестацию и получить спец. разрешение. Так и есть. Берлинские румыны с единственной фальшивой мелодией Ламбады в своём реперуаре остались бы голодными в таких условиях.

А ещё в метро живут мыши. Очень много мышей...

Ах, милые уху с детства названия...

Давно я уже так не выматывался, гуляя по европейским городам. Эта приятная усталось уходила только когда взгляд падал на прекрасное. Но, о музеях, евреях, халяве, и белках я расскажу тебе, внучек, завтра...во второй серии.