September 9, 2023

«Я — Учитель»: интервью Марии Риверо

— Привет, Маша! Я знаю, что обычно групповая работа начинается со знакомства, и уже по тому, что и как участник рассказывает о себе, можно многое понять о нем. Давай сегодня поменяемся местами? Расскажи немного о себе.

— Обычно я рассказываю о профессиональном пути, потому что он интересен больше всего. Но здесь все и так знают, что я работаю психологом, да?) Тогда скажу, что я очень люблю свою работу, буквально живу своим делом — 24/7 я в нем. Либо терапевтирую, либо терапевтирусь, либо учусь, либо учу других.

Еще я очень люблю животных, и у меня большое «хозяйство», как я его называю: собаки, дети, кошки, кролики. Обожаю заниматься верховой ездой — это моя страсть.

— А сколько лет ты в психологии?

Смотря от чего отсчитывать. Книжки по психологии я читала еще лет в 14. А как клиент попала к психотерапевту в 18. Так что лет 25.

— Когда и как ты начала заниматься психологией профессионально? Расскажи о своем пути.

— После школы я хотела быть дизайнером и даже планировала поступать в текстильную академию. Но, как обычно бывает, мама сказала, что сначала нужно получить «хорошее образование». «Хорошее образование» я получила, уже будучи кандидатом наук в МГУ. 😁

В первой своей жизни я была преподавателем английского и испанского. Работала в этой профессии 13 лет, с 19-ти. Это профессия тоже подразумевала работу с людьми и множество психологических моментов.

— Почему ты сменила профессию?

— Вообще, я из академической, преподавательской семьи. Моя мама всю жизнь посвятила МГУ. Мне тоже очень нравилось преподавать — будто выводить людей из тумана, давать им знания. Это огромная сила и опора.

Но при этом у меня не было удовлетворения от работы педагогом в МГУ. Мне многое нравилось, я до сих пор люблю разговаривать на разных языках. И все равно у меня оставалось ощущение, что я не на своем месте.

Даже когда я работала со студентами, особенно на частных занятиях, по итогу мы занимались языком частично, а потом они мне изливали душу. Я понимала, что делаю хорошее, помогаю. Но это же не преподавание, люди приходили ко мне за другим.

— Тогда ты и пошла учиться на психолога?

Нет, тогда я еще не понимала, что именно должна изменить. Мне было сложно это сделать. Я была успешным преподавателем в лучшем вузе страны. На тот момент мне уже предлагали быть доцентом. Я работала на нескольких факультетах, у меня было много студентов, и по деньгам все было замечательно. Я любила преподавание и понимала, что хочу и дальше работать с людьми.

А в 2009 году случился кризис: у меня умер папа, я потеряла отношения, сломала ногу. У меня диагностировали депрессию и прописали антидепрессанты. Были и психосоматические диагнозы: предастматическое состояние, бесплодие. И вот только через тело я пришла к тому, что занимаюсь не тем, чем надо.

Тогда я стала делать, что хочу. Я обучилась на профессионального фотографа: делала фотосессии, фотографировала свадьбы и получала от этого удовольствие. Но опять не до конца: мне был нужен больший масштаб.

Потом я выучилась на стилиста-имиджмейкера, потому что очень люблю «наводить красоту». Что забавно, академия, где я училась, пригласила меня быть у них преподавателем. Я согласилась и какое-то время вела занятия. Но и там студенты неожиданно стали просить меня, чтобы я создала уже терапевтическую группу и вела их как психолог. Я окончательно поняла, что мир хочет видеть меня как психотерапевта.

— С чего ты начала свой путь в профессию психолога?

В 2009 году я пошла учиться в Институт психотерапии и клинической психологии на кризисного психолога. Кстати, на это обучение я еле вылезла, это был разгар моего личностного кризиса. А потом внезапно у меня все прошло: ушли боли, я стала бодрой. Подумала: «Интересненько». Вот так тело мне подсказало, что я на нужном месте с нужными людьми и занимаюсь тем, чем должна.

С того момента я не переставала обучаться. Я быстро восстановилась, перестала пить антидепрессанты, потому что депрессия ушла. Я буквально воскресла. Я получила свои травмы и прошла свои испытания. Психология спасла мою жизнь, и это было потрясающе. Я захотела заниматься ей глубже и глубже.

— Ты сразу начала вести сессии?

Да, почти сразу начала и работать, и кого-то вести. Но ограниченно. У меня был период, когда я посвятила себя семейной жизни, рождению детей. Когда они подросли, я смогла уже серьезно пойти в эту профессию.

— А расскажи, как это было.

Когда я училась в Институте психотерапии. Меня пригласили туда преподавателем и ведущим групп.

— Вау, снова? Это же не первый раз, когда проявляется этот сценарий!

Да, я вообще никогда не уходила от учительства в своей жизни. Даже сейчас психотерапия для меня отчасти остается образованием. Я остаюсь преподавателем, поэтому на моих частных консультациях я объясняю, обучаю, даю домашние задания и отдаю инструменты клиентам, чтобы они потом сами знали, как себе помогать.

И на интенсивах у нас всегда есть лекции, я очень это люблю — люблю обучать людей, нести знания. Это все осталось. Я — Учитель.

— Получается, что ты терапевт с 2009 года?

— С 2009 года я начала пробовать вести сессии. А активная работа началась с 2011, когда я стала вести группы в Институте психотерапии и клинической психологии, где училась.

Через несколько лет я поняла, что дальше хочу двигаться сама. Я переросла Институт и ушла оттуда, чтобы вести группы самостоятельно. Тогда же я познакомилась с моим партнёром — Андреем Львовым. И с тех пор, уже три года, мы работаем в паре. Для меня это было очень важно — создать такую трансперсональную пару. Чтобы в группе было двое ведущих, женская и мужская фигуры. Это полезнее для клиентов.

С тех пор я стала расти, масштабироваться, получать все больше удовольствия от работы.

— А как ты познакомилась с трансперсональной психологией?

— Вообще, у меня есть ощущение, что когда я попала на свое место и приняла свой путь, то все стало складываться само собой. Изначально я училась на травмотерапевта. Мой первый серьезный диплом в психологии — диплом кризисного психолога. Я умею работать с любыми травмами и кризисами: начиная с экзистенциальных поисков себя, кризисов в отношениях и заканчивая любым родом пережитого насилия. Это мое базовое образование.

Я выбрала его из-за преподавателя. Мне была интересна личность человека и то, как он преподает. Но в рамках этой программы я должна была пройти обязательную трансперсональную группу как клиент. Без нее диплом не давали.

Так я познакомилась с холотропным дыханием, и вообще с направлением. И конечно, я была поражена, как за несколько сессий холотропа я смогла сделать со своими травмами то, что не могла сделать за 15 лет терапии. А у меня большой опыт, я испытала много методов терапии на себе, как клиент.

— Какие чувства вызвало у тебя направление?

— Влюбленность. Я была впечатлена методом и стала его изучать. Мне понравилось, что трансперсональная психология объединяет столько направлений, которые я проживала на себе, а теперь могу соединить. Для меня это очень целостный метод.

— Когда ты решила, что займешься трансперсональной психологией профессионально?

— У меня есть ощущение, что не я выбрала трансперсоналку, а трансперсоналка выбрала меня. Как я уже говорила, во время обучения ко мне подошла ректор института, где я проходила группы, и сказала: «Не хочешь у меня работать? Мне такие люди нужны. Но тогда нужно пройти всю программу: трансперсональную психологию, клиническую и другие».

Я настолько хотела двигаться, расти, что согласилась. Тем более, предложение о работе в Институте звучало потрясающе. Получается, что мне изначально было предложено заниматься трансперсональной психологией профессионально. Но нужно было пройти обучение. Тогда я работала 24/7.

— А какое обучение?

— Я получила образование там же — в Институте психотерапии и клинической психологии у Гордеевой Елены Григорьевны. Она создала удивительную программу, которая идет где-то более 25 лет. По сути, это работа с травмами через трансперсональное направление. Причем она дает право не только вести клиентов, но и обучать других трансперсональных психологов.

После выпуска я вела группы по 20-25 человек, обучала ко-терапевтов. Но мне хотелось продолжить обучение. В трансперсональном направлении не так много представителей: Гордеева, Майков и Гроф. В конце 2020 года я увидела, что Майков набирает группу на обучение по трансперсональной психотерапии. Это уже мировой уровень, и его курирует сам Станислав Гроф — основатель метода и автор практики холотропного дыхания. Я решила: «О, мне это интересно. Пойду посмотрю, как он ведет группы, соприкоснусь с первоисточником». И еще три года я училась у Грофа на Grof Legacy Training (GLT).

Сейчас я нахожусь на завершающем этапе, после чего мне выдадут сертификат тренера международного уровня от самого Грофа с его подписью (сейчас Маша уже получила сертификат — прим. ред.) Я оттачиваю мастерство до мелочей, чтобы клиенты получали результаты с одной стороны, экологичнее и безопаснее, а с другой стороны — быстрее и эффективнее. Для меня это высшая точка. Соприкоснуться с источником, получить от него сертификацию стоило мне дорого. И речь не про деньги, а про тот непростой путь, который я прошла за много лет: и обучение, и личная терапия, и работа с личными травмами.

Сейчас я могу объединить школу Гордеевой, Майкова и Грофа. И у себя на группах я делаю микс: беру Грофа как базу и добавляю другие инструменты, свои наработки, которые я получила за эти годы. Например, расстановки или арт-терапию.

— Это действительно большой путь. А у тебя сразу все получилось или были сложности?

— С точки зрения профессии мне грех жаловаться. У меня все получалось и очень быстро. То, что я много лет работала с людьми, дало о себе знать.

Сложности были лишь в прохождении обучения. Потому что трансперсональные программы строятся на личных проработках, там нужно проживать личные кризисы, это учеба-психотерапия. Поэтому я горжусь, что прошла все модули и не пропустила ни один за три года. Для меня это тоже показатель, что я на своем месте и всецело поглощена профессией. Иду как танк, хотя каждый модуль — это мощная встряска, проживание личных травм и постоянная трансформация. Но и эффект потрясающий.

— Изменилось ли твое отношение к трансперсональной психологии за время учебы и работы в этом направлении?

— Мое мнение, что трансперсональная терапия — это метод, который потрясающе помогает, только укрепляется. Я все больше убеждаюсь, что это лучшее направление, которое есть сейчас. Оно ведь связано с духовным ростом человека, расширением сознания, познанием целостности и обретения связи с миром. Трансперсональная психология потрясающе работает с духовными кризисами.

— Какую профессиональную миссию ты для себя видишь?

— Я помогаю превратить психологические травмы в дары и вернуться к жизни. Ведь травмы есть у всех, в норме они формируют личность человека. Но большая часть людей от травм разрушается. Они уходят от них в игроманию, алкоголизм, сексоголизм, трудоголизм, даже в религию. И не живут.

Я помогаю находить в травмах ресурс. А для этого человеку нужно что-то знать: как устроена психика, какие законы есть в родовой системе. Поэтому еще одна моя миссия — нести знания. Я рассказываю, как устроен мир, как научиться жить с собой.

— В чем твоя ценность как психолога?

Первое — огромный путь самоисцеления. Я лично испытала то, с чем ко мне приходят клиенты. Мое тело помнит все эти ужасы. Теперь излечившись сама, я могу проводить людей. Говорят, что лучший мастер — исцеленный мастер.

Второе — это знания. Я прошла много направлений психологии, причем не просто как студент, но и как клиент. Я знаю обе стороны психологии.

Третье — целостный и глубинный подход. Когда ко мне приходит человек и говорит: «Я хочу создать отношения», «У меня низкая самооценка», «У меня психосоматика», «Не могу получить повышение на работе», — я вижу в этом симптом и не трачу время на работу с ним. Вместо этого я работаю целостно: с телом, детским опытом, воспоминаниями, перинатальной историей. Поэтому мои клиенты остаются в терапии на несколько лет по своему желанию. Им просто интересно знакомиться с собой.

И последнее — я очень честный психолог. Мой стиль жизни и то, что я транслирую, — одно и то же. Я не создаю картинку и фасад, а действительно так живу. Следую ценностям, которым обучаю.

— Последний вопрос. Какие профессиональные мечты у тебя есть?

— Хочу создать полноценный институт и нести знания людям. Я вижу в этом большую силу. С каждой группой я вижу, как у людей меняются жизни. У часов подкручивают винтики, после чего они начинают работать так, как и должны были. И также с людьми. Они проходят курсы и дальше «тикают» как надо. А это значит, что и их дети будут «тикать» правильно. Это психологическое оздоровление целого рода.

Более дальние мечты — это создание большого ретрит-центра, скорее всего, в Подмосковье. Это место, куда люди будут приезжать и восстанавливать себя. Место, где они смогут получить человеческое общение, поддержку, круг людей, сообщество. Хочу, чтобы там были мои любимые лошади, собаки, чтобы это было про соединение с чем-то естественным, с природой.

И еще меня очень привлекает тема с какими-то психологическими перформансами с визуалом и музыкой, где соединяется трансперсональная психология и творчество.

— Спасибо, Маша. Как говорят, будем посмотреть!


Подписывайтесь, чтобы узнать больше

Духовность в чек-листах. Архив с рабочими тетрадями, дневниками, чек-листами, тренажерами и пр.
→ Подписаться

• МетаSpace Марии Риверо. Закулисье Центра и еженедельные транзиты планет.
→ Подписаться

• Подкаст «Психоастрология для жизни» на YouTube. Короткие ролики про астрологию для начинающих
→ Смотреть

• Личный блог Марии Риверо
→ Смотреть

• Сайт МетаSpace → mariarivero.ru

• Холотропное дыхание
холотропноедыхание.москва