Что по деньгам
June 24, 2021

Итоги года инвестирования

Подвожу итоги года инвестирования небольших сумм в ETF. Какой вклад принес больше всего в кризисный год?

Дисклеймер: я не финансист и мои определения могут быть неполными или неточными, однако, я считаю их зачастую более понятными, чем на ресурсах о финансах. Если найдете ошибку в моих рассуждениях - пожалуйста указывайте на неё в коментариях, с удовольствием исправлюсь.

Что такое ETF

Сокращение ETF (exchange-traded fundes) означает, что существуют некие фонды, частями которых торгуют на биржах. Эти фонды представляют собой по факту портфолио крупных инвестиционных компаний, которые составляют их по определённым критериям:

  • Индекс (MSCI, NASDAQ, S&P)
  • Отрасль (биотехнологии, телекоммуникации, киберспорт)
  • Регион (Европа)
  • Экономики (развивающиеся страны)

Один из самых торгуемых ETF - MSCI World - например, это средневзвешенные части всех крупнейших компаний, торгующихся на рынке и входящих в индекс MSCI. MSCI в этом случае это название компании, составляющей индекс.

Фонд, который управляет финансами по определенному индексу смотрит на компании из индекса, смотрит на показатель компании в индексе и закупает количество акции пропорционально этому значению (т.е. если у фонда есть 100 млн. и у компании Apple условный индекс 5, то на 5% от 100 млн. управляющая компания закупит акций Apple). Если значения меняются, управляющая компания перераспределяет доли. Поэтому такие ETF и называются "индексовыми" - они как-бы копируют общую ситуацию рынка. Есть и другие индексовые ETF, копирующие другие индексы, такие как S&P 500 (500 компаний в США с наибольшей капитализацией, составляющийся компанией S&P) или NASDAQ 100 (100 компаний с крупнейшей капитализацией с биржи NASDAQ). Так получается, что в этом индексе в основном техногиганты, такие как Apple или Microsoft, ETF сильно смещён в сторону этих самых технологий.

С отраслевыми, региональными и ETF основанными на экономиках всё, думаю, понятно и так. Доли в данном случае распределяются на основании других критериев, которые описаны в специальных выкладках на сайтах управляющих компаний.

Какие есть основные подвиды ETF

Тысячи их, но один из основных параметров, которые нужно знать, это что делает ETF с прибылями.

  • Распределяющие (аббревиатура diff от distributing).
  • Реинвестирующие (аббревиатура acc от accumulating).

Из названий следует, что первые будут выплачивать прибыли с дивидендов компаний, акции которых находятся в портфолио, а вторые реинвестировать.

Вообще этот параметр в моих масштабах значения не имеет - до тех пор пока вы не начнете инвестировать очень большими суммами. С небольших инвестиций дивиденды выплачиваются просто смешные - это десятые процента (условно с тысячи евро это будут несколько центов). Я стараюсь просто игнорировать этот параметр, хотя так как я инвестирую на долгий срок, психологически приятнее, конечно, когда прибыли реинвестируются.

Почему инвестировал в ETF, а не в акции

Есть много как сторонников, так и противников покупки ETF.

Плюсы ETF:

  • Просто собирать портфолио. Даже если в портфолио всего один ETF, это уже более диверсифицированный вклад, чем если бы были куплены акций десятка компаний.
  • Единица ETF стоит дешевле многих отдельных акций. Например, ETF из моего портфолио, собранный из акций связанных с видеоиграми компаний стоит за единицу на данный момент около 36 евро, при этом почти 9% этого ETF составляют акции NVIDIA, стоящие 768 евро.

Минусы ETF:

  • Риск пузыря. MSCI World растет, несмотря на кризис во многих отраслях. Возможно, в определенный момент стоимость акций компаний обрушится и вместе с ним упадут в цене ETF на них базирующиеся.
  • Не уберегает от совсем грубых ошибок. Даже покупая ETF можно неправильно расставить приоритеты и, например, инвестировать только в какую-то отрасль, которая однажды может рухнуть. Например, наверняка есть ETF с туроператорами, которым в 2020 пришлось несладко.
  • За пользованием ETF нужно платить. Эти стоимости указаны при покупке и обычно составляют меньше 1%.

Список плюсов и минусов неполный, но для меня два указанных плюса легко перевешивают минусы.

Что было в портфолио

Экселька с расчетами долей портфолио

Покупал три ETF:

  • MSCI World (ISIN FR0010315770) - индексовый ETF, в нем акции компаний с крупнейшей капитализацией по версии индекса MSCI
  • MSCI EM (ISIN LU1769088581) - индексовый ETF, в нем акции компаний с крупнейшей капитализацией из развивающихся стран. Таким образом вес смещен в сторону от техгигантов из США и Китая в стороны сырьевых стран.
  • ESPORT (ISIN IE00BYWQWR46) - отраслевой ETF с акциями компаний, имеющих отношений к индустрии видеоигр и киберспорту. Например, там производители полупроводниковых изделий (NVIDIA), производители консолей (Nintendo), разработчики

Я примерно в в равных долях покупал MSCI World и MSCI Emergine Markets (EM, развивающиеся страны) и на примерно четверть из общей суммы покупки MSCI добирал ESPORT.

Из-за различного роста отдельных ETF, распределение в долях по окончанию года слегка изменилось (у меня чуть меньше EM и чуть больше MSCI World и ESPORT). Если распределение становится слишком отличным от желаемого, нужно делать ребалансировку. Я не собираюсь этим заниматься.

В скобках я указал ISIN - по этому коду вы можете найти конкретно тот фонд, который я покупал.

Как покупались ETF

Я не покупал все ETF разом, вместо этого настроил автоматическую закупку каждый месяц. Это позволяет сглаживать колебания курса и понижает вероятность "закупки на хаях" и катания на... низах.

Какой перформенс за год

Как уже можно было видеть выше, в среднем портфолио подросло на 22%. На скрине выше моё портфолио с закрытыми значениями в евро, но видимыми точными значениями в процентах.

Значение на скрине отличается от моего расчетного выше из эксельки из-за погрешностей округления. Экселькой я считал, потому что мой брокер не показывает значения покупки, например, а мне нужно были эти цифры для того чтобы понять поменялось ли распределение.

Какие изменения

С лицом банкира с Уолл-Стрит я как-то поразглядывав графики и увидел что в начале месяца цены по какой-то непонятной мне причине слегка выше, чем в средине или в конце месяца (может, большинство закупается как раз в начале месяца и из-за этого цена слегка раздувается?). Так что я настроил покупку слегка ближе к средине месяца в этот раз (до этого покупал 7 числа).

Также я добавлю к портфолио покупку ETF европейских небольших компаний (так называемые small caps). Такие компании имеют потенциал взрывного роста и являются хорошей балансировкой к всегда по немногу растущим гигантам индустрии из США и Азии.

Остальное будет закупаться примерно в таких пропорциях:

  • MSCI World 30%
  • MSCI EM 30%
  • Europe 200 small caps 20%
  • ESPORT 20%

Мои наблюдения, конечно, совершенно не является причиной делать так же.

Какие выводы

Если рассматривать другие инструменты инвестирования, покупка ETF это чрезвычайно простой способ приумножать накопления с низким порогом входа.

Как, надеюсь, стало понятно из заметки - даже один ETF уже хорошо диверсифицирует вклад. Вы не пытаетесь "обыграть рынок", как это делают профессиональные трейдеры, вы просто покупаете то, что растёт.

Не ударяйтесь в экзотические отрасли или индексы и ваш вклад неизбежно будет расти вместе с рынком.
Инвестируйте на долгий срок, если вы не трейдер, у которого дома 8 мониторов с котировками и не занимаетесь инвестициями 9to5.

EVOpit.log

https://t.me/evopit:

Хроника продвижения по карьерной лестнице магистра биомедицинской техники.

Бонусом: концентрат трансгуманизма, гаджетов, биохакинга и прочего повышения продуктивности.