July 7, 2023

Duke Ellington & John Coltrane — мой первый джазовый альбом, который я послушал 

Автор: Michael
Duke Ellington & John Coltrane

Хей! Сегодня я решил снова опуститься во Вселенную джаза и рассказать читателям об одном из моих самых любимых альбомов из этой музыкальной эпохи. По совместительству, это первый джазовый альбом, который я послушал от начала до конца и начал знакомство с данным музыкальным стилем. Я поведаю свой путь прихода к этой пластинке: от невероятной ненависти, до безумной любви и страсти искать новое в музыке

Я посвящаю эту статью всем, кто начинает путь в абсолютно любой сфере, не только в прослушивании джаза, но и в нахождении своего ремесла, смысла жизни и её цели— Michael

Два гиганта. Две эпохи. Один альбом

Что же, начать эту статью хочется с того, почему этот альбом уникален и достоин внимания каждого, кто интересуется музыкой. За его созданием стоит 2 фигуры которые по-настоящему трансформировали жанр.

Один из них — Duke Ellington — тот, который вывел джаз в мейнстрим в 30-е—40-е годы, написал кучу композиций, которые стали стандартами (очень популярными композициями, которые много играют на джемах, концертах и т.д.) и сделал революцию в джазе тем, что управлял своим оркестром как одним музыкальным инструментом. Он был одним одним из первых чернокожих руководителей оркестра, ставший успешным и по-настоящему признанным. В условиях, когда белокожие создавали монополию на джаз, запрещая чернокожим играть в оркестрах на большой публике, что уж говорить о создании собственного оркестра. Однако у Duke'а получилось и он стал эталонным представителем жанра, наряду с Louis Armstrong, George Gershwin и др.

Практически каждая его аранжировка в оркестре смотрилась одинаково гармонично, с выверенным чувством времени и в то же время масштабно и помпезно. Он был тем, кто относился к джазу так, будто бы это большое и масштабное шоу. Благодаря ему в частности, такой звук надолго укрепится в джазе.

Satin Doll в аранжировке Duke Ellingtone

Другой же, John Coltrane, был из совсем другого поколения джаза. Он уже успеет пройти массовую оркестровую истерию 30-х, би-боп манию 40-х, успеет поиграть в квинтете Майлза Девиса в 50-х, а затем станет одним из самых значимых саксофонистов, которые повлияли на школу джазовой импровизации. Он — один из тех, кто стал продвигать модальный джаз — одну из самых сложных форм джаза. Он станет одним из, если не самым значимых джазовых музыкантов и саксофонистов.

Его подход к созданию музыки, его игра — всегда были частью чего-то большего, возвышенного и духовного. Конечно, он сам был очень техничным и талантливым музыкантом, однако он всегда описывал свою игру как молитву. Одним из доказательств тому можно считать альбом "A Love Supreme", который стал своеобразным манифестом христианству.

И не сказать, что эти двое музыкантов были слишком уж разными, ведь многие джазовые музыканты активно друг с другом сотрудничали, чего стоит ансамбль Арта Блейки, через который прошли и Wayne Shorter, и Freddie Hubbard, и Bobby Timmons, и многие другие. Здесь же немного особый случай. На одной пластинке встречаются не учитель и ученик, а два главных лица в джазе, два гиганта. Две абсолютно самодостаточных и добившихся успеха личности.

Казалось бы, наличие двух таких больших личностей на одном альбоме может вызывать ситуации, при которых они будут выталкивать друг друга из-за своего масштаба. Однако мы можем слышать обратную ситуацию, где они приятно дополняют друг друга.

На альбоме приятно уживаются как и старые (In A Sentimental Mood), так и новые композиции Duke'а Ellington'а. При этом, нашлось место даже для новой композиции John'а Coltrane'а — "Big Nick". При этом, альбом разноплановый и не заставляет скучать: тут есть, как и баллады, так и быстрый свинг. И главное — симбиоз двух мастеров: техничная и новаторская игра Колтрейна скрещивается с интересными аранжировками Дюка Эллингтона, которые очень вписываются в атмосферу времени, идут в ногу с музыкальном коллегой и дают понять, что настоящий творец находится в вечном поиске нового звучания.

Альбом получил безумный успех, однако благодаря интересным новаторским решениям, с которыми подошли к созданию Дюк и Джон. Он не слушается как альбом ради альбома, в нём содержатся те вещи, которые можно назвать актуальными и по сей день, хотя пластинке уже исполнилось 60 лет.

При этом, сама пластинка продолжает влиять на современную музыку всё ещё. Среди многочисленных примеров семплирования, выделяется композиция Mac Miller "Diablo" из микстейпа "Faces", где засемплирована заглавная композиция альбома — "In A Sentimental Mood"

Моя история знакомства с пластиной

Эта пластинка — мой первый джазовый альбом, который я послушал от начала до конца.

Всё началось с композиции In A Sentimental Mood, которая стала первой именно джазовой, которая попалась в рекомендациях музыкального приложения. Я заворожился красотой и чувственностью, которые излучала эта композиция. Я решил перейти к альбому и послушать его. И мне не понравилось.

Причина тому была невероятная сложность этого альбома тогда для меня и первый опыт взаимодействия с джазовой музыкой. Я, привыкший к классической музыке, впервые столкнулся с подобным искусством. Конечно, я не знал тогда, что в джазе есть тема и импровизация, интро и коденция (начальная и заключающая части композиции), а потому воспринимал всё сыгранное как большой перфоманс. Таким образом, для меня прослушивание этого альбома стало невероятной пыткой. Я смог дослушать до конца, однако через силу.

Затем, я включил его во второй раз, месяц спустя, собравшись с мыслями. Однако я и в этот раз ничего не понял, постоянно перекручивая каждую композицию в начало, пытаясь найти смысл. В итоге, я надолго забросил этот альбом, включив его уже лишь 2 года спустя.

Когда я включил этот альбом в третий раз, прошло 2 года. Я к этому времени сам начал играть джаз, послушал кучу альбомов. Но самое главное — я понял, что многое, что вызывает у нас отвращение в первые минуты, начинает приобретать другие краски после наиболее глубокого знакомства. Нужно лишь включить терпение и постараться проникнутся новой вещью.

Так может произойти с абсолютно любой вещью, которая повляется в нашей жизни в первый раз. Неизвестность может пугать, в следствие чего вызывать такие эмоции, как отвращение и недосказанность. Однако необходимо иметь терпение и напрячь мозг, чтобы вещь стала наиболее явной. После того, как вещь перестанет быть чем-то неизведанным и новым, она станет доступна для осознанного восприятия, соответственно отношение к ней также изменится.

Я понял джаз не потому,что я через силу послушал тонну альбомов. Я провёл работу мозгом, в течение которой я пытался полностью погрузить себя в джаз. Я делал это потому, что мне действительно хотелось его познать, а не для галочки. Сначала я слушал отдельные знаковые композиции, затем начал смотреть разные стили и слушать альбомы в этих стилях. Потом начал разбирать отдельных музыкантов, искать стиль в игре каждого из них.

И эта работа принесла результат — я стал не только слушать музыку, но и с интересом искать в ней новые грани. Самое главное — я получил кучу материала, который был для меня недоступен в силу моей непосвященности и неосознанности. А также — желание открывать новое в любой сфере.

Что же касается этого альбома, мне он безумно понравился. Для меня третий раз его прослушивания прослушивания стал своеобразным вознаграждением за всю ту работу, которую я провёл, чтобы понять джаз. Я периодически включаю его, переслушиваю с мыслью о том, почему же я забросил такой бриллиант в своё время.

Я с винилом этого прекрасного альбома

ИТОГ

Мне хочется пожелать каждому, кто читает эту статью: не бойтесь открывать новое. Каждый раз, когда перед Вами будет стоять новая вещь — не бойтесь, не забрасывайте её, даже если Вы считаете, что она Вам не пригодится. Ваше мнение может кардинально поменяться после погружения в неё.

Я не буду советовать этот альбом всем тем, кто не знаком с джазом, как первый альбом. Ибо мне понадобилось послушать много других альбомов, которые наиболее явно показывают стили и замысел джазовой музыки. Этот альбом — смесь всего этого, с добавлением новых вещей, которые даже сейчас интересно находить. От этого в первое прослушивание, может показаться, что это — абсолютный винегрет. Однако же, это сложная и интересная музыка со своей структурой. При этом, я не исключаю, что этот альбом Вам понравится с первого же прослушивания.

Делитесь вашими примерами альбомов, которые вам не понравились, однако потом стали одними из самых любимых.

И слушайте джаз! До следующей пятницы!