November 1, 2022

Электричка и подлинная жизнь

После Пасхальной службы в Варницкой гимназии, я поехал домой в Коломну. Это был конец 11 класса, то есть 2015 год.

Пока мчал домой на электричке, жадно поглощал каждую страницу небольшой книги, которую нам всем подарили перед отъездом на каникулы - “Быть христианином” митрополита Антония Сурожского.

С этого момента у меня и началось знакомство с владыкой Антонием. Небольшая книжица перевернула меня. Отчетливо помню - я захотел жить по-другому. Передо мной открылось новое измерение жизни и я почувствовал вкус настоящей жизни. Почувствовал себя живым.

У меня была правда немного другая. Оранжевая в еще более простом издании

Сегодня, спустя практически 8 лет, я читаю книгу "Открытость сердца" его духовной дочери - Фредерики Де Грааф, которая занимается помощью раковым больным.

Первое с чего она начинает - с разговора о том, что есть подлинная жизнь человека и ложная. Не ожидал, что она начнет именно с этого. Но как ни странно, последнее время вопрос подлинности жизни стал особенно важным и для меня.

Фредирка Де Грааф

Отчасти, потому что я пишу магистерскую работу по вопросу мотивации принятия священного сана. И здесь вопрос “ложного” и “подлинного” стоит особенно остро. Потому что искаженная мотивация важна не сама по себе, а по своей причине - отсутствии связи со своей реальной личностью.

Фундамент ложной жизни, искаженных мотиваций - это отсутствие встречи со своей глубиной и понимания самого себя.

“Подлинность” - максимально близкое мне слово. Но сейчас я хотел бы заменить его “Реальностью”. Потому что жить подлинно есть ни что иное, как жить реально в той реальности которая существует (ну уж простите за тавтологию). Принимать ее, по силам творить в ней, но все равно находиться в ней. Видеть и принимать реального себя.

“А есть в нас другой, глубинный слой, который подымается в нас тогда, когда перед нами встает что-то большое, трагическое: будь то радость, слишком большая, чтобы вместиться в душе, или горе, слишком глубокое, чтобы найти слова или слезы для своего выражения. На этой глубине живет мое настоящее “я”, то “я”, о котором один писатель говорил, что мы должны помнить, что наша настоящая природа не в нас, а выше нас, и мы как бы больше себя самих; что если мы ставим вопрос о том, что же я? – то мы должны ответить: Образ Божий, икона...
И вот нам надо постоянно выбирать: кого же мы любим в себе? То мелкое, жадное, трусливое, ничтожное “я”, или, наоборот, того, кто живет в моих глубинах и способен на самый великий подвиг, на самую изумительную красоту жизни? И, конечно, выбор должен быть сделан в пользу нашего величия, а не нашего ничтожества…”

Но как же спуститься в эту глубину? Как понять кто “Я” на самом деле?

Чтобы услышать другого человека, в первую очередь лучше перестать говорить, а начать слушать. Удивительно, но тоже самое работает и в отношении самого себя.

У Владыки Антония есть прекрасная фраза: “сидеть под своей кожей”. Для того чтобы услышать себя, свое сердце нужно вжиться в самого себя. Побыть в Тишине. И услышать то, что возможно годами хочет нам сказать наше сердце.

Моя родная станция)

Подъезжая к домой к станции ”Голутвин” что-то внутри меня изменилось. В словах Владыки Антония была искренность, решительность и я чувствовал, что за ним правда.

Иногда мы внутренне ждём, чтобы было произнесено какое-то слово. Мы сами зачастую не понимаем этого. Но когда мы слышим его, оно разрывает нашу обыденную жизнь.

Но для этого нужно дать созреть ему в тишине и молчании.

P.S. Если Вам понравилась статья, то можете переслать ее тому, кому она тоже может быть интересна.

При желании поддержать автора материально, можно отправить донейшн, просто нажав на кнопку "Задонатить".