September 25, 2020

Дом-музей Б. Л. Пастернака

Борис Пастернак родился в Москве в творческой семье. Его отец, Леонид Пастернак, был художником, автором иллюстраций к романам Л. Н. Толстого, а мать, Розалия Пастернак – пианисткой.

Ощущение своей избранности, «чудотворства» появилось у Пастернака еще в детстве. Борис сел на неоседланную лошадь, она понесла и сбросила его. Над мальчиком пронесся целый табун — Пастернак считал чудом, что остался живым. Это случилось в день Преображения Господня — 6 августа 1903 года, и этот день стал для поэта вторым Днем рождения. Сломанная нога на всю жизнь осталась на сантиметр короче другой, и Пастернак носил обувь с ортопедическим каблуком.

Позже поэт напишет стихотворение «Август», где одновременно отразит мотивы этого чуда и предскажет свой скорый переход в иной мир.

Сапоги Пастернака в музее. Правая подошва заметно толще левой

Родители Пастернака были иудеями. Няня же тайно окрестила мальчика в православном храме. «Мое православие — предмет тайны и вдохновения», — говорил Пастернак. Быть верующим в течение его жизни было сложно. В 1952 году у Пастернака случился инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице»:

О Господи, как совершенны дела Твои, – думал больной, – Постели, и люди, и стены, Ночь смерти и город ночной… Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук Твоих жар. Ты держишь меня, как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр.

Борис Пастернак в молодости, 1908 год

Перебраться в Переделкино поэт решил в 1936 году, когда над его головой стали сгущаться тучи: поэт заступился в письмах Сталину за арестованных мужа и сына Анны Ахматовой. Власти стали открыто упрекать его в несоответствующем эпохе мировоззрении. Изменить свою натуру Пастернак не мог – он предпочел отдалиться.

После того как поэт в 1937 году отказался подписать обращение литераторов с требованием расстрелять военачальников Михаила Тухачевского и Иона Якира, его перестали печатать.

Пастернак чувствовал себя в Переделкино “так, как будто сам создал его по своему образу и подобию”. Именно в этом доме в 1956 году был завершен роман «Доктор Живаго» – с его изумительной, проникновенной стихотворной лирикой. За эту лирику, в сочетании с сюжетом книги, спустя два года Пастернак заслужил Нобелевскую премию.

24 октября 1958 г. - телеграмма о присуждении Нобелевской премии

Мировая слава писателя обернулась жесточайшей травлей на родине. В СССР «Доктор Живаго» опубликован не был. В прессе поэта недвусмысленно называли «паршивой овцой в стаде», Бориса Леонидовича исключили из Союза писателей, по стране прокатилась волна осуждающих автора митингов. Со дня на день Борис Пастернак ожидал, что его вышлют из страны. Он написал Н.С. Хрущёву письмо, в котором просил оставить его в России: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой». От награды поэт отказался.

Травля не прекратилась, однако и новых наказаний не последовало. Пастернака не лишили гражданства и даже оставили за ним дачу.

Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Пусть отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1958.

В период гонений поэт не мог печататься и зарабатывал переводами, которые вошли в мировую литературу наравне с оригиналами. Его руке принадлежит переложения трагедий Шекспира и «Фауста» Гёте.

Пастернак скончался 30 мая 1960 года, в небольшой комнатке, «рояльной», как ее называли, и похоронен на местном кладбище. Последние его словами перед смертью были сказаны жене: "Я очень любил жизнь и тебя, но расстаюсь без всякой жалости: кругом слишком много пошлости – не только у нас, но и во всём мире. С этим я всё равно не примирюсь".

Дом, столь дорогой для Пастернака, вначале был музеем неформальным: вдова, сын и сноха опального поэта устраивали импровизированные экскурсии. Это претило властям, и в 1984-м году дом у Пастернаков решили отобрать. Личные вещи поэта и семьи вышвырнули прямо на улицу, сберечь их стоило немалого труда. И как когда-то Пастернак стремился помочь Анне Ахматовой и Марине Цветаевой, на помощь ему самому, посмертно, пришли Д.С. Лихачёв, Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенский. Эти выдающиеся люди добились открытия в Переделкино официального музея к столетию Пастернака в 1990 году. Все вещи вернулись на свои места.

Экспозиция начинается со столовой. Вокруг на стенах висят рисунки отца-художника.

Комната Зинаиды Николаевны Нейгауз-Пастернак, второй жены поэта. Гостями переделкинского дома бывали не только литераторы, но и музыканты. На рояле “Бехштейн” в свое время играли Генрих Нейгауз, Мария Юдина и Святослав Рихтер.

Последняя комната на первом этаже, где Пастернак умер на 71-м году жизни от рака лёгких. На похороны пришли несколько тысяч человек и следовали за гробом от дома Пастернака до кладбища, несмотря на опалу поэта.

Весь второй этаж занимают просторные и светлые комнаты самого Пастернака.

Типичная одежда Пастернака, в которой тот ходил по Переделкино.

Добавьте описание

Главное богатство усадьбы составляла библиотека.

Конторка справа была куплена женой Пастернака в 1957 году, когда врачи прописали ему больше ходить, и меньше сидеть.

Пастернак был неприхотлив в быту. А к концу жизни вообще исповедовал аскетизм, хотел жить «как все». Это давало ему внутреннее спокойствие.

Корней Иванович Чуковский через четыре года после смерти поэта сказал: «Если бы я не был так стар, я нашел бы себе новую профессию. Я стал бы гидом по переделкинским местам, связанным с поэзией Пастернака. Я повел бы туристов вот к такой-то березе, которая увековечена им, к такому-то ручью, который был им воспет. Я показал бы поле, по которому он проходил ежедневно, я показал бы те дома, те пейзажи, те леса, которые в его стихах живут до сих пор, и будут жить вечно…»