May 20, 2019

Отказываемся от офиса и работаем на фрилансе

PR-консультант Евгения Андольщик несколько лет назад полностью перешла на работу на фрилансе. Она рассказала нашему каналу, как в своё время отказалась от офисного режима, как теперь строит своё расписание и решает финансовые вопросы.

Окончательно я перешла на фриланс в 2017 году, но до этого уже предпринимала несколько попыток это сделать — в 2013 и 2015 годах. Я с детства не хотела, чтобы работа была «унылой обязанностью», не хотела работать из нужды пять дней в неделю по строго заданному расписанию. Это мне удалось: я была частью творческих команд — рекламных отделов или рекламных агентств, где атмосфера в целом свободнее, чем в других нишах. Иногда мы с коллегами работали в парках или кафе, иногда можно было работать из дома. В этой нише одной из первых стали говорить о фрилансе, я пробовала так работать копирайтером и SMM-специалистом, но поначалу мне не хватало опыта и связей.

В 2016 году я устроилась в стартап-команду, отвечала там за PR, соцсети, блог компании и организацию мероприятий. Часть обязанностей требовала сосредоточенности и погружения, то есть уединения, поэтому я договорилась работать по гибкому графику и приезжала в офис 2–3 раза в неделю. Это было переходным этапом к фрилансу.

Сейчас я удалённо управляю PR-коммуникациями в различных проектах, так что какие-то дни и сегодня посвящаю встречам или работе у клиента в офисе, чтобы погрузиться в проект и быть в курсе деталей и новостей.

Как искать заказчиков

Мне, как правило, находить заказчиков позволяют рекомендации друзей, коллег по рынку и бывших клиентов. Некоторые клиенты приходят от журналистов и редакторов, и это лучшая оценка для пиарщика.

Работает также активность на Facebook и определённая медийность в нише — меня знают, и это помогает быстрее закрывать сделки. Но этого ещё недостаточно, я планирую вкладываться в продвижение и рекламные инструменты. Фрилансеры часто бросают это на самотёк и в итоге «сворачиваются» из-за того, что нет достаточного потока клиентов.

Я советую искать заказы в Facebook-группах и Telegram-каналах по профилю, не бояться писать людям и предлагать свои услуги, даже если они ищут сотрудника «в офис», а также изучать предложения на сайтах для фрилансеров — например, сервис Rubrain размещает зарубежные заказы и помогает с удалённой работой программистам.

Как организовать работу

Организация работы зависит от задач и загрузки: если нужна большая сосредоточенность и есть большой объём рутинной работы, я снимаю место в коворкинге и перехожу в «офисный режим».

Если нет аврала, то я работаю два-три дня из дома, а остальные дни — в библиотеках, кафе или офисах друзей, выбор зависит от типа задач: какие-то требуют тишины и уединения, какие-то — мобильности, дополнительных встреч и коммуникаций.

В путешествиях я ищу «удобные места для работы» в подборках тревел-блогеров — это могут быть тихие кофейни или библиотеки. Например, в итальянском городе Пескара я нашла старую библиотеку, где был хороший интернет и красивый старый интерьер. Работать там, где тебе удобно, и тогда, когда тебе удобно, — большой дар технологий и социальных трендов современности.

Чтобы получать столько же, сколько на штатной офисной позиции, работать на фрилансе приходится больше. Не только по прямым обязанностям: нужно заниматься привлечением клиентов, продажами, брифами, предложениями, договорами и документами — в общем, появляется куча работы, которая не оплачивается. Но зато я делаю только то, что целесообразно, у меня мало работы, которая возникает, «просто потому что надо», я всегда знаю, что делаю и зачем.

Как найти баланс

Первое время на фрилансе было сложно (около полугода). Я человек, который «загорается» новыми проектами, и у меня была перенагрузка: я слишком много думала о проекте, работала без выходных, перегорала. Последние полтора года ситуация выровнялась сама собой: я пиарщик, поэтому в целом доступна 24/7, и иногда возникают форс-мажоры, но мой основной график зависит от клиентов и от журналистов, а они, как правило, работают 5/2.

Поэтому в выходные дни я не занимаюсь рабочими обязанностями. Занимаюсь стратегическими вопросами, планированием, творческими идеями и чем-то нерутинным — это не тяготит и не выжигает мой настрой по проектам.

Что касается режима, то рабочий день у меня с 10 утра до 8 вечера по Москве — даже если я сама в другом часовом поясе.

Как избежать «кассовых разрывов»

Между проектами могут возникать финансовые разрывы, и это боль. Денежные факапы случаются ещё тогда, когда не совпадают ожидания: заказчик полагает, что за первый месяц у него появятся публикации в Коммерсанте, ты придёшь по первому зову, а на пресс-брифинг без инфоповода в Зеленоград соберёшь лучших блогеров и журналистов. Когда чуда не происходит, он может потребовать полного возврата средств — и то, что ты уже потратил время, его не интересует. Это, правда, решается правильным договором и обсуждением условий и границ «на берегу», но новичкам приходится набивать шишки, в том числе и финансовые. У копирайтеров, дизайнеров, SMM-щиков и других фрилансеров бывают подобные ситуации.

Решается проблема «кассовых разрывов», на мой взгляд, перекрытием и новыми клиентами. А также расширением перечня услуг и их продажей: в моём случае я продаю не только PR-поддержку помесячно, но и консультации, коучинг по медийности для руководителей и предпринимателей, короткие PR-кампании для мероприятий или запуска продукта. Как и отдельные разовые услуги: я пишу тексты на заказ, помогаю найти и устроить сотрудника, сотрудничаю как блогер. Это нерегулярный, но приятный спонтанный заработок.

Поток клиентов должен быть налажен и прогнозируем. У фрилансера два пути в плане дохода — остаться просто удалённым сотрудником и работать на одну компанию или стать микропредпринимателем и учиться думать о своём деле как о бизнесе. А это значит, что нужно строить систему: понимать, кто моя целевая аудитория, какие у меня продукты, каков мой план продаж, воронка привлечения клиентов, делегирование обязанностей и так далее.

Как застраховаться от недобросовестных клиентов

Конечно, попадались заказчики, которые обманывали или просто вели себя неэтично, особенно несколько лет назад. Сейчас у меня есть договор, который с каждой ошибкой и неприятной ситуацией обрастает новыми пунктами. Мне кажется, это неизбежный процесс «собирания шишек».

Все обычно грешат с точки зрения соблюдения условий на стартапы, но у меня был опыт, когда крупная корпорация обратилась за услугой и нужен был срочный старт работ, а подписание договора затянулось на 4 недели. В итоге от проекта я отказалась и потеряла время и деньги. Так что фрилансерам стоит работать по договору и проконсультироваться с хорошим юристом, не экономить на этом и ценить себя как специалиста. Почти со всеми клиентами последние два года я работаю именно так — по договору — и принимаю оплату как ИП.

Как быть с больничными, отпуском и пенсией

Больничные, отпуска и иже с ними — это проблема. Больничных у меня нет. Впрочем, и в офисе не всегда бывают условия для реальных больничных дней: если ты пиарщик, то всё равно решаешь важные вопросы из дома. На фрилансе так же: если мне плохо, то я сообщаю об этом клиентам, все мы люди. Если есть такая возможность, я могу делегировать часть своих обязанностей, например тексты или рассылку, — у меня есть помощница и копирайтеры, которых я иногда привлекаю к работе. Если это очень важный вопрос, то я решаю его сама. Например, с температурой ездила с клиентом на съёмку федерального телеканала. Но опять же, будь я офисным работником, скорее всего, пришлось бы поступить так же.

Отпусков как таковых нет, но есть периоды, когда загрузка меньше, — как правило, это январь и летние месяцы. Поэтому я езжу в путешествия параллельно с работой. В прошлом году несколько недель жила на Мальте, училась в школе английского, вела проект и успевала при этом отдыхать. Для меня это более комфортный темп, чем тот, при котором надо работать в офисе и страдать, что я должна ходить туда пять дней в неделю, а отпуск — всего две недели в полгода.

В пенсионные отчисления в нашем государстве я не верю. Лучше стараться зарабатывать и копить самостоятельно, а также грамотно инвестировать. Я пока только учусь финансовым инструментам, ничего особенного не умею: часть сбережений храню в валюте, часть — на долгосрочном вкладе.

Выводы

Фриланс, на мой взгляд, это такая переходная ступень к предпринимательству. Это, в первую очередь, про ответственность за себя и свой выбор. Минусов у этого варианта очень много: от дохода до самоорганизации. Но чувство, когда ты сам решаешь, какие обязанности брать на себя, а какие делегировать, когда ты можешь уехать в другую страну и что ты можешь нового придумать, — бесценно.

Ещё вечные советы, которые всё равно must. Чтобы было всё хорошо с деньгами на фрилансе, нужно:

1. Определиться с нишей и специализацией.

2. Создать подушку безопасности на 6 месяцев.

3. Работать над связями и личной узнаваемостью среди целевой аудитории.

4. Первые годы — бОльшую часть средств откладывать, а не тратить.

5. Учиться быть предпринимателем и прокачивать бизнес-мышление.