June 9, 2019

Как отказаться от работы в офисе и перейти на фриланс

Привет всем! Рада приветствовать вас на своем канале о заработке в интернете и хочу рассказать, как и почему я сама перешла работать на фриланс (удаленную работу). Как начинала, как теперь строю своё расписание и решаю финансовые вопросы.

А случилось все очень банально сначала развод, а потом сокращение на работе и осталась у разбитого корыта с полным нулем в кошельке точнее с огромным минусом (у меня на тот момент было действующих 5 кредитов), ребенком и квартирой, за которую необходимо было платить коммунальные платежи и ипотеку ежемесячно (о ней указано выше один из 5 кредитов). Тогда было совсем не весело, но с чего-то нужно же было начинать. Первый и сверлящий вопрос: Где и как заработать денег? И я знала, что работать в офисе не хочу, потому что достигла определенного профессионального роста. Когда понимаешь что стоишь больше, чем тебе могут предложить работодатели и плюс накопилось достаточно навыков, чтобы попробовать себя в новом амплуа. Так с 2015 года я полностью перешла работать на фриланс.

Не сразу все получалось, были взлеты и падения, пыталась нащупать свое, искала разные варианты заработать используя свои навыки и профессионализм (обо всем этом буду писать в следующих постах). Я с детства не хотела, чтобы работа была «унылой обязанностью», не хотела работать из нужды пять дней в неделю по строго заданному расписанию. Это мне удалось: на последнем месте работы я работала с предпринимателями - это очень сильно меня подтолкнуло начать свое дело и искать себя. И я стала прощупывать почву. Искала клиентов на подработку по своей специализации - юрист. Появилось несколько клиентов, но катастрофически не хватало времени, т.к. была еще основная работа. Я работала по 2-3 часа после основной работы. Это было переходным этапом к фрилансу. Видимо поэтому меня и сократили с работы, ведь мысленно я уже была на свободе, а точнее хотела сама планировать свой день и распоряжаться своим временем. Тогда у меня появилась подруга-соратница, которая как раз начала осваивать сайт фрилансеров https://work-zilla.com/, занималась копирайтом/рерайтом и я тоже решила попробовать. Но поначалу мне не хватало опыта, связей и положительной репутации фрилансера (рейтинга), которая нарабатывается со временем.

Сейчас я удалённо работаю с сайтом юридических услуг, уже заработала себе репутацию хорошего профессионала и за это мне стали давать более лакомые и дорогостоящие заказы.

Как искать заказчиков

Мне, как правило, находить заказчиков позволяют рекомендации друзей, бывших коллег, а также регистрация в качестве исполнителя на сайтах фрилансеров, таких как: https://work-zilla.com/, https://www.fl.ru, https://megamaster.kz. Некоторые клиенты приходят от бывших и настоящих клиентов и это лучшая оценка для юриста.

Работает также активность на Facebook, LinkedIn и определённая медийность в нише — меня знают, и это помогает быстрее закрывать сделки. Но этого ещё недостаточно, я планирую вкладываться в продвижение и рекламные инструменты. Фрилансеры часто бросают это на самотёк и в итоге «сворачиваются» из-за того, что нет достаточного потока клиентов.

Я советую искать заказы в Facebook-группах и Telegram-каналах по профилю, на сайтах фрилансеров, не бояться писать людям и предлагать свои услуги, даже если они ищут сотрудника «в офис» (в этом может помочь регистрация и размещение своих данных и резюме на hh.ru, hh.kz).

Как организовать работу

Организация работы зависит от задач и загрузки: если нужна большая сосредоточенность и есть большой объём рутинной работы, я снимаю место в коворкинге и перехожу в «офисный режим».

Если нет аврала, то я работаю два-три дня из дома, а остальные дни — в библиотеках, кафе или офисах друзей, выбор зависит от типа задач: какие-то требуют тишины и уединения, какие-то — мобильности, дополнительных встреч и коммуникаций.

В путешествиях я ищу «удобные места для работы» в подборках тревел-блогеров — это могут быть тихие кофейни или библиотеки. Например, в итальянском городе Пескара я нашла старую библиотеку, где был хороший интернет и красивый старый интерьер. Работать там, где тебе удобно, и тогда, когда тебе удобно, — большой дар технологий и социальных трендов современности.

Чтобы получать столько же, сколько на штатной офисной позиции, работать на фрилансе приходится больше. Не только по прямым обязанностям: нужно заниматься привлечением клиентов, продажами, предложениями, договорами и документами — в общем, появляется куча работы, которая не оплачивается. Но зато я делаю только то, что целесообразно, у меня мало работы, которая возникает, «просто потому что надо», я всегда знаю, что делаю и зачем.

Как найти баланс

Первое время на фрилансе было сложно (около полугода). Я человек, который «загорается» новыми проектами, и у меня была перенагрузка: я слишком много думала о проекте, работала без выходных, перегорала. Последние полтора года ситуация выровнялась сама собой: я юрист, поэтому в целом доступна 24/7, и иногда возникают форс-мажоры, но мой основной график зависит от клиентов, а они, как правило, работают 5/2.

Поэтому в выходные дни я не занимаюсь рабочими обязанностями. Занимаюсь стратегическими вопросами, планированием, творческими идеями и чем-то нерутинным — это не тяготит и не выжигает мой настрой по проектам.

Что касается режима, то рабочий день у меня с 10 утра до 8 вечера по Москве — даже если я сама в другом часовом поясе.

Как избежать «кассовых разрывов»

Между проектами могут возникать финансовые разрывы, и это боль. Денежные факапы случаются ещё тогда, когда не совпадают ожидания: заказчик полагает, что ты как волшебник можешь защитить его компанию и его самого от правовых последствий путем разработки только одного документа, а такого не бывает и приходиться временами долго объяснять что необходимо проводить полный правовой анализ работы компании и делать полный пакет документов. Когда чуда не происходит, он может потребовать полного возврата средств — и то, что ты уже потратил время, его не интересует. Это, правда, решается правильным договором и обсуждением условий и границ «на берегу», но новичкам приходится набивать шишки, в том числе и финансовые. У копирайтеров, дизайнеров, SMM-щиков и других фрилансеров бывают подобные ситуации.

Решается проблема «кассовых разрывов», на мой взгляд, перекрытием и новыми клиентами. А также расширением перечня услуг и их продажей: в моём случае я продаю не только юридическую поддержку помесячно, но и консультации, разработку корпоративных правовых документов (договора, допики, протоколы), а также занимаюсь претензионной работой по договорам, подготовкой исковых заявлений, жалоб, ходатайств и прочих сопутствующих документов. Как и отдельные разовые услуги: я пишу тексты на заказ на юридическую тематику, юридические заключения, провожу экспертизу правовых документов, готовлю пакеты учредительных документов, умею делать презентации. Это нерегулярный, но приятный спонтанный заработок.

Поток клиентов должен быть налажен и прогнозируем. У фрилансера два пути в плане дохода — остаться просто удалённым сотрудником и работать на одну компанию или стать микропредпринимателем и учиться думать о своём деле как о бизнесе. А это значит, что нужно строить систему: понимать, кто моя целевая аудитория, какие у меня продукты, каков мой план продаж, воронка привлечения клиентов, делегирование обязанностей и так далее.

Как застраховаться от недобросовестных клиентов

Конечно, попадались заказчики, которые обманывали или просто вели себя неэтично, особенно несколько лет назад. Сейчас у меня есть договор, который с каждой ошибкой и неприятной ситуацией обрастает новыми пунктами. Мне кажется, это неизбежный процесс «собирания шишек».

Все обычно грешат с точки зрения соблюдения условий на стартапы, но у меня был опыт, когда крупная компания обратилась за услугой и нужен был срочный старт работ, а подписание договора затянулось на 4 недели. В итоге от проекта я отказалась и потеряла время и деньги. Так что фрилансерам стоит работать по договору и проконсультироваться с хорошим юристом (благо я у себя есть), не экономить на этом и ценить себя как специалиста. Почти со всеми клиентами последние два года я работаю именно так — по договору.

Как быть с больничными, отпуском и пенсией

Больничные, отпуска — не скажу, что это проблема. Больничных у меня нет. Впрочем, и в офисе не всегда бывают условия для реальных больничных дней: если ты юрист, то всё равно решаешь важные вопросы из дома. На фрилансе так же: если мне плохо, то я сообщаю об этом клиентам, все мы люди. Если есть такая возможность, я могу делегировать часть своих обязанностей, например тексты или рассылку, — у меня есть помощница и копирайтеры, которых я иногда привлекаю к работе. Если это очень важный вопрос, то я решаю его сама. Например, с температурой ездила в другой город подать документы на регистрацию филиала компании своего постоянного клиента. Но опять же, будь я офисным работником, скорее всего, пришлось бы поступить так же.

Отпусков как таковых нет, но есть периоды, когда загрузка меньше, — как правило, это январь и летние месяцы. Поэтому я езжу в путешествия параллельно с работой. В прошлом году несколько недель жила в Турции, училась в школе английского, вела проект и успевала при этом отдыхать. Для меня это более комфортный темп, чем тот, при котором надо работать в офисе и страдать, что я должна ходить туда пять дней в неделю, а отпуск — всего две недели в полгода.

В пенсионные отчисления в нашем государстве я не верю. Лучше стараться зарабатывать и копить самостоятельно, а также грамотно инвестировать. Я пока только учусь финансовым инструментам, ничего особенного не умею: часть сбережений храню в валюте, часть — на долгосрочном вкладе.

Выводы

Фриланс, на мой взгляд, это такая переходная ступень к предпринимательству. Это, в первую очередь, про ответственность за себя и свой выбор. Минусов у этого варианта очень много: от дохода до самоорганизации. Но чувство, когда ты сам решаешь, какие обязанности брать на себя, а какие делегировать, когда ты можешь уехать в другую страну и что ты можешь нового придумать, — бесценно.

Ещё несколько советов для тех, кто все-таки решиться попробовать. Чтобы было всё хорошо с деньгами на фрилансе, нужно:

1. Определиться с нишей и специализацией.

2. Создать подушку безопасности на 6 месяцев.

3. Работать над связями и личной узнаваемостью среди целевой аудитории.

4. Первые годы — большую часть средств откладывать, а не тратить.

5. Учиться быть предпринимателем и прокачивать бизнес-мышление.