May 13, 2022

«СЛОЖНО НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ»: ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ АНТОНОМ ТИЩЕНКО

Художник Антон Тищенко родился в 1991 году в Новосибирске. Он получил высшее экономическое образование, но желание заниматься искусством оказалось сильнее. Творческий путь он начал с граффити, а позже отдал предпочтение скульптуре. Спустя несколько лет практики и различных коллабораций художник создал собственный проект «DUALITY». Мы поговорили с Антоном Тищенко о том, как развивался его творческий путь.

Что побудило вас связать свою жизнь с искусством?

Я начал интересоваться искусством еще с детства. Первое, что меня вдохновило, было граффити в школе. Так как я каждый день ходил мимо него, то мне стало интересно, кто это нарисовал. Позже оказалось, что это творчество именитого художника Марата Морика, с которым мы учились в одной школе.

Потихоньку я рисовал скетчи, осваивал динамику букв и форму, разбирался в разных стилях. Искал вдохновение в творчестве других художников, в картинах в интернете, позже были мои первые попытки рисовать на стенах.

На сайте онлайн-галереи сказано, что вы самоучка. Жалеете ли вы, что не получили художественного образования? Обязательно ли образование в такой сфере?

Скорее нет, чем да. Для меня всегда творчество было как хобби. Я подходил к этому из глубинного ощущения, сталкиваясь с тем, что художнику важно позиционировать себя и четко выстраивать концепцию к словам. Сейчас я задумываюсь о том, чтобы пройти какие-нибудь курсы, которые помогут мне сформулировать концепцию творчества и обличить ее в слова. Для мастерства важно внутреннее желание и количеством попыток. Чем больше ты уделяешь времени своему любимому делу, тем быстрее растет навык.

Вашими первыми работами были граффити, а сейчас вы активно работаете в жанре скульптуры. Задумывались ли вы о другом медиуме?

Я планирую переходить в «digital», так как сейчас это новая ниша, в которой каждый художник хочет быть представлен. Но для меня все равно важнее физический арт, потому что скульптуру важно трогать. Я больше хочу создавать физические скульптуры и видеть их вокруг себя.

Хотели ли бы вы попробовать себя в NFT? Не считаете ли, что это переоценено?

Я еще не опубликовал ни одну такую работу, однако около года прорабатываю концепцию, самостоятельно делаю рендеры. Что-то точно будет, но что именно — останется тайной.

Я считаю, что за такое искусство не жалко отдавать деньги. Это метод поддержки художников. Не все коллекционеры разделят мое мнение о том, что важен физический арт, так как есть дополнительные сложности с местом расположения и транспортировкой. И так как новая волна уходит в цифры, то за хорошего художника можно хорошо заплатить. Если веришь, что он будет развиваться дальше, то творчество артиста будет расти в цене, как и опыт.

С 2013 по 2016 год вы активно работали над репродукциями скульптур известных художников. Почему вы решили начать именно с такого формата?

В 2009 году я посетил музей «Фигерас» в Барселоне, где я влюбился в скульптуру своего любимого художника Сальвадора Дали и жадно захотел обладать ею. На тот момент я не мог себе ее позволить, поэтому у меня возникла странная мысль, что я могу сам воссоздать эту скульптуру. Прочувствовать всю динамику линий, каждый миллиметр провести через себя. По итогу получить скульптуру и насладиться процессом.

Благодаря этому событию я начал интересоваться материалами, техниками, так как это бронзовая скульптура, и я не знал, как с этим работать. Шаг за шагом я освоил полностью технологию, не включая литье. Чем больше опыта я приобретал, тем скучнее мне становилось воспроизводить скульптуры по фото, поэтому мне стало интереснее двигаться дальше.

Как раз был момент, когда я сделал проект «Вдохновлен примером»: я брал картины художников, по которым не было скульптур. Идея проекта в том, что скульптура представляет из себя специальное техническое задание, к которому подходят комплексно, поэтому мне стало интересно решить это уравнение, вытащить объем из изображения. Я нашел редкую литографию скульптуры Сальвадора Дали, которой раньше не встречал, но она очень зацепила меня, поэтому я решил ее воссоздать. Сейчас эта скульптура находится в частной коллекции Никаса Сафронова.

В ваших скульптурах часто преобладают животные. Почему так?

Тут есть некая метафора сравнения человека и животного. Нам знакомы выражения, в которых есть ассоциация человека и животного, например: «грациозна, как лань». Я выражаю природу человека через образ животного. Могу сказать, что скоро будет работа с образом человека. Мы делаем совместный проект с немецкой художницей под псевдонимом Hera из творческого объединения Herakut. В нем будет образ девушки в латексной маске — это симбиоз моего проекта и работы другого художника, которая откликнулась во мне.

Вы участвовали в коллаборациях с известными художниками: Покрас Лампас, Амарт Стюарт и Захар Евсеев. С кем из них вам было комфортнее работать?

Со всеми мне было комфортно и стоит заметить, что все кейсы абсолютно разные. Какие-то были сделаны удаленно лично мной или совместно, как с Покрасом, когда он гостил у меня. С Захаром я скорее помогал технически перевести его объекты в материал. Он мой хороший друг и талантливый художник, которого я всегда поддерживаю.

А есть ли у вас на примете люди или организации, с которыми вы хотели бы заколлаборироваться в ближайшее время?

Недавно мне пришла классная идея, как интегрировать мое творчество с логотипом компании BMW. Сейчас я готовлю презентацию с визуальным сопровождением. Надеюсь на воплощение в ближайшее время.

В 2016 году вы продемонстрировали свою первую скульптуру индивидуального проекта «DUALITY». Тогда вы начали использовать термин «дуальный пиксель». Что он из себя представляет?

В 2016 году я начал свой проект, где первым образом стал толстый кот породы сфинкс, который наполовину в латексной маске и ошейнике с шипами. Работая над этой скульптурой, я обдумывал, что начинаю скучать по стрит арту, но от граффити я уже отошел. Тогда я решил познакомить публику с образом скульптуры и думал над тем, чтобы сделать стикеры с изображением мордочки кота, которая является визитной карточкой сфинкса.

Но мне было интересно сделать объемный стикер, и тогда я прихожу к мысли, что сделаю барельеф этой мордочки, чтобы клеить их по разным городам. Когда я сделал его в натуральную величину, то он оказался слишком большим и тяжелым, поэтому я постепенно уменьшил его до 4 сантиметров, когда достаточно капли клея. Был такой момент. Когда я выливал эти головы кота для просушки, чтобы сократить пространство, я понял, что они плотно складываются, когда противонаправлены друг другу. Это дополняло мою концепцию противоположности, и я доработал идею, уменьшив их до 1,5–2 сантиметров, тогда и появился «дуальный пиксель». Идея в том, что он воплощает в себе концепцию единства противоположности. Картинка собирается целиком, когда они противоположны друг другу.

В проекте «DUALITY» одна из скульптур представляет собой толстого кота сфинкса в латексной маске и ошейнике с шипами. Почему вы выбрали такой образ?

Само животное — как чистое начало, а искусственный латекс — это то, что животное на себя никогда не наденет. Это материализация темной стороны образа, потому под сфинксом подразумевается человек. Кота всегда хочется погладить, а колючий ошейник всегда служит препятствием. Когда что-то притягательное, но дотронуться нельзя.

Изначально была идея создать образ женщины-кошки, которая уже потрепана временем. С опытом приходят некая грузность складок, и грация отходит на второй план, поэтому остается только гладкая маска. Но в процессе создания мне написала женщина, которая узнала в скульптуре своего кота. Референс, которым я пользовался, был изображением из гугла, и оказалось, что это ее домашний питомец. В процессе поменялась концепция, так как я понял, что это кот, а не кошка.

Сейчас заглавный образ вашего проекта — сфинкс. Не устали ли вы от однотипного образа кота?

Сфинкс — это первый образ проекта. Всего должно быть 7 скульптур, которые уже продуманы, но так получилось, что параллельно у меня была основная работа по образованию, поэтому я уделял мало времени скульптуре. Чтобы начать новую работу, нужно закончить оставшиеся идеи с котом, которые я не успел. И так получилось, что когда появился дуальный пиксель, то я много времени потратил на его изучение и воссоздание мозаик. Но сейчас я поставил приоритетные задачи доделать оставшиеся скульптуры. Сейчас я уже сделал жирафа и корову, но еще не показывал. Я нахожусь в поисках галереи, где можно будет в будущем представить всю коллекцию.

Была ли у вас собственная мастерская, где вы воплотили все свои идеи? Не задумывались ли вы о том, чтобы сделать ее общедоступной?

В данный момент я переехал в Европу и здесь творческой мастерской нет, но когда я жил в Москве, то была своя. Она не была общедоступна всегда, но я устраивал дни открытых дверей, или иногда мне писали люди о том, что хотят посетить мое творческое пространство, и я всегда с радостью звал.

Не задумывались ли вы о том, чтобы открыть свою галерею в Европе или России?

Каждый художник мечтает открыть свою галерею, поэтому да, хочу. У меня была идея открыть литейную мастерскую/кафе/галерею, куда люди могли бы прийти выпить, ознакомиться с технологическим процессом и посмотреть готовые произведения.

Сейчас вы живете в Европе. Почему вы решили переехать в другую страну? Различается ли арт-сфера в Европе и России? Планируете ли вы развивать там свою работу?

Последние 6 лет я планировал переезд, готовил документы, и недавно это свершилось. На данный момент я еще не успел этого ощутить, но в Европе больше возможностей для художников, а сейчас сложно что-то еще добавить. Ближайшие выставки тоже планируются в Европе.

Что вы думаете о том, что художники выпускают свой мерч или книги? Не хотели бы сделать что-то подобное?

Хотелось бы. Моя студия в Москве называлась «Duality Foundation» — это компания, которая делает мерч на основе моего творчества и дуального пикселя. У меня много наработок с идеями ювелирных украшений и одежды. Параллельно рождается много интерпретаций дуального пикселя как символа. О книге я бы задумывался через несколько десятков лет. Я бы сделал это уже будучи зрелым художником, когда будет больше ретроспектив, на которые можно взглянуть, потому что интересно просматривать связи между событиями своей жизни.

Я осознал, что я избрал бронзу как основной материал для творчества. Он требует ответственности перед зрителями, так как ты создаешь что-то вечное, поэтому мне свойственно долго работать над произведениями. Есть некая связь с детством, потому что моими любимыми игрушками были камни и подшипники, то есть мне с детства нравилась твердая форма, когда можно пальцами ощутить прочную поверхность.

После того, как вы закончите делать свой индивидуальный проект «DUALITY», вы планируете взять перерыв, или же у вас уже есть идеи для нового проекта?

Я подложил себе подушку безопасности в этом плане, потому что с появлением дуального пикселя эта задача решена. Он, как кисть, которым можно нарисовать любой холст, и это открывает безграничные возможности. Я уже работаю над концепцией картин, которые буду создавать с помощью этого медиума, поэтому перерыва точно не будет. Мне сложно не заниматься творчеством.


Автор: Екатерина Халимова

Редактор: Кристина Ренжина

Обложка: личный архив художника