Чиптрип
March 24, 2019

Столица выходного дня

Однажды, увидев билеты за 1800₽ в обе стороны, я совершил пару машинальных действий, которые привели меня в International Аirport Курумоч ночью 15-го марта.

На остановке со мной стоят две девушки, одна молча мерзнет, а вторая эмоционально рассказывает кому-то по телефону, как сильно ей заложило уши и что она ощутила в своём первом полете. Пытаюсь сосчитать все свои полеты, и их оказывается всего пять туда-обратно.

Дважды чуть не уезжаю на маршрутке в Тольятти, а потом сажусь на последний 78-й автобус до Самары. О том, что он последний, мне с улыбкой сообщают сразу двое пассажиров и контролер, как бы намекая на моё невероятное везение.

Градостроители решили особо не париться и построили один аэропорт в селе ровно между двумя городами, так что в пути я успеваю и поработать, и немного поспать, и посмотреть адрес Лизы - моего первого хоста.

Я выхожу из автобуса на окраине города в 21:30 по Самарскому - здесь +1 час от Москвы. По ощущениям - час ночи, так как машин почти нет, ездят только полупустые трамваи, которым судя по виду уже минимум лет шестьдесят. В "продуктах" меня внимательно осматривают местные ребята в кожаночках и с пивом, пока я покупаю долгожданную булку - не ел с выезда в аэропорт. Принимаю решение доехать до Лизы на почти бесплатном (как и во всех региональных городах) убере.

Я попадаю в уютную квартиру с видом на панельки и трамвайные пути. С Лизой мы находим общий язык, кажется, ещё до начала разговора. Она угощает меня пельмешками и мы болтаем про каучсерфинг, скейтбординг, медитацию, автостоп и планы на будущее.

После продолжительной беседы мы выходим в ночь - Лизе нужно встретиться с подругами, а мне закрепить первые впечатления.

Ночная мартовская Самара вся завалена снегом - это сразу бросается в глаза. Под сугробами погребены тачки, гаражи, дорожные знаки. Взобравшись на некоторые из снежных гор, можно дотянуться до линий электропередач.

Фоткаю пару ночных пейзажей, вернувшись работаю, ложусь спать.


С утра просыпаюсь от звука ревущей турбины. Выясняется, что это проехал трамвай. Я завтракаю и мы отправляемся на прогулку.

Вокруг - как часто это бывает, дух побед и свершений СССР. Самара всего 30 лет назад называлась Куйбышев - в честь одного из революционеров, начавших строить марксистско-ленинскую безумную мечту, затянувшуюся на целый век. Тогда же она считалась резервной Москвой на случай ядерной войны, поэтому тут много бункеров и музеев на эту тематику.

Если меня попросят описать город двумя словами - я скажу "творческий беспорядок". Здесь совершенно хаотично перемешаны абсолютно все дома, встречающиеся на территории РФ.

Прямо в центре города несколько улиц состоят целиком из деревянных избушек, которым сильно больше ста лет. Некоторые из них покрасили и даже подлатали к ЧМ, но в целом они производят впечатление брошенных пенсионеров, которых совсем не посещают внуки. Немного депрессивный передний план композиции.

На среднем плане мы видим советские монументальные кубы, а за ними на дальнем - более современные многоквартирные монстры.

Впрочем, монстры здесь не только современные. Например знаменитый (относительно, конечно) "дом-кукуруза", также известный как "улей", "тёрка", "душегубка", "крокодил", "ёж", "ананас" или "вафля" на Осипенко, 32.

"Улей" построен в 1980-ом и является одним из ярких примеров позднего брутализма в СССР. А ещё, у него есть четверо братьев с немного другими балконами и перегородками: по одному в Минске и Алма-ате и два в Уфе.

В доме всего один подъезд (на 152 квартиры, такой себе ботлнек), а пожарные лестницы, по слухам, закрыты на замки ещё с лихих 90-х, поэтому в случае поломки лифтов, пожара или отключения электричества, все жильцы окажутся заперты в своих квартирах без возможности выбраться.

Тем временем, Лиза продолжает свое повествование, а я то и дело отвлекаюсь на новые геометрические формы и ищу удачный ракурс, чтобы их сфоткать.

Я прослушал, почему именно, но на верхних этажах этого дома в советское время были творческие студии разных художников и артистов, видимо их выдавал какой-то минкульт, или вроде того.

Собственно, творчество тут видно даже снаружи здания:

Самара - город авиации и ракетостроения. Легендарный Ил-2 - самый массовый боевой самолет в истории, был спроектирован именно здесь. Ещё здесь выставлена огромная ракета, которая реально для чего-то использовалась. Правда, сомневаюсь, что на ней были эти разноцветные диоды по краям.

Пропускаем музей космонавтики и спускаемся на набережную к огромному белому плато - реке Волга.

Мне кажется, что Волга здесь не больше, чем в Нижнем Новгороде, но быстро понимаю, что ошибаюсь. Деревья, которые видно на "том берегу" - всего лишь остров посередине реки.

Мы находим участок, где лёд ещё не начал таять и уходим далеко от берега. Это совсем не похоже не весну - здесь всё безмолвное и замерзшее, как в январе. Город отсюда почти не слышно, это прекрасное место для медитаций или утренних лыжных прогулок.

Поднимаясь на набережную видим гордое #крымнаш и красивого металлического чувака с крылом самолета в руках. Слегка грустим о политике и направляемся дальше в центр. Чувак - не Гагарин, а анонимный авиаинженер.

К обеду на улице выглядывает солнышко и наша прогулка становится ещё теплее.

От количества табличек с указанием даты постройки домов, мне начинает казаться что всё здесь построено до революции - настолько их много.

Я нагуглил кофейню с прекрасным интерьером, живой клубникой на подоконнике и вкусным кофе - Алиса в стране чудес. Место мне настолько понравилось, что я даже не стану много рассказывать про три волоса, поочередно попавшихся мне в черничном пироге.


Вечер я провожу в приятной компании улиц, метро а потом и местных бибоев.

Парень по имени Виталик заботливо объясняет мне, где можно переодеться, попить воды, почистить обувь.

После тренировки я решаю пешком прогуляться до Миши, моего второго хоста и бибоя по совместительству. Он танцует на коммерческих событиях, поэтому не слишком часто посещает тренировки "для себя".

В субботу ночью центр Самары напоминает улочки Китай-города: здесь все гуляют и развлекаются, а микс из архитектурных стилей усиливает эффект суеты и разнообразия. Многие мне сказали, что сюда, конечно же, нужно ехать летом, ведь это курорт и экшена здесь в теплое время года намного больше.


К Мише я добираюсь в полночь. Он живет в доме 1905-го года постройки прямо в центре города в двухэтажной (благо, потолки позволяют) студии, коллекционирует винил и устраивает гостям чайные церемонии. Небольшой балкончик третьего этажа выходит прямо на одну из центральных улиц.

Я в очередной раз сталкиваюсь с челенджем всё это заснять на 28мм объектив, ведь я взял с собой только его в качестве испытания. Мы пьем чай, смотрим документалку и вырубаемся - завтра с утра мы едем в какое-то красивое место.


На следующее утро мы завтракаем в Булке - местном "Волконском" с крутым кофе. Вывеска напротив гласит: "выпил кофе? - купи плитку!". Дожидаемся пунктуальную Лизу и уже втроем отправляемся покорять местные Анды - небольшую скалистую гору Царёв Курган.

Мимо парней с игрушечными деревянными автоматами и спящего на снегу рабочего мы проходим к церкви, где оборудовано место для купания. Миша решает искупаться и я понимаю, что мой момент тоже настал. Я ещё со вчерашнего дня подумываю об этом и наталкиваюсь на проруби на Волге. Видимо, Самара уже приняла решение за меня. Совершенно не готовясь, я окунаюсь в воду, которая оказывается совершенно не холодной, что меня даже немного шокирует. Мерзнут только ступни от хождения по снегу. Я переодеваюсь, натягиваю свитер поверх толстовки и быстро согреваюсь. Искупаться в минусовую температуру - Done. Можно двигаться дальше!

Здесь очень свежо, в такие моменты дыхание перестает быть произвольной необходимостью и превращается в приятное занятие. На горе очень много снега и на обратном пути я таки провалюсь по колено, но пока об этом не знаю.

Наша импровизированная команда по спирали поднимается к самой вершине. С высоты небольшого небоскреба видно огибающую равнину Волгу, какие-то холмы и сёла. Мы подходим к пику и любуемся зимними (хотя и весенними) красотами области.

На вершине тихо и совершенно безветренно. Лиза угощает нас чаем и печеньем.



Не стану писать, что Самара - ещё один город контрастов. Контрастов - у нас страна. По моим ощущениям, тут перманентно проходит какая-то очень "своя", домашняя, но при этом бурная вечерника. Но чтобы на неё попасть, видимо нужно приезжать летом и быть здесь подольше. В железобетонные блоки за деревянными покосившимися заборчиками упакован нрав позитивных, по-деревенски добрых, и слегка по-городскому угрюмых местных.

Обязательно как-нибудь вернусь сюда в теплое время года и досмотрю то, что не успел в этот раз. До встречи, Самара!