Предприниматель
November 12, 2022

#6 Storytelling Как стать предпринимателем?

Пути карьеры неисповедимы. Вы либо остаётесь там навсегда, либо начинаете что-то менять и рисковать. А риск это уже больше чем просто работник.

И вотстал момент, когда мой телефон звонил лишь изредка, когда писем в почте не было практически ни сколько, когда очередь живая строилась к кому угодно, но только не ко мне. Я даже счета выдавал клиентам дистанционно, что им несказанно нравилось, так как не нужно было ехать через весь город и сложно парковать авто. Кто-то даже признавался, что уезжал с работы пораньше, под видом визита в нашу компанию, но на самом деле ехал по своим делам. И благодарили меня за то, что у них получается решать свои вопросы, за счёт удачного решения нашего. Это был мой первый глобальный опыт работы с базой, когда я давал им сервис, а они мне в ответ большие чеки по обслуживанию.

Многие из них признавались, что не понимают как так выходило, когда от состояния полного неприятия они перешли в абсолютное радушие и стали платить охотно больше.

Эффект был прост, я давал им внимание и безусловное решение любого вопроса. К примеру, на старте деньги приносили лишь 20-30 клиентов всей базы, а по итогам моей работы за 9 месяцев их стало 200. Последняя сотня мне так и не далась, их было слишком мало и чтобы активировать всех, нужно нанять ещё 2 человека и тогда все полилось бы водопадом. Но бюджета на это никто конечно же не выделил бы никогда.

Раз в 2 месяца в нашем отделе проходили собрания, на которые иногда приглашали главу региона. Большое событие, как прямая линия с президентом. На них задавались какие-то вопросы, постановочные, давались ответы, все проходило скучно. Хоть нас и просили не высказываться, но мне всегда было интересно, как мыслят лидеры и почему они таковыми стали. Поэтому я всегда вступал в дискуссию с высшим руководством, если у меня была такая возможность. Это позволяло мне получать прямые ответы на мои запросы, а с другой стороны сильно выделяло меня от других, хоть и второе не было целью. Мой пытливый ум всегда старался разобраться в первопричинах, любого события. Мне казалось, что такой высокий по рангу человек должен понимать все, но я ошибался. Он конечно многое понимал, пройдя многие ступени, но как правило эти директора были наемниками не из недр компании. Никто не поднимался там с специалиста контактного центра до директорской должности.

Из этих встреч я сделал вывод, что выделяться круто, так как ты можешь прокачать свой навык говорить открыто о проблемах, получать прямые ответы, а второй бонус это ненависть коллег. Которые подумали, что я хочу их просидеть. Какое же это было заблуждение, мне тогда казалось, что общая вовлечённость и знания могут всех нас сделать более продуктивными. Я считал, что каждый винтик может сделать что-то, что возвысит и его и компанию в целом и в диком заинтересованы все, но..

Дальше я столкнулся с тем, с чем сталкиваются все энтузиасты. Это система оплаты труда. После первого квартала я не понял мотивацию, подумал что это издержки новой должности. Начал пытаться узнать у коллег как они выживают, так как получали все одинаковые деньги. У всех были кредиты, съёмное жилье и не было понятно как можно жить когда баланс равен нулю после выплат всех статей пассива от ЗП. И меня начали посвящать в глубину глубин.

Оказалось, что отдел живёт двойной жизнью. Где первая белая и вероятность получать хорошие деньги есть, но крайне мала и в продуктивности никто не заинтересован особо. А вторая жизнь это заработок на всем чем можно. Крутые номера это первый номер в списках, затем были разного рода приписки, корпоративные траты, замуты с подставными компаниями при покупке оборудования, когда по акции можно было купить айфон за 3 копейки, различные платные услуги за ноль рублей по биллингу, но мимо кассы платили напрямую менеджеру и многое другое. Изучив весь спектр услуг я понял, что это очень тонкий лёд. И уровень героизма должен быть весьма высоким, чтобы решиться на такое. Например, подключали особый номер, с особым тарифом, который позволял звонить бесплатно вообще и не платить за связь и вот такой номер с таким тарифом стоил 5-10 тыс руб. Черный прайс. Понятно, что это никто не афишировал и посвящены в это были только избранные. Нужно было тусоваться с правильными людьми на кухне, чтобы стать адептом черной кассы.

Среди прочего, мне было интересно другое, так как я все таки базовый бухгалтер. Раз в квартал компании обращались в МТС для того, чтобы списать лишние платежи. Что это такое, рассказываю. Вот у компании счёт, он единый, на него закидывает сама компания раз в месяц деньги по тарифам всех номеров. И компания платит по счету. Если кто-то из их абонентов сам пойдет и положит на счёт деньги, то они для компании становятся проблемой, с точки зрения бухгалтерии. Компании о раздаются к нам и просят списать эти платежи. Бывало в квартал набиралось таких платежей на 10-15 тыс.

Вопрос куда их девать? Номинально эти средства принадлежат какому то физическому лицу, который их доверил в управлении своей компании, случайно отправив их на корпоративный счёт. Утратив на них свои права через 2 недели после совершения такового. Компания в свою очередь не претендует на эти деньги и просит их списать. Мы же в свою очередь придумали термин на эти операции, назвав это сторнированием, компании писали заявку на списание и эти деньги благополучно отправлялись на наши номера телефонов. Дальше кто что хотел, то и делал с ними, кто-то оставлял на телефоне и тратил на связь, а кто-то переводил на электронные кошельки по типу PayPal, откуда уже гонял на карту и превращал в добавку к ЗП. Добавка была приличной и полностью безрисковой. На том и сфокусировались мы с коллегами. Но была одна проблема, нужно было ждать этих заявок и не факт, что там будут хорошие цифры. Так пришла идея найти старые, забытые и брошенные контракты, которые не обслуживаются уже больше года. Таких набралось прилично, а суммы, которые там зависли были впечатляющие. Но переводить сами суммы с контрактных счетов было преступлением, пусть они и были зависшими. А вот искать на таких счетах наличные платежи стало новой забавой.

В месяц мы могли найти таких платежей на 20 тыс, работа по переводу таких платежей была довольно сложной и этим мы занимались втроём, выручку делили поровну. Такого ещё никто не придумывал, поэтому наш стартап работал исправно, никому не мешая, выполняя функции санитаров мы убирали все лишнее с старых счетов.

Голь на выдумки хитра, это как раз про отдел по работе с ключевыми клиентами. Параллельно я начал готовить обращение к директорам, как поднять выручку всего МТС Дальнего Востока, за счёт таких контрактов. Чистая приведенная прибыль в белом эквиваленте составляла примерно 10-20 млн, это только те базы которые нам удалось отработать. Повторюсь, на эти деньги мы не претендовали. Это был первый опыт применения знаний по финансам и попытка сделать что-то значимое для компании.

Но, в какой-то момент случился сбой, и о нашем мероприятии стало известно. Кто-то понял и не разбираясь активировал всю систему безопасности в компании. Весь тоннаж почему-то обрушился на меня и я чётко понимая , что не нарушил закона и внутренних правил начал сотрудничать. Тем более, понимая, что мой непосредственный руководитель знал обо всем и также добывал средства. Но карта пала на меня и я по глупости написал объяснительную, а затем меня начали расчленять, пользуясь моей сыростью в знаниях.

Я честно не понимал, что происходит, но это был настоящий линч. Я пытался встретиться с главой региона, но он проигнорировал сложный и резонансный вопрос. Я собирал целые собрания, чтобы объясниться, но они сделали все, чтобы о их реальных делишках не узнал никто и указали на меня пальцем. Быстро пришло понимание, что нужно действовать, я провел несколько консультаций с юристами и по собственному желанию решил уйти из компании. Начались провокации, на что я не повёлся, мне дали уйти. Хотя хотели все подвести под статью. Это был первый случай в жизни, когда я столкнулся с тем, что все люди отвернулись , хотя ещё вчера они участвовали в этом теневом движении. Я не стал никого обличать, потому как детство научило не стучать) пошел один. Да и они все начали писать объяснительную за объяснительной, что я всегда вызывал у них подозрение)

Мне дали уйти, такую формулировку я слышал в след. И угрозы, что я никогда больше не смогу устроиться на работу. Было грустно, но это был жёсткий путь КАК СТАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ. Они толкали меня в пропасть, где нужно было жить. Со школы нас учат стать рабочим, работником или участником какого-то процесса, где все понятно без вас. А если бы было наоборот и нас сразу готовили бы стать предпринимателем? Тогда бы получилось священное общество, где каждый свой следующий шаг люди воспринимали как опыт перед тем как стать предпринимателем. Ведь я бы оценил это все как знак и понял что должен делать в совсем предприятии. И предприниматель может стать работником на начальном этапе для понимания процессов на практике, при обоюдной пользе когда все стороны в победе. А наоборот работник в предприниматели это редкость и это страшно.

После был небольшой суд, мировой, где я спокойно и за 10 минут объяснил судье почему я не тот, за кого меня выдают. Судья поставила печать, свободен, не причастен, оправдан и что-то такое. Благословила на дальнейшие эксперименты, но урок я извлек из этого камня.

Выводы:

1. Со школы нас учат стать рабочим, работником или участником какого-то процесса, где все понятно без вас. А если бы было наоборот и нас сразу готовили бы стать предпринимателем? Тогда бы получилось священное общество, где каждый свой следующий шаг люди воспринимали как опыт перед тем как стать предпринимателем. Ведь я бы оценил это все как знак и понял что должен делать в совсем предприятии. И предприниматель может стать работником на начальном этапе для понимания процессов на практике, при обоюдной пользе когда все стороны в победе. А наоборот работник в предприниматели это редкость и это страшно.

2. Никогда не делай того, за что тебя могут посадить на скамейку. Потеря времени и нервов не будет стоить никаких денег и идей, пусть праведных, пусть нужных, но нет

3. Любая ситуация жизни для тебя. Это направление, которые важно уметь считывать. Учиться этому навыку очень важно. Шагать от себя, тогда я так не делал совсем.