December 25, 2020

Итоги 2: Фортепиано

Самый интересный и неожиданный итог 2020 года был такой. Весной я прочитала пост про то, что вот сейчас существуют способы обучения игре на пианино, в которых вместо нот используются другие знаки, и в результате обучившийся таким способом не может потом пользоваться обычными нотами и может играть только те произведения, которые были специально адаптированы для этой  нестандартной записи.  Зато якобы обучиться по этой системе значительно проще, чем обычным способом, используя ноты, и это удается людям, которым сложно научиться играть по нотам. В посте в основном обсуждалось, полезно ли это для ученика, а я вдруг поняла, что я как раз целевая аудитория этой программы, потому что играть на музыкальных инструментах очень люблю, а с нотами у меня не очень сложилось, то есть я теоретически знаю, как они устроены, и даже помню, что  в середине нотного стана, если ключ скрипичный, находится B, а  на линии ниже него G, но чтобы найти все остальное, мне нужно остановиться и пересчитать. И я пошла искать, что же это за удивительная программа, в которой все должно быть легко.

Ту самую программу, похожую на описание, не нашла, но нашла в результате другую. В той, которую я нашла, учили все-таки с нотами, но при этом начинали совсем с нуля, а нотам учили, минуя вот этот мучительный процесс, который я описала выше, и которому меня пытались обучить во всех предыдущих итерациях: сначала увидеть значок, потом понять, какая это нота, потом найти эту ноту на инструменте и ее сыграть. Если следовать этому процессу, то у меня получается что бы то ни было сыграть, только если я это полностью выучу наизусть.

А тут метод был больше похож на то, как учат десятипальцевому методу печати: поставьте пальцы на клавиши, теперь увидев вот эту ноту, нужно нажать вот этим пальцем. И выяснилось, что если миновать вот этот весь мыслительный процесс, в котором я должна осознать, что вот это нота «до», и ее найти, то я могу легко играть с листа. Ноты при этом показывают как слова в караоке: только ту фразу, которую нужно играть прямо сейчас и ноту, которую нужно играть прямо сейчас, подсвечивают. И когда играешь мелодию, играют аккомпанемент, что мне очень  помогает понять ритм и длительности — с этим у меня тоже в стандартном формате всегда были сложности.

Еще, конечно, для меня большим плюсом были с одной стороны продуманные последовательные курсы, которым можно просто следовать, то есть не нужно придумывать какую следующую мелодию учить, и при этом как положено в хорошем курсе, расположенные в возрастании сложности, а с другой стороны отсутствие преподавателя, который бы строго следил за тем, чтобы я четко и качественно сыграла все, что в курсе было. В результате у меня была возможность что-то, что мне не очень нравилось, сыграть на троечку, настолько, что программа согласилась, что этот уровень я прошла, а что-то другое  разучивать долго и к этому возвращаться.

Меня дополнительно подкупала качественно сделанная геймификация: я очень люблю, когда мне рассказывают, что у меня что-то получилось, выдают звездочки, новые уровни сложности являются новыми уровнями в программе, так что прогресс реально очень хорошо виден. Еще мне очень понравилась возможность сыграть мелодию на замедленной скорости: с 60% и 80% замедлением. В этом режиме ритм замедляется и можно научиться попадать в нужные клавиши и справляться со сложными переходами, а потом уже ускоряться. Прямо сейчас я умею играть «Весну» Вивальди на скорости 60% и «Голубой Дунай» на скорости 80%.

А вам удалось сделать что-нибудь неожиданное в карантин? Одна моя знакомая индианка рассказала, что она начала читать биографию Ганди в четырех томах. А вы умеете читать ноты? И если да, думаете ли вы при этом?