Маркетинг
July 16, 2020

Функциональные (их ещё называют «рациональные») и эмоциональные потребности.

Функциональная потребность — «я хочу решить конкретную проблему или задачу». Можно ещё представить, что человеку для удовлетворения потребности требуется какая-то функция или набор функций продукта.

Эмоциональная потребность — «я хочу испытать эмоцию». Такая потребность может удовлетворяться функциями продукта. Но иногда помогают вещи, напрямую не связанные с ними.Пример:В кофейне можно удовлетворить функциональную потребность — выпить вкусный кофе. Для этого у кофейни должен быть набор функций:

  • хорошая кофемашина
  • качественный кофе в зёрнах
  • умелый бариста

Ещё в кафе можно удовлетворить эмоциональную потребность — расслабиться, сделать перерыв в середине рабочего дня, побаловать себя. Тут тоже помогают функции, но уже другие:

  • удобная мебель
  • приятная музыка
  • вкусные напитки

В случае эмоциональной потребности «хочу, чтобы мои друзья воспринимали меня как интересную и разностороннюю личность» функций недостаточно. Кофейня, в которую я поведу друзей, должна быть малоизвестной, новой. Её должны посещать интересные персоны. Возможно, она упоминается в какой-то книге или здесь снимали кино.Разделение на функциональные и эмоциональные потребности — условное. Любое поведение человека — это комбинация рациональных и эмоциональных позывов. Но знать об этой разнице полезно. Например, чтобы понимать, в какой момент предложить гостю лунго или эспрессо, а в какой — ванильный раф.