January 18, 2021

О музыкальном образовании в России

Сложная тема для нашей страны. Точнее, сложная тема для российских музыкантов. Однажды я задал вопрос одной коллеге: зачем ты играешь на своем инструменте? Какая цель? На что мне она ответила - "Мне нравится процесс". Как вы уже поняли, ответа на вопрос я не получил, лишь была дана оценка процессу. В этом вся боль музыки. Удовольствие от музыки - это скорее эмоциональный фактор, суть отношения к делу, но это никак нельзя назвать конечной целью. Для чего мы тратим часы и годы, что с этим должно быть в будущем?

Лет 8 назад на одном форуме один небезизвестный концертный директор привел статистику: больше половины поступивших в Консерваторию видят свою карьеру в качестве солиста или артиста крутого театра. К концу обучения становится наоборот: больше половины музыкантов не знают что делать и куда дальше идти. У этого есть много факторов.

Во-первых, здоровая конкуренция на самом деле нездоровая. Исходя из вывода моей собеседницы "мне нравится процесс", слова о работе солистом становятся на второй план и являются как бы мечтой, нежели целью. На деле, студент ничего не делает для того, чтобы стать солистом, но пилит/дудит/трынькает бесконечно много. Из этого можно сделать вывод, что на передний план выходит один лишь технический аспект. Ну то есть, занимайся много и будет тебе счастье. И рождается второй пункт: если много заниматься на инструменте так важно и этому постулату свято следует большинство, то почему же в том же оркестре есть тот, кто сидит концертмейстером (главный в группе своих инструментов), а кто-то в самом заду оркестра на десятых ролях? Почему солистами не являются все?

В ход идут дополнительные предметы, которых действительно много в российском музыкальном образовании, нежели в зарубежном. Я не буду говорить об их качестве! Я говорю о надобности. Должен ли музыкант в современном мире иметь представление о психологии, философии, экономике, истории, основам безопасности жизни, физической культуре? Должен.

Хочу остановиться на своей любимой психологии. Той собеседнице в конечном счете я сказал, что ее, вероятно, вздрюкнет тот, у кого светлее голова и кто прочнее стоит на ногах. Кто себя знает. Я не знаю ни одного солиста в истории музыки, кто был бы забитым, неуверенным в себе, не коммуникабельным. Также, во главе оркестра и групп инструментов оркестра не сидят какие-то люди, которые не знают зачем они там сидят. Не говоря уже о том, что эти люди должны уметь управлять и заставлять себя слушать. Довольно наивно считать, что раз тебя поставили на руководящую/лидирующую должность, то автоматом тебя должны слушать коллеги ниже рангом. Это нужно заслужить и без моральной силы этого не сделать. Уже и цель становится яснее: музыкой занимаются, чтобы стать лидером в своей отрасли, чтобы тебя услышали и следовали твоему мышлению - будь то зрители во время твоего исполнения или коллеги во время творческих указаний. Не говоря уже о том, что в большинстве учебных заведений всем выпускникам ставят в дипломе пометку "педагог". Какой вы педагог, если не знаете психологию детства? Но на эту пару не ходят, свято занимаясь часами с как бы мечтами о сольной карьере.

А еще, систематически я замечаю, что музыканты - это жертвы расколотых семей или жертвы угоды своим семьям. Артистическая деятельность становится как бы сублимацией "посмотрите на меня, я достоин существовать, я сделаю так, чтобы вы меня заметили и были мною довольны", ведет себя эксцентрично и этим также искажает конечную цель. Музыкант становится минимум зависимым от похвалы и максимум зависимым от криков стадионов, которые по сути та же похвала, то есть одобрение. И вроде достиг цели, но почему-то нет удовлетворения. А почему - нужно разбираться в своей голове. Потому то и нужна психология.

Отдельно могу добавить, что угода может выявиться в отношениях с собственным педагогом по инструменту, или как мы все называем своих педагогов - шеф. Отношения наставника и ученика часто идет рядом с историей отношения с родителями. Если у девушки нет отца или отношения с ним плохие, то она будет искать одобрения и тесной связи с мужчинами старше себя. Педагогу проще всего встать в эту роль, и чаще всего педагоги это делают с большим удовольствием. Педагоги - это микро-боги, они за 6 дней создадут свой собственный мир, и если кто-то голодными глазами смотрит на них за знаниями - это фиаско. Отношения педагога и ученика могут длиться годами, и артист не выбирается из капкана педагога. Цель стать солистом или оркестрантом и вовсе ушла в никуда, теперь цель - это гармоничные отношения с наставником. В идеале, чтобы мозг ученика стал копией мозга учителя. Эта история очень частая в творческом мире в целом и она убивает индивидуальность и конечную цель искусства - донесение. Хороший сценарий отношения с педагогом - это когда у тебя появляется собственное мнение и ты делаешь по-своему. Это значит, что пора расставаться и развиваться самостоятельно. На это мне некоторые заявляют - "Как же так?! Он же кладезь знаний! Я вечно хочу, чтобы он занимался со мной, он умнее меня априори!", и этим самым полностью обесценивает свои личные представления о своей же профессии, ставя во главе угла представления педагога. Но грань есть, всегда. Если ее нет - прощай артист. Возраст не важен, он может быть супер-мудрецом и старцем с горы, но важнее иметь собственное мнение. Со временем, конечно, не мгновенно. Правильно поступают те педагоги, которые занимаются сугубо профессионально-техническими аспектами музицирования. Как извлечь ноту, построить фразу - это про технику. То, что музыкант чувствует во время концерта и после него - это уже личные мысли, ощущения, оценка своей собственной игры. А ученику хочется ведь услышать "Молодец!" от собственного педагога, будто от отца. Как будто играл ради педагога, а не ради себя или остальных сидящих в зале. Если педагог сказал "плохо", а зал аплодировал стоя - это хорошо и не должно волновать артиста.

Далее по внемузыкальным дисциплинам.

Философия и история нас учат ориентироваться в мире. А в экономику я бы добавил менеджмент и музыкант уже лучше будет понимать, как работать с финансами и управлением командой.

Скажем, я сейчас имею своего рода музыкальный стартап - Gdecoda Jazz Band. Моя задача - поставить этот коллектив на коммерческие рельсы, просчитать вложения и риски, рассчитать поведение конкурентов на рынке, чтобы смочь составлять конкуренцию. А еще, для работы с крупными заказчиками, я должен иметь юридическое лицо, разбираться в налогах и юридической составляющей работы музыкального коллектива, чтобы меня не обманывали заказчики. Сколько было историй, когда музыканту платили меньше обещанного, потому что цену объявили до вычета НДФЛ, а вручили на руки уже с вычетом. Юридически все чисто, а среднестатистический музыкант вообще знает, что такое НДФЛ? Работая в оркестре знать это все не так обязательно, а имея свой коллектив или вести сольную деятельность - знать все это обязательно, пока не доросли до личного финансового и юридических отделов.

Я молчу о маркетинговой составляющей - как выделяется коллектив среди остальных, что играет, нравится ли это публике. Часто музыканты играют то, что нравится им самим, но абсолютно не заходит публике. Это ошибка формирования мышления музыканта о понятиях объективности и субъективности в собственном деле. Не надо играть то, что не нравится, но и посмотрите на то, что нравится.

Физкультура - это супер-тема. Педагоги часто перегибают и заваливают студентов, тем самым портя диплом, но с другой стороны, какого черта человек не занимается собственным телом?

ОБЖ также важно. У меня в жизни был случай, когда я мог помочь человеку, но не сделал этого, потому что не знал что делать. Я надеюсь, что тот человек живой.

Проблема музыкального образования размером с Юпитер - это образование за рубежом. Знаю разные случаи: уехал и добился успеха, уехал и вернулся и добился успеха, не уехал и добился успеха. Это все таки не системно. Единственное, что я слышу о зарубежном образовании, что там педагоги подбадривают тебя, даже если ошибаешься. У нас в России с позитивом сложнее, но я уже написал выше, что оценка себя - это проблема не образования, а лично артиста, воспитания. Иначе получается, что все педагоги за рубежом на себя берут родительскую роль: утешают, подбадривают, болтают с тобой по-дружески, гуляют. Так комфортнее, но правильно ли для конечной цели? С головой можно разобраться и сидя дома, не обязательно ехать куда-то ради этого. А вот качество преподавания - это другой вопрос. И тут мы возвращаемся к пункту о психологии, ибо педагоги Консерватории - те же прогульщики, которые пилили помногу часов и на психологию не ходили, следовательно, как общаться с молодым умом - не очень то в курсе. И я не говорю, что не надо хвалить. У этого должна быть мера, здоровая критика и здоровая похвала.

И вот, вышел из музыкального ВУЗа музыкант, много пилил/тренькал/дул, а о мире и о себе он ни черта не знает. Больше похоже на выпускника семинарии: вроде в своем деле специалист, а ничем другим в жизни не заняться в случае провала. А провалы, как мы видим, штука частая. Ведь не все мы солисты, не все артисты крутых театров. А сейчас, в пандемию, и вовсе, я безумно благодарен судьбе за то, что в студенческие годы баловался фотошопом, а сейчас делаю фирменные стили для компаний. Правда, еще учиться и учиться. И жаль, что не всем так повезло.

Что же за конечная цель такая у артиста должна быть? А всё просто. Музыкант - это профессия. Ею зарабатывают. Всё, что артист должен делать в собственном развитии должно увеличивать его гонорар. Потому что мы платим счета и покупаем еду, и я не понимаю лукавства и игнорирования факта, что искусство - та же работа. А то, что артист ощущает от исполнения, какая реакция педагога, родителей или зрителей - это все тоже крайне важно, но не важнее вас самих. Собственной личности, которая должна реализоваться и стремиться донести мысль каждой ноты, сделать это с любовью и получить за это заслуженные деньги. Лучший - этот тот, кто знает и принимает себя, ориентируется в мире и трансформирует свой внутренний мир в ноты.