Казахстан
March 1, 2023

Когда делами вашими будут заведовать женщины...

Часть 1 (вступительная)

«…Когда делами вашими [будут заведовать] женщины ваши, то лучше вам быть под землей, чем на земле»¹ – именно этот хадис приходит мне на ум, когда я с тоской и уже редким удивлением смотрю на происходящее.

Я, в общем-то, не зарекался писать о женщинах, да и тема сама не перестает быть актуальной. Скорее, наоборот. И все же писать об этом мне хочется уже все меньше и меньше.

Отчасти это связано с тем, что замечать эти процессы, а затем и говорить об этом я начал задолго до того, как это стало мейнстримом. И к тому моменту, когда говорить об этом стали все, я уже немного устал и решил себя не насиловать. Благо, что теперь есть кому этим заниматься.

Другой момент связан с тем, что я уже давно перестал писать для самих женщин. Эта главная на сегодняшний день аудитория не является для меня целевой. У меня нет ни желания, ни времени, ни способностей их переубеждать. Они сами сейчас "очень умные", "дипломированные" и "право имеют". Поэтому я стал писать для мужчин, пока в какой-то момент не понял, что и до них достучаться уже практически невозможно. Речь, конечно же, идет не о всех, но о многих.

Все эти рыхлые интеллектуалы, миллениалы, бородатые метросексуалы, либералы, прожженные коммуняки и те, кого они породили, – все эти ментальные кастраты и гермафродиты, женопоклонники из разных поколений современного матриархального общества даже не будут это читать, а если и прочитают, то, скорее всего, будут возмущены самим мной. С другой стороны, их можно понять – кому нравится, когда тебя так называют? Гораздо приятнее, когда тебя называют "настоящим мужчиной".

По большому счету, я пишу в пустоту и знаю об этом.

Можно, конечно, писать завуалированно, избегать острых углов и подслащивать горькую пилюлю, однако всей этой ванили хватает и без меня. Все сейчас говорят с оглядкой на женщин. Устазы, имамы, политики, общественные деятели, журналисты и блогеры, научные сотрудники и прочие рискуют остаться без работы или аудитории, получить выговор или порцию хейта, если вдруг посмеют сказать то, что думают, если думают они не так, как положено.

Мужчины до такой степени закланялись в реверансах, что в итоге пришли к тому, чтобы вообще не разгибаться. Так и родилось поколение, постящее картинки на тему того, как важно завязывать шнурки своим женам. Ну, а что, зря что ли стоять на коленях – пусть дело делают.

Или вот, например, то, что побудило вернуться меня к этой теме, чего я, откровенно говоря, не планировал. Просто имел неосторожность прокомментировать очередной пост популярной, а, стало быть, и авторитетной исламской блогерши.

«Нам нужно как-то менять систему приоритетов» – с таким посылом начала она свое обращение к подписчикам вообще и к мужчинам в частности.

Кто знает меня лично, а, может быть, даже и публично, наверняка, в курсе, что я на дух не переношу все эти современные женские замашки – наставлять и воспитывать посторонних мужчин. Тем более, когда это делают мусульманки.

Можете считать это сексизмом, шовинизмом и прочими "-измами", но я повторял и продолжаю повторять, что это совершенно дурной тон, упадок, отсутствие элементарной этики, субординации, иерархии, правильного понимания религии и соответствующего воспитания у женщин, которые этим страдают. Ну, или получают от этого удовольствие.

Кто они, эти женщины: великие ученые, праведницы, аулия? Они что-то поняли лучше, знают больше, живут дóльше и старше многих по возрасту? Нет. Это обычные блогерши, которые почему-то решили учить, воспитывать и наставлять всех и каждого.

Каждый раз меня передергивает от их неудержимого желания сообщить мне и всем остальным о том, как надо "правильно жить по Исламу". Видимо, своих мужей, отцов и прочих родственников мужского пола они уже наставили, и теперь решили перейти на посторонних.

Я помню, как еще лет 10 назад, когда я работал редактором сайта центральной мечети и уже тогда поднимал тему женской эмансипации, ее несовместимости с Исламом и того, к чему это все ведет, ко мне обратился наш админ Бахтияр (рахимаху-Ллах), и попросил ответить одной женщине в фейсбуке. Кто хорошо знал Бахтияра, должен помнить, как близко к сердцу, можно даже сказать болезненно, он воспринимал критические комментарии в отношении сайта и его публикаций.

Поскольку я был старше него, то к тому моменту воспринимал это более спокойно, однако он очень просил ей ответить, и я согласился. Я посмотрел ее объемный комментарий к статье о заблуждениях одного из течений, где она в своем поучительном тоне объясняла устазам, что и как им следует делать. В частности, было сказано, что не нужно им разделять мусульман, а следует оставить разногласия и заняться другими, более полезными, на ее женский взгляд, делами.

Там так и было написано: «Как женщина, хочу вам сказать…». Далее было сказано, что девочек в хиджабах не пускают в школы и имамы должны заниматься этим, а не спорить с заблудшими, с которыми на тот момент она состояла в тесных общественных связях. Но это выяснилось позже.

Мне пришлось разъяснить этой женщине, в чем именно заключается опасность этого течения, по какой причине имамы и устазы вынуждены, а порой и обязаны отвечать на эти вызовы, кто первым начал разделять и обвинять мусульман в Казахстане, и почему актуальность одной проблемы не отменяет актуальность другой. В заключение же, используя ее собственные выражения, сказал: «А вам, как женщине, рекомендуем оставить дела устазов им самим».

Выполнив просьбу, я занялся своими рабочими делами и о женщине этой забыл. Однако через какое-то время он снова позвал меня. Оказывается, он решил посмотреть ее страницу и обнаружил там крайне эмоциональный, гневный статус по поводу нашего ответа.

В статусе было написано, что ей только что сказали заткнуться, потому что она – женщина, да еще и такими словами, которые я вовсе не говорил. Это возмутило его, удивило меня, однако позже он показал уже отредактированный ею текст. Видимо, эмоции улеглись, и она решила, что явно перестаралась.

Исправив то, что было написано ранее, женщина добавила, что сказали ей это не такими словами, которые она написала, однако смысл был именно таким. Заканчивалось же это следующим: «Когда же это все из нас выйдет?», – имея ввиду "предвзятое" отношение к женщине и попытку поставить ее на свое место.

Как будто бы наличие у женщины определенного места является величайшим ее оскорблением. Я же всегда считал, что у всего и всех, включая женщин, должно быть свое место и именно в этом заключается порядок.

В комментарии к ее посту сразу же прилетели все пернатые и стали там что-то чирикать. Типа: «Действительно!», «Доколе!», «Не переживайте, вы все равно молодец!», и т.п. Ну, вы знаете эту категорию женщин, комментарии которых можно обнаружить под любой публикацией о женских обязанностях по отношению к мужу, типа: «А что если муж козел… (нищий, ублюдок, лентяй и лежебока – нужное подчеркнуть)» и т.д.

В общем, вполне себе обычная даже для того времени ситуация, и какого-то особого значения я ей тогда не придал. Подумаешь, еще одна эмансипированная особа и ей подобные. Имя им – легион.

Однако, через некоторое время я обнаружил, что эта женщина – уже достаточно известная и набирающая популярность среди мусульман блогерша, и тема, на которой она сделала себе имя – хиджаб в школах.

И хотя тема действительно важная и болезненная, я никогда особо в этом не участвовал, поскольку всегда утверждал, что сама современная школа является для нас куда бóльшей проблемой, чем запрет носить в ней платок, который от имеющегося там разврата и прочего вреда никак не спасает.

Это отдельный разговор, в который я не буду сейчас углубляться – все, что хотел, я уже сказал еще несколько лет назад в фейсбуке. Спустя несколько лет примерно к этому же пришла и сама блогерша. Однако до этого, все эти годы, она возглавляла борьбу за право носить платки в школах не иначе, как под знаменем женской эмансипации. Поддерживать такое я точно никак не хотел.

И поскольку эмансипация и феминизм – понятия неразделимые, на протяжении многих лет блогерша продвигала абсолютно профеминистическую повестку во всех отношениях, будь то семейные, социальные и так далее.

Не знаю, осознавала ли она это сама и делала ли это все преднамеренно, свои догадки оставлю при себе. Однако сам факт был для меня настолько очевидным, что я не переставал удивляться тому, как много мусульман этого не замечает или же вовсе считает нормальным. И самое главное – они следуют за ней в этом, сделав ее своим лидером мнений.

Честно говоря, с такими идеями она не годилась бы быть даже лидером женщин, если подразумевать под этим действительно правильное направление. Так что же говорить о мужчинах, которые по своему положению и разуму должны быть на голову выше.

И дело здесь не в конкретной личности – это может быть кто угодно. Дело в том, что эти личности проповедуют и куда ведут за собой свою паству. А также в том, что вокруг них вообще образуется паства. Я просто привожу конкретный пример, который чаще других попадается мне на глаза.

Я не подписан ни на кого из этих блогерш – мне сложно читать их без нецензурных мыслей, которые не есть хорошо. Соприкасаюсь же с этим, только когда натыкаюсь на них не по своей воле или же мне отправляют ссылки. Справедливости ради следует сказать, что не наткнуться на них уже практически невозможно.

Тем более, что адепты этих лидерок – они повсюду со своими глупейшими комментариями и представлениями о жизни. Это самая что ни на есть зараза, которая распространяется, как вирус, и поражает всех, у кого слабый иммунитет или имеются хронические болезни и предрасположенности. Происходит это уже давно, даже когда еще не было явных лидерш, просто в какой то момент некоторые из них вылезли вперед и стали поливать сорняки на уже благодатной почве.

Поскольку я – с Казахстана, и у меня много знакомых именно отсюда, волей-неволей мне приходится читать ее посты у тех, кто радостно делится плодами ее активной деятельности.

Я уже писал как-то ответ на ее пламенную речь, обращенную если не прямо, то косвенно к мужчинам. Пару раз заходил в гости, где закусывался с авторшей и ее феминистической публикой, собравшейся вокруг нее, очевидно, не просто так. Наш общий знакомый устаз как-то решил внести ясность по одному вопросу у нее в комментариях, и его там попросту заклевали. То есть, мужчина, который старше их по возрасту и обладающий основательными знаниями, вообще не представлял для них какого-либо авторитета.

Блогерша принимала участие и в упреках к устазу Ризабеку, когда он посмел рассказать, почему и для чего в юртах висела камча, несмотря на то, что это – сунна, и он это подробно разъяснил. Не меньшей критике с ее стороны подвергся и абаевед Омар Жалел, который сравнил женщин с маркером, который теряет свою пригодность, когда высохнет, имея ввиду женские детородные функции. Его тогда линчевали все, хотя он всего-навсего призвал женщин сосредоточиться не на карьере, а на замужестве и материнстве.

В общем, посты и комментарии того времени были наполнены феминистической пропагандой или находились под ее влиянием. Местами скрытой, порой откровенной. Публика щелкала это, как семечки, и радостно рукоплескала. Смотреть на это все было так противно, что я старался лишний раз не портить себе настроение.

Почему я говорю "были"? Потому что с недавних пор все как бы изменилось. Почему я говорю "как бы"? Потому что как бы, да не совсем. Совершенно неожиданно для меня и тех феминисток, которые собрались вокруг нее, блогерша решила бороться с таким явлением, как… феминизм.

Произошло это, как я понимаю, без какого-либо отказа от того, что этому предшествовало. То есть, всего того феминистического, что она сама продвигала. Как будто бы это была не она. Или как будто бы она всегда была против этого.

Для сравнения: я стал обращать внимание на эту проблему лет 15 назад. Прожужжал уши всем своим коллегам в центральной мечети, сетовал на то, что проблема эта недооценена, тогда как влияет она абсолютно на все сферы жизни. Тогда у нас еще не было такого откровенного "исламского" феминизма, были просто оторвавшиеся от земли эмансипе – предвестницы надвигающегося шторма.

Лет 10 назад я начал об этом периодически писать. Лет 5 назад, – после того, как у меня появился собственный ресурс, – стал делать это чаще и подробнее. Года 2-3 назад об этом стали говорить все. Год назад я уже изрядно устал. И только сейчас наша блогерша осознала эту проблему, созданию которой сама все это время способствовала.

Я пишу это не для того, чтобы похвастаться: я – не блогер, и не стремлюсь в лидеры мнений, не гонюсь за аудиторией и не являюсь ее заложником, чтобы постоянно производить контент. Здесь важно другое: блогерша осознала эту проблему одной из последних, не говоря уже о том, что сама являлась рупором этого движения, продвигая его идеи и ценности.

Да, это хорошо, что человек начал что-то понимать, и это не может не радовать. И это гораздо лучше, чем если бы она продолжала продвигать противоположное. Наверняка, слишком ярые феминистки после этого от нее отписались.

Но если человек понял что-то одним из последних, то волей-неволей должны возникнуть резонные вопросы: а за кем вы вообще следуете и зачем? Что это за умма, лидером которой может стать любая недальновидная посредственность? И сколько должно пройти времени, чтобы ее понимание стало более качественным? Нет проблем, если какая-то женщина только сейчас это поняла. Проблема в том, что человек все эти годы ведет за собой множество людей и чему-то их учит.

Даже фикху, субхана-Ллах – это же надо еще осмелиться так назвать свой цикл, да еще и по такой щепетильной теме, как развод и семейные отношения. Это ли не свидетельство крайнего невежества и откровенной наглости, если говорить крайне откровенно? И все это проглотили – как минимум, промолчали, что никак не укладывается у меня в голове. Что вообще происходит? Страшно представить, сколько конфликтов и разводов это могло породить.

Даже сейчас, когда, казалось бы, пришло хоть какое-то осознание, которому еще предстоит окрепнуть, блогерша продолжает наставлять мужчин, что говорит только о том, что о качественных изменениях говорить пока еще очень рано. Корабль сменил курс, однако на нем все те же пробоины. Такие должны быть отправлены в тихую гавань для капитального ремонта, а не плыть в авангарде общественного мнения в исламской среде.

Однако он продолжает свой извилистый путь, а вслед за ним петляет и аудитория. Поэтому я продолжаю наблюдать эти появляющиеся в моей ленте пламенные речи и праведные наставления. Обычно я стараюсь не обращать на них внимания, поскольку очевидно, что тот, кто ими делится, вряд ли воспримет мои слова. Однако в этот раз не выдержал и написал что-то вроде: «Может быть ей лучше перестать учить посторонних мужчин и заняться своей семьей?».

Брат – видимо, один из ее преданных читателей, – уточнил, что я имею в виду. У меня не было времени отвечать подробно, но я пообещал, что сделаю это, когда будет возможность. И хотя он, недолго думая, меня забанил, я все же решил выполнить обещание.

На этом, пожалуй, сделаю паузу для тех, кто прочитал до этого момента, поскольку дальше будет больше, а большинство уже отвыкло читать объемные тексты. Если кто-то и прочитал, то, скорее всего, устал, поэтому пусть хотя бы условно текст будет разделен на две части, чтобы можно было отдохнуть и продолжить.

Часть 2 (условная)

Итак, сам текст. Он, кстати, будет хорошим тестом: покажется ли хотя бы кому-то из мусульман здесь что-то странным, обратит ли он внимание на подмену понятий, или же это, наоборот, вызовет положительные эмоции, прилив душевных сил, скачок имана и желан

ие следовать праведным наставлениям.

Привожу полностью:

«Нам нужно как-то перестраивать систему приоритетов. В нашей группе Хатма сестры пишут "вчера (или два дня) встречала гостей, не успевала прочесть 20 стр".

Встречать гостей - это сначала убрать дом, наготовить кучу всего, накрыть стол, убрать и помыть кучу всего после, рухнуть от усталости спать. Это если семья живет отдельно. А есть те, которые живут вместе с пожилыми родителями и гости там случаются чаще, да и без гостей нагрузка большая.

Женщина первое время на энтузиазме пытается за счет ночного времени успеть неуспеваемое, читать хотя бы по полджуза, а потом машет на это рукой, потому что семейные взаимоотношения начинают шататься. И она думает: вот как начинаю Коран читать, начинаются ссоры и скандалы и тп. Прям так и пишут в личку.

У женщин нет нормальной скорости чтения, большинство читать не умеют вообще. Не знают, где заканчивается джуз и что такое хизб. Это наши сестры, жены и матери. Зато в дунье ма шаа Аллах, все "как надо, как у всех".

Хочу к братьям обратиться: вы ведь несете ответственность за свою семью. Разве вам же не лучше, если в вашем доме постоянно совершается хатм? Если дети видят свою маму с Кораном в руках? Если она сама может научить детей таджуиду? Если она сама может заниматься с ними, на каком-то начальном этапе? Разве жена/сестра/мама, которая знает Коран наизусть - это не баракат в доме?

Почему, если мы все это знаем, то не стимулируем женщин на то, чтобы расставлять приоритеты правильно? Почему внутри семьи сразу не задать правильное расписание, где хотя бы полчаса в день у вашей жены есть время читать Коран или посетить урок базового таджуида? Это ведь несложно в наших условиях организовать, даже идти никуда не нужно. Нужно просто определить что для вашей семьи главное, и жить так же. И пожилым родителям наверняка больше понравится, если келин сможет читать им Коран и делать потом за них дуа, разве не так?

Может настало время пересмотреть накатанную рутину?».

Казалось бы, что здесь такого – все очень благообразно. «Маша Аллах!», «Альхамдули-Ллях!», «Аллаху Акбар!», «Как все верно, сестра, да воздаст вам Аллах благом!» и прочие подобные комментарии от мужчин и женщин, предполагаю, можно обнаружить под этим постом. И действительно, ведь она призывает нас к благому, можно сказать, к самому главному. Так что же в этом плохого?

Прежде чем попытаться в этом разобраться, обращу внимание на следующее:

1. Для начала повторю еще раз, что, на мой взгляд, учить женщине посторонних мужчин, которые ее об этом не просят – это само по себе не комильфо. Как и быть исламской блогершей, за очень редким исключением².

2. Кроме этого, хочу обратить внимание на непримечательный, но показательный момент. Блогерша местами пишет так, как будто бы она сама – мужчина: «почему, если мы все это знаем, то не стимулируем женщин на то, чтобы расставлять приоритеты» или «это наши жены, матери, сестры».

Кто это "мы"? Мужчины? Или речь идет о предводителях уммы, которыми теперь являются и женщины? Я понимаю, что за годы предводительства, подпитываемого публикой, можно увлечься и заиграться, однако это все равно не делает женщину мужчиной, у которой есть жены. Если это какой-то сдвиг в сознании отдельно взятого человека, то его предводительство над умами только усугубляет и без того печальную ситуацию.

3. Далее, я не особо люблю разбирать подобные женские тексты. Мне это сложно даётся, потому что там зачастую слишком много всего намешано и напутано. Пятое кладется поверх десятого, третье – поверх седьмого, седьмое ставится впереди первого, и так далее.

Это если образно. Порой не знаешь, с чего начать. Вычленить что-то и структурировать сложно, но можно, однако заниматься этим совершенно не хочется. Если же просто идти по порядку, то это может выглядеть, как придирки, чего бы мне не хотелось.

Данный текст – не исключение. За претензией на глубину здесь скрываются поверхностные суждения, дилетантство рядится в пафосные одежды, а за благими намерениями и псевдоуместным назидательством проглядывают эмоциональные спекуляции и подмена понятий. Мне жаль, что это вообще приходится разъяснять, однако раз я пообещал, то сделаю это подробно.

Итак, после того, как нам сообщили, что нужно как-то перестраивать систему приоритетов, мы узнали, что поводом для этого стало то, что оказывается в какой-то группе по хатму сестры пишут, что не все из них успели прочитать 20 страниц Корана.

Почему? Потому что у них были гости, и мужья должны с этим что-то сделать. Что именно нам надо сделать, прямо не говорится, а говорится в общем о каких-то правильных приоритетах. Ясно лишь одно: правильные приоритеты – это тот порядок, который считает правильным сама блогерша.

Сразу хочется спросить: а почему 20 страниц? Почему, например, не 50? Если на 20 страниц у кого-то уходит час, то на 50 может уйти и все два с половиной. Тогда под этим предлогом можно не только от подготовки к гостям женщин освобождать, но и от других дел по дому.

Или, может быть, все-таки можно читать меньше, например, по странице? Тогда и времени на это будет уходить меньше, и на то, чтобы подготовиться к гостям останется. Тем более, что гости обычно приходят не каждый день.

Ислам не предписывает нам читать Коран по 20 страниц в день, равно как и совершение хатма не является обязательным предписанием – это поклонение похвальное, но добровольное. Такое же, как и нафиль-намаз, нафиль-пост, зикры из сунны и так далее. Поэтому с таким же успехом можно сказать:

«Надо как-то перестраивать систему приоритетов. В группе по нафиль-намазам сестры пишут, что вчера встречали гостей и не успели совершить 20 нафиль-намазов… Братья, разве это не хорошо, если ваши жены будут дополнительно совершать 20 намазов?». И далее в том же духе.

Внесу ясность, чтобы меня правильно понимали: чтение Корана – несомненно, очень ценное, важное и вознаграждаемое поклонение. Уделять этому внимание каждый день – очень хорошо. Однако, необязательно делать это по 20 страниц тому, у кого много домашних дел. В хадисах сказано, что Всевышний Аллах любит постоянство в благом, даже если это благое – малое³. То есть, лучше читать по одной странице в день, но всегда, чем порывами, зато по 20.

Приведу пример: мой хороший знакомый, который в свое время пришел к религии после того, как к нему во сне явился Пророк Мухаммад (сала-Ллаху алейхи уасаллям) и повелел ему совершать намаз, работает мужским парикмахером в салоне красоты, где посетители, в основном, светские женщины, которые приходят туда в самых разных одеждах. То есть, обстановка вообще не располагающая. И тем не менее, он, будучи на работе с 10 до 22:00, завершает уже 7-й хатм Корана.

Не по 20 страниц – всего лишь по несколько аятов между клиентами, но постоянно. То есть, если человек действительно хочет, он будет делать хатм и никаких освобождений от своих обязанностей ему для этого не надо.

Я понимаю, что в этой группе была какая-то договоренность. Может быть, там у них там какой-то свой женский тарикат, где они дали баят своей шейхине, а та, в свою очередь, предписала им вирд и теперь он стал для них ваджибом. Я утрирую, но даже если бы это было так, то это касалось бы только этого тариката.

Здесь же, как я понимаю, ситуация несколько проще, и они заранее должны были согласовать ее со своими мужьями. Нет проблем, пусть это будет их внутрисемейным делом. Однако какое отношение это имеет ко всем остальным… мужчинам?

К слову сказать, я знаю один тарикат, но он Накшбандийский. И в этом тарикате из дополнительного поклонения, которое обязуются выполнять мюриды, включая ежедневное чтение Корана, совершение нафиль-намазов, выполнение определенных зикров и так далее, женщинам предписано меньше. Потому что для них, после обязательных предписаний, главное – это кызмат мужу и выполнение исправно своих домашних дел. Потому что у истоков этого тариката, как и его практик, стояли подлинные аулия, которые как раз-таки правильно расставляли приоритеты.

О том, насколько важно для женщины довольство мужа, сказано во многих хадисах. Посредством довольства мужа женщина достигает Довольства Аллаха, Который скажет ей: «Войди в Рай через любые ворота»⁴. Довольство же, согласно хадисам и жизненной практике, достигается кызматом и послушанием.

Передается, как на вопрос одной из сподвижниц о том, что следует делать женщинам, чтобы получить такие же савабы, как и их мужья, которые могут делать то, что не могут делать жены, Посланник Аллаха (сала-Ллаху алейхи уасаллям) сказал:

«Слушай внимательно, а затем иди и сообщи женщинам, которые тебя прислали: что если женщина будет повиноваться своему мужу, выполнять домашние дела так, чтобы он остался ею доволен, то за это она получит такое же вознаграждение, как и ее муж, выполняющий все свои обязательства перед Аллахом»⁵.

И это – служение и послушание мужу – относится не только к дунье, но и к Ахирату. Как сказано об этом уже в другом хадисе: «Будь повнимательнее к нему, ибо куда тебе до него? Поистине, он – твой Рай и Ад»⁶.

Это и есть правильные приоритеты: выполнение обязательных предписаний, стремление к довольству мужа, послушание в дозволенном и выполнение домашних дел, которые в ханафитском мазхабе для большинства женщин⁷ являются ваджибом. И только потом – нафиль.

И этот нафиль – будь то чтение Корана, совершение дополнительных намазов или зикров – не установлен каким-то обязательным количеством: 20 страниц, 20 ракатов, 2 часа зикра и т.п. Нет, все нужно делать по мере своих возможностей и лучше немного, но постоянно, не в ущерб более важному.

На наличие более важного указывает и то, что некоторые виды добровольного поклонения, такие, как нафиль-пост, совершаются только с позволения мужа, иначе не будет в этом ни бараката, ни вознаграждения.

4. Вернемся к тексту, где нам сообщается о том, как тяжело готовиться к гостям: «Встречать гостей - это сначала убрать дом, наготовить кучу всего, накрыть стол, убрать и помыть кучу всего после, рухнуть от усталости спать. Это если семья живет отдельно. А есть те, которые живут вместе с пожилыми родителями и гости там случаются чаще, да и без гостей нагрузка большая».

Согласен, без иронии. Основная работа по дому ложится на плечи женщин: уборка, готовка и так далее. Но если говорить в целом, то уборка и готовка – это обычные женские дела, которые необходимо совершать и без гостей, разве что для гостей обычно готовят намного больше. Такие же обычные, как для мужчин – работать и зарабатывать средства, которые на прием гостей тоже тратятся больше, чем обычно.

И хотя у современных женщин есть масса различных гаджетов, облегчающих эту, как пишет блогерша, "накатанную рутину", дело это – по современным меркам, все равно очень хлопотное. Однако для большинства оно и не такое частое, давайте будем честны.

В современных городских условиях гостей обычно приглашают на какой-нибудь выходной день, да и то не каждую неделю. Бывают, конечно, исключения, но ведь исключения не относятся ко всем. Поэтому мне непонятно, каким образом это вообще мешает женщинам ежедневно читать Коран хотя бы по одной странице, если, конечно, они стремятся к Довольству Аллаха, а не участвуют в каких-то соревнованиях между собой.

Довольство Аллаха – это и есть главная цель, тогда как средства достижения могут быть самыми разными, включая гостеприимство, как отдельной добродетели. В хадисе сказано, что у гостя есть свое право⁸, и я не знаю ни одного мусульманского народа, который бы не славился своим гостеприимством. А все потому, что это – особая ценность в Исламе. Вплоть до того, что гость может обязать хозяина дать его право.

И что мешает женщине иметь правильное намерение и стремиться к Довольству Аллаха посредством этого? Особенно, если это сопряжено с довольством мужа или его родителей, уважение к которым – тоже из исламских ценностей⁹.

Если же ей этого мало, то пусть добавит к домашним делам, которые предшествуют приходу гостей, чтение зикров, и тогда она получит одно вознаграждение поверх другого. И бараката, о котором упоминает блогерша, будет больше. Ничто не мешает готовить и убираться вместе с зикром или салаватом, было бы только желание.

А если в начале или в конце дня к этому добавить еще и чтение хотя бы страницы Корана, то все вместе, полагаю, будет гораздо лучше, чем если бы она под предлогом того, что ей нужно читать по 20 страниц, ограничилась бы только этим, а муж и родители готовились бы к гостям сами или вообще отказались их звать по этой причине.

Тем более, как пишут сестры из этой группы, упущения в домашних делах в пользу необязательного поклонения ведут их отношения в семье к конфликтам. То есть, между мужем и женой возникают ссоры, в результате чего муж гневается на жену, что может лишить ее савабов за это самое поклонение¹⁰.

Так стоит ли оно того, если Довольства Аллаха, довольства мужа, довольства родителей, а также многочисленных савабов и бараката в доме можно достигнуть не в ущерб домашним делам, а, наоборот, их старательным выполнением?

Давайте не будем путать цель и средства местами. Целью чтения Корана должно быть Довольство Аллаха, а само чтение – средством, которое является далеко не единственным. Так расставляйте же правильно приоритеты и тогда в ваших домах будет и мир, и баракат, а не фитна, лишающая и того, и другого.

5. Идем далее: «У женщин нет нормальной скорости чтения, большинство читать не умеют вообще. Не знают, где заканчивается джуз и что такое хизб. Это наши сестры, жены и матери. Зато в дунье ма шаа Аллах, все "как надо, как у всех".

Хочу к братьям обратиться: вы ведь несете ответственность за свою семью. Разве вам же не лучше, если в вашем доме постоянно совершается хатм? Если дети видят свою маму с Кораном в руках? Если она сама может научить детей таджуиду? Если она сама может заниматься с ними, на каком-то начальном этапе? Разве жена/сестра/мама, которая знает Коран наизусть - это не баракат в доме?.

Почему, если мы все это знаем, то не стимулируем женщин на то, чтобы расставлять приоритеты правильно? Почему внутри семьи сразу не задать правильное расписание, где хотя бы полчаса в день у вашей жены есть время читать Коран или посетить урок базового таджуида? Это ведь несложно в наших условиях организовать, даже идти никуда не нужно. Нужно просто определить что для вашей семьи главное, и жить так же».

Вообще-то сложно определить, что для наших семей главное, руководствуясь подобными наставлениями блогерш. Потому что вначале нам сообщили, что поводом стало то, что сестры не успевают читать по 20 страниц в день из-за гостей. Затем мы узнали, что у женщин нет нормальной скорости и большинство не умеет читать вообще (сколько же тогда времени им потребуется, чтобы читать по 20 страниц?). После этого речь вообще зашла о том, что они должны стать хафизами. И вдруг теперь, оказывается, нам говорят о том, чтобы выделить женщине хотя бы полчаса на это дело.

И это то, что я имел в виду, когда писал, что не люблю разбирать подобные тексты. Начинается с одного, затем на это наслаивается другое, а по окончанию выясняется, что все вообще не так и мы имеем дело просто с необузданными эмоциями. Вы уж определитесь, о чем все-таки речь.

Если женщинам, у которых нет нормальной скорости чтения, нужно всего полчаса, чтобы прочитать 20 страниц, то это вполне себе неплохая скорость, скажу я вам – читать за полторы минуты страницу. Если же речь идет не о 20 страницах, хоть это и стало поводом, а вообще о чтении Корана хотя бы полчаса в день, то я только "за".

Мне только не понятно, что этому мешает и зачем по этому поводу так пафосно обращаться к мужчинам. Неужели все действительно полагают, что у современных женщин, особенно городских, не найдется 30 минут в день для чтения Корана, потому что их так нагружают мужья?

Они доят коров, смотрят за козами, таскают воду из колодца, стирают вещи в реке, пекут хлеб в печи из молотой своими руками муки? Вроде нет. Да, у них, может быть, множество других дел, но даже несмотря на это, из того, что я вижу вокруг, у них есть гораздо больше 30 минут в день.

Именно поэтому они успевают и посмотреть турецкие сериалы, и посмотреть акции на i-herb, и пообщаться в мессенджерах, и полистать instagram, и почитать телеграм-каналы, и оставить ценные, а то и вовсе бесценные комментарии по любому поводу, и писать пламенные посты, обращенные к безответственным мужчинам, которые затем спешат этим поделиться.

Поэтому все, что нужно для того, чтобы женщина могла выделить хотя бы 30 минут в день на чтение Корана, – это просто оставить телефон и выйти из сети. Я вас уверяю, даю вам честное индейское, что у большинства из них появится не только 30 минут, но и время на все 20 страниц. И нет никакой необходимости наставлять по этому поводу посторонних мужчин. Вместо этого надо обратиться к женщинам и призвать их оставить свои смартфоны, чтобы высвободить для чтения Корана недостающее им время.

Но раз уж блогерше это в голову не пришло и вместо этого она решила обратиться именно к мужчинам, тогда единственное, что было бы уместно с ее стороны, – это попросить мужей забирать у своих жен телефоны и не отдавать их до тех пор, пока те не прочтут 20 страниц Корана.

Не удивлюсь, если к чтению 20 страниц за 30 минут женщины придут не больше, чем за месяц, ибо – какая будет мотивация! И никакие гости не станут препятствием на пути женщин к их… телефонам. И таджвид выучат, и все остальное. Разве что хафизами не станут – за 30 минут в день этого без караматов достичь нереально.

Остановлюсь на этом немного подробнее: знать Коран наизусть – дело прекрасное, без сомнений. Однако, зная разных хафизов должен сказать, что большинство из них начало заучивать Коран еще в детстве, потому что в детстве это легче дается. Но даже начав это дело с детства или хотя бы с юности, у многих, если они – не феномены, уходят на это годы, на протяжении которых они занимаются только этим.

Наш бывший бас-имам, ныне директор медресе «Абу Ханифа», рассказывал, как закрывал своих шакиртов в квартире, откуда они не выходили вообще. Он только приносил им поесть и закрывал их обратно. Так они учили Коран будучи молодыми, не занимаясь больше ничем, кроме этого.

Я знаю потомственных хафизов из Таджикистана – прекрасных чтецов мирового уровня, победителей многочисленных международных конкурсов: их отцы были хафизами, их деды были хафизами, их прадеды были хафизами, их сыновья заучивают Коран наизусть. А их жены делают им кызмат и зарабатывают савабы этим. Совершенно необязательно, чтобы хатм в доме делала именно женщина.

Конечно, иметь намерение и желание знать Коран наизусть – это похвально. Стремиться к этому – еще лучше. Однако жить по Корану – гораздо важнее, и мы знаем массу примеров выдающихся ученых и праведников, которые при этом не были хафизами.

И может быть и не надо всем замужним женщинам становиться хафизами, если у них не хватает на это времени? Как гласит старая татарская поговорка: «Если ты – мулла и я – мулла, то кто тогда картошку сажать будет?».

6. «И пожилым родителям наверняка больше понравится, если келин сможет читать им Коран и делать потом за них дуа, разве не так? Может настало время пересмотреть накатанную рутину?».

Честно говоря, я очень сомневаюсь, что родители мужа будут довольны келин, которая вместо того, чтобы помочь им с гостями, будет читать Коран.

Несколько лет назад в одном из своих уагызов устаз Арман Куанышбаев рассказывал случай, когда он и несколько его уважаемых коллег замолвили слово перед родителями одного брата, который решил жениться на девушке в хиджабе. Можно сказать, они уговорили их дать свое согласие. Однако через пару месяцев родители пришли к нему и сказали, что та, на ком женился их сын, не уделяет им никакого внимания: днем она держит пост и поэтому не может заниматься домашними делами, а по вечерам и ночам читает Коран, и поэтому спит до обеда.

В общем, они не были этому рады, и вряд ли другие будут довольны. Если чьи-то жены хотят заслужить довольства родителей, которое ведет к довольству мужа, которое ведет к Довольству Аллаха, которое и есть главная цель, то делается это, в первую очередь, посредством кызмата, благого нрава и послушания, и ни в коем случае не в ущерб этому.

На этом, пожалуй, все. Надеюсь, мне удалось разобрать этот эмоциональный замес спекулятивной патетики, хотя он и не стоит такого внимания. Подобных постов сотни, если не тысячи, и пора бы уже научиться различать таящуюся в них подоплеку. Иначе они так и будут заходить в головы не только женщин, но и мужчин, которые сами же потом будут за эти головы браться.

Поэтому слушайте лучше устазов. Альхамдули-Ллях, в сети есть достаточное количество их уроков и уагызов, исполненных знаний и жизненного опыта. Будьте сами главами своих семей и сами расставляйте приоритеты, а не ставьте своим лидером блогершу, даже если она преподает фикх в инстаграме, учит людей в телеграме, наставляет мужчин в фейсбуке, а теперь еще и борется с феминизмом – для начала пусть преодолеет его в себе. Ведь если вашими делами будут заведовать женщины, то лучше вам быть под землей.

И лишь от Аллаха тауфик.

Примечания:
¹ Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если ваши правители будут лучшими из вас, ваши богачи – щедрыми из вас, а дела ваши [будут решаться] в совете между собой, то верх земли лучше для вас, чем ее низ. Но если правители ваши будут худшими из вас, богачи ваши – жадными из вас, а делами вашими [будут заведовать] женщины ваши, то низ земли лучше для вас, чем ее верх» («Сунан» ат-Тирмизи).

В достоверности данного хадиса есть разногласия, однако его смысл ученые считают верным.

² Для меня таких исключений пока только два: это сестра Умм Кульсум, которая одна из немногих встала на путь противостояния расплодившимся психологичкам, будучи при этом квалифицированным психотерапевтом с большим практическим стажем и базовым религиозным образованием. Она разоблачала и опровергала Хаву Шайдуллину и прочих инфоцыган, отстаивая исламский взгляд на жизнь и его методы. К сожалению, у нее на тот момент уже была последняя стадия онкологии и здоровье не позволяло заниматься ей этим полноценно, в результате чего она удалила свой канал и пропала из виду. Не знаю, жива ли она, однако, в любом случае, желаю ей милости и Довольства Аллаха. Некоторые из ее материалов сохранились на этом сайте.

К тому же, будет не совсем правильно называть ее "исламской блогершей". Она – просто специалист своего дела, которая встала на защиту религии. И она не имела привычки учить и воспитывать мужчин. По крайней мере, публично. Ее деятельность была связана исключительно с разоблачением современной психологии и ее многочисленных последователей. Да воздаст ей Аллах благом.

Вторая – Умм Холид, супруга Даниэля Хакикатжу. Эта сестра помогает своему мужу, делая общее с ним дело под его внимательным руководством. Это очень важно и сразу чувствуется, когда женщина ходит по полу и над ней есть потолок. Не скажу, что особо слежу, но из того, что видел, основные темы – это разоблачение и опровержение феминисток в "хиджабе", раскрытие проблем светского образования для женщин и т.п. Никаких позывов наставить всех мужчин с высоты своего женского полета я за ней не замечал. Уроки по фикху, Слава Аллаху, тоже не преподает. Видимо понимает, что этим должны заниматься другие, которые хотя бы учились.

Всё. Есть, наверное, еще, но я их просто не знаю. Все остальные, которых я вижу – это та проблема, о которой я говорю. Вернее проблемы, поскольку дело не ограничивается только этим.

³ Сообщается, что от Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророка ﷺ спросили: «Какие дела Аллах любит больше всего?», – и он ответил: «Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало». И добавил: «Берите на себя [изначально] те дела, которые вы будете в состоянии выполнить» («Сахих» аль-Бухари).

Передают, что Пророк ﷺ сказал: «Если женщина совершает пять намазов, постится в Рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: «Войди в Рай через те врата, которые пожелаешь!» (Ибн Хиббан, «Сахихуль-Джами'»).

Однажды Асма бинт Язид аль-Ансари (да будет доволен ею Аллах) пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О, Посланник Аллаха, ты для меня дороже, чем мои родители. Меня прислали женщины-мусульманки, чтобы говорить с тобой от их имени. Поистине, ты – Посланник Аллаха как для мужчин, так и для женщин. Бóльшую часть своего времени мы проводим в четырех стенах наших жилищ. Мы всегда связаны необходимостью выполнять свои обязанности – удовлетворяем своих супругов, рожаем им детей, присматриваем за их домами. Несмотря на все это, мужчины превосходят нас, получая от Аллаха награду за те дела, совершать которые мы не имеем возможности. Они совершают свои обязательные ежедневные и пятничные молитвы в мечети, навещают больных, участвуют на похоронах, совершают паломничество за паломничеством. Но главное – они ратуют на пути Аллаха. Когда они отправляются, чтобы совершить паломничество или на джихад, мы заботимся об их имуществе, ухаживаем за их детьми, шьем для них одежду. Неужели мы не будем иметь свою долю от их вознаграждения?».

Посланник Аллаха ﷺ, обращаясь к сподвижникам (да будет доволен Аллах ими всеми), сидевшим вокруг него, спросил: «Слышали вы когда-либо женщину, задавшую лучший вопрос?».

Они ответили: «О, Посланник Аллаха! Мы никогда не думали, что женщина может задать такой вопрос».

Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Слушай внимательно, а затем иди и сообщи женщинам, которые тебя прислали: что если женщина будет повиноваться своему мужу, выполнять домашние дела так, чтобы он остался ею доволен, то за это она получит такое же вознаграждение, как и ее муж, выполняющий все свои обязательства перед Аллахом». Привел Абу Дауд.

Сообщается, что Хусайн ибн Михсан рассказывал о том, что его тётя со стороны отца поведала ему, что однажды она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ по какой-то нужде. Он спросил меня: «У тебя есть муж?». Я ответила: «Да». Он вновь спросил: «Как у тебя с ним?». Я ответила: «Делаю для него все, что в моих силах». Посланник Аллаха ﷺ сказал на это: «Будь внимательней, куда тебе до него? Воистину, он для тебя – Рай и Ад» (от Ахмада и аль-Хакима).

⁷ Исключением являются женщины из богатых, знатных семей, для которых домашние дела не являются привычными, поскольку их выполняла прислуга.

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «(Однажды) посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О, ‘Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам». Я сказал: «Да, о, Посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай (так, но) постись и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздастся тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту…» (Бухари).

Передается, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тому , кто оказывал должный почет и заботился о старших, Аллах пошлет того, кто будет заботиться о нем самом в старости» (ат-Тирмизи).

¹⁰ Передается, что Пророк ﷺ сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым недоволен его народ» (ат-Тирмизи).

Автор: Талгат Балгерей
Источник: muslimlife.info

Читать также: Почему не все мусульмане хотят жениться на разведённых с детьми. Ответ блогерше

Мы в соцсетях: Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK