May 8, 2021

Как мои дела и кое-что о

Прошло уже 7 месяцев с тех пор, как я прекратил торговать, заморозил стримы своей живой торговли. Я решил, что надо добить этого ебучего робота, а постоянный поиск входов и наблюдения за открытыми позами реально не давали сосредоточится над ним. Более того скопилось куча вопросов по некоторым рыночным ситуациям (где я терял деньги) поэтому мне нужно было спокойно сделать некоторые ресёчи, подумать, и найти ответы. На всё это я отвёл себе 6 месяцев.

Более подробно что я успел сделать за это время и почему до сих пор не закончил я постанул подписчикам в боте и здесь я углубляться на этом не буду (смысл поста в другом). Кратко скажу лишь 1 факт: 3 месяца у меня ушло лишь на кодинг инфраструктурных изменений и дополнений, которые вообще никак к анализу рынка и торговле не относятся. Т.е. до того, что я хотел делать руки у меня добрались только когда прошло 50% общего запланированного времени :))

Короче более полу года я просто был прикован к монитору и либо хреначил код либо лопатил исторические графики что бы найти ответы на многие головоломки (на все важные уже нашел ответы). Как вы понимаете, без отдыха и выходных. Это довольно сильно истощает (хотя силы пока есть) и не смотря на то, что мотивация вначале была выше крыши и я думал, что сверну горы, сейчас она упала на полный ноль. Типа «перегорел» или хз.

За последние несколько недель я не сделал ровным счётом ничего. Вообще. Тут просто предстоит закодить довольно сложные изменения и мозг как только начинает осознавать предстоящий объём работы — сразу пытается свернуть куда угодно, только не в рабочий проект :) Стоит мне в начале дня просто проверить почту... где будет какая-нибудь ссылка на ютубчик... и всё... очередной день потерян. И я всё жду... жду... когда ж опять мотивация появится, что б заново вернуться к работе. Жду.. жду... её всё нет, а время идёт...
Сразу оговорюсь, что сейчас под мотивацией я имею ввиду именно мотивацию, основанную на собственном желании, а не страхе, принуждении и т.п.

Т.к. я от безделья потребляю абсолютно любого рода контент, я случайно наткнулся на ролик о мотивации от Зыгмантовича, который перевернул моё мнение, хотя смотрел я его с отторжением, думая про себя «да бля как так мотивация не нужна? что значит она может даже мешать? что за бред?»)). Для лучшего понимания вот еще отрывок из вики:

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Но это был первый звоночек к просветлению. Второй звоночек дала мне вот эта дама, которую зовут Валентина Шевченко и которая говорит на 5-ти языках):

Специально не буду отправлять вас в википедию, а напишу прямо сюда:

это 17-кратная чемпионка мира по муай-тай (хотя в вики написано 11-кратная, наверное оговорилась),

3-кратная чемпионка мира по кикбоксингу и К 1,

2-кратная чемпионка мира по MMA,

чемпионка Южной Америки и панамериканская чемпионка по муай-тай,

МСМК по тхеквондо и муай-тай, МС России по боксу и по дзюдо.

Обладает званиями:
«Лучшая женщина тайбоксёр мира»,
2-кратной победительницей Всемирных Игр Боевых Искусств —
World Sport Accord Combat Games , Китай, Пекин 2010 и Россия, Петербург 2013.

Выиграла 22 бой из 25 (по факту боёв было гораздо больше, просто они не входят в этот официальный рекорд).

На текущий момент она действующая чемпионка UFC ММА в женском наилегчайшем весе.

Это для меня довольно интересный в реальной жизни кейс по поводу мотивации вот по какой причине. В 12 лет она нахлобучила 17-летнюю соперницу. В 14-15 лет нахлобучила 25-летнюю. Для этого с 5-ти до 12-ти лет уже была проделана титаническая работа (по её словам: 2 обязательные тренировки ежедневно). И вот я смотрю её ранние зарубы... где она еще мелкая и думаю... нихуясебе, вот она... мотивация!! Что.. у школьницы дел других что ли нет, кроме как пропадать на тренировках, что б потом дубаситься со всеми подряд?). И не отбили ведь (и в прямом и в переносном смысле :) желание на всех этих спаррингах, да соревнованиях. Но... та-дааамм!! Как оказалось, по её же словам, она «почувствовала, что это её» только ближе к 12 годам, а до этого 7 лет подряд её ЗАСТАВЛЯЛА ходить на эти тренировки МАТЬ (которая тоже немного титулованая). Цитаты:

«Поскольку мама говорила, что у меня нет другого выбора, я и не рассматривала другого выбора. Хотя вместо тренировок я хотела идти гулять с подружками. Нету такого, что «я сегодня не пойду, потому что не хочу». Нет.. ты пойдешь, потому что тебе НАДО!»

(кстати, у Хабиба похоже было так же).

Я чессгря охренел, это была противоречащая всем моим ожиданиям информация)). «Монстр мотивации» разрушился в моих глазах на 50%. Дальше я думал, ну ок. Ей сейчас 33 года и 28 лет она ежедневно продолжает въёбывать. Сейчас то уж точно на собственной мотивации, мама то уже не заставляет! Ну а как можно столько лет быть в максимально возможной форме? Это всё неиссякаемый заряд мотивации! Наверное она получает от этого удовольствие и бежит на тренировку, как нарк за дозой героина!! Вот мне бы так... столько желания работать, которое никогда не заканчивается! Для меня подобные суждения казались очевидными, как может быть по-другому? Но...


БАМ! Я опять впадаю в когнитивный диссонанс... В свежем интервью ей задают вопрос: «Когда последний раз было выгорание и не хотелось тренироваться?». Я даже не рассматривал других ответов, кроме как «никогда» или «ну вот тогда-то и тогда-то». Но... как оказалось... что бы вы думали? Регулярно! Цитаты: (подчеркнутым мои вставки, сокращающие оригинальный текст и передающие суть)
«В каждом тренировочном лагере! Это нормально вставать утром И НЕ ХОТЕТЬ идти тренироваться, потому что ты знаешь, что надо будет въёбывать. Это всегда присутствует. Но здесь уже решают качества бойца, характер. Либо ты идёшь и делаешь либо лепишь малодушные отмазки)).»

И тут для меня «монстр мотивации (основанной на собственном желании)» рассыпается окончательно. Знаете, ведь для меня это в диковинку. Дело в том, что я по сути в своей жизни занимался только трейдингом с 2007г и это всегда сопровождалось собственным желанием(до этого учеба в школе «из под палки», потом в универе можно сказать я не учился, хотя диплом имеется). Т.е. типа после школы я всегда делал только то, что хотел (в целом, если не брать какие-то уж совсем мелкие детали). Я об этом задумался и понял в чём дело.

Дело в том, что «трейдингом» можно много что назвать. Можно бездумно бить по кнопкам, тильтовать, входить в разные стороны, сливать счёт и технически это будет «трейдинг» :). Но по сути, это некорректно, потому что деятельность примерно похожая (как Карго-культ) на то, что нужно в точности сделать далеко не всегда даёт примерно такой же результат)))). Часто это даёт принципиально другой). Я намекаю на то, что по сути «трейдинг как работа» может быть только в том случае, когда ваши торговые действия в точности соответствуют вашим же принципам торговли\правилам\алгоритму.

Поэтому в тот день, когда вы позволили себе

  • тильтануть
  • пренебречь чем-нибудь, типа не буду досконально доделывать анализ т.к. тут и «на глаз» всё понятно или системный сигнал «на подходе», но я уже не могу ждать, войду\выйду прямо сейчас и т.д.
  • нарушение риск-менеджмента, открыв чрезмерно большой объём или, напротив, ссыканули и взяли слишком маленький объём, в следствии чего профит с этой сделки не смог системно абсорбировать предыдущие убыточные сделки
  • и т.д. и т.п.

по сути означает, что вы просто решили не пойти на работу (как Валя соот-но на тренировку)! Т.е. делали что угодно, только не то, что действительно нужно было делать и что от вас требовалось. Соответствие четким правилам и режиму — это принципиальный критерий, который отличает работу от «какой-то деятельности». Просто представьте, что Валя такая встаёт утром и говорит тренеру: «Давай сегодня утром без тренировки.. я завтра побольше потренируюсь» или «чот не хочется на пробежки, давай не будем пока, я на следующей неделе побольше тогда побегаю»)). Вы ж понимаете, что если можно тут нарушить решим, то потом можно его и в других аспектах нарушить, а потом еще и еще и весь тренировочный процесс, извините, «пойдёт по пизде»)).

И вот теперь я понял, что поверхностная фраза «у меня всегда было желание торговать» в правильно варианте звучит как «у меня всегда было желание торговать так, как я хочу (как мне комфортно)». И вот теперь совершенно очевидно, что мотивация совершать системные сделки не всегда основывалась на собственном желании, потому что действия по правилам не всегда пересекаются с действиями по желанию и в те моменты, когда это происходит, то варианта 2:

  1. Действовать по правилам вопреки своему желанию. Тут по сути для того, что бы продолжить рабочий процесс мотивация, основанная на собственном желании заменяется мотивацией, основанной на (само-)принуждении или каких-либо иных факторах.
  2. Нарушить правила и действовать по своему желанию. Это по сути признать, что ты отказываешься работать и решаешь просто доставить себе удовольствие. Некоторые мои сделки настолько были далеки от того, что действительности требовал алгоритм, что это похоже на то, что Валя бы отказалась от тренировки, сказав «пойду на дискотеку, буду там танцевать до упаду — это же тоже физическая активность, а в конце набью кому-нибудь морду, что б отработать ударку» :)). Ну что-то типа того))).

Т.е. на самом деле у меня далеко не всегда было желание заниматься трейдингом (четко по правилам) — это происходило только в случае, когда торговые действия, которые я хотел совершить полностью соответствовали алгоритму. Но когда у меня этого желания не было, то я мог нарушить правила и думать, что всё равно занимаюсь трейдингом — а это уже не так)). Более того, трейдинг — это всё же не спорт.. тут можно просто не открывать терминал в те дни, в которые не хочется торговать, а как желание появляется — открывать. И на дистанции кажется, что все 10+ лет ты торговал, потому что хотел)).

Так же трейдинг постоянно поддерживает высокую мотивацию из-за быстрого получения локальных наглядных результатов. Т.е. вот я вижу перспективную сделку и понимаю, что как только я закрою её в профит, я могу тут же вывести его и потратить. А если в итоге закрываю в минус, то сразу же подмывает побыстрее отыграться)). Короче это реально постоянно держит в тонусе и подогревает желание продолжать (если уж конкретно не сливаться на дистанции). В кодинге же когда проект большой: кодишь, кодишь, кодишь, кодишь, кодишь, кодишь, кодишь, кодишь... и если до конца не закончил, то по факту результатов 0. Потому что программа либо работает либо нет)). И если хотя бы 1 символа там не будет хватать, то она даже не запустится. И поэтому сил уходит много, а наглядного результата никакого... отсюда и упадок в мотивации.

Короче даже стыдно это писать, но я для себя только сейчас (в 37 лет) открыл тот факт, что на длинной дистанции невозможно поддерживать рабочий процесс, который поддерживается исключительно мотивацией, основанной на собственном желании :). Хотя бы исходя из того, что желание всё таки вещь довольно изменчивая и не пригодна для длинных дистанций.

Вскрылось это, когда я кардинально сменил вид деятельности и вместо трейдинга начал исключительно только кодить алгоритм. И как только у меня пропало желание кодить дальше, то я уже не могу «кодить как-то так, как бы мне хотелось что бы оно кодилось». Хотя в трейдинге если б у меня пропало желание совершать сделку «как надо», я бы мог её совершить «так как я хочу». Понимаете?)). И поэтому я сейчас просто сижу, ничего не делаю, работа прекратилась и это сильно «бросается мне в глаза». В трейдинге же это происходило завуалированно.

Что б меня правильно поняли, поясню, что я даже не устал. Сил полно, которые меня всё подмывает направить куда-угодно, только не в кодинг, потому что сам кодинг наскучил и перестал быть интересным, превратился в рутину. Причём не в бездумную рутину, а рутину требующую постоянную высокую мозговую активность, чего организм пытается избежать))

Короче... розовые очки разбились. Но мне от этого стало даже легче... я чот прям прочувствовал, что мне не обязательно ждать пока появится какое-то дикое желание. Можно просто делать :). Как говАривал классик, «въёбывать или уёбывать». И т.к. уёбывать противоречит моей жизненной концепции, то выбор очевиден.

Зыгмантович тоже органично лёг на всю эту информацию. Потому что делать ставку на то, что ты достигнешь какую-то долгосрочную (а в некоторых случаях даже среднесрочную) цель только потому, что на текущий момент имеешь очень сильную внутреннюю мотивацию просто глупо. Потому что чем сильнее мотивация, тем больше суеты, быстрее темп и расход сил, которые обязательно иссякнут, так же пропадёт интерес т.к. всё новое что было раньше превратится в обыденную рутину, мотивация окажется под плинтусом и случится это вероятно раньше, чем предполагалось :). Так что... начинать большое дело лучше начинать не имея большое сиюминутное желание, а лучше как-то убедиться, что вы по настоящему это дело любите.

Поэтому выбирая себе «дело жизни» принципиально важно не ошибиться и выбрать то, что действительно «ваше», потому что когда желание иссякнет, то надо будет на чём-то ехать дальше в этот период. А с делом, для которого вы были рождены (ваша субъективная убеждённость) продолжать будет гораздо проще.

Но и на последок, как тут не вспомнить цитату Антона Семеновича Макаренко: «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали».