Product University
December 2, 2021

День 7. Критерии отбора и выбор идей для проверки

Как выбрать ту самую бизнес-идею?

Итак, наш марафон бизнес-идей и трендов подошел к концу.

За 6 предыдущих дней мы попробовали большое количество методов. У вас на текущий момент должно быть как минимум 5-10 вариантов.

Если идей меньше, вернитесь к первому дню и проделайте методы заново.

Но что делать дальше? Как выбрать ту самую единственную? И нужно ли выбирать только одну идею?

Вот несколько подходов, как сделать отбор и перейти к реализации.

Метод 1. Озвучить каждую идею 10-20 представителям целевой аудитории и посмотреть на отклик

Вот вам поучительная история под названием «лучше делать, чем делать лучше».

1. Однажды, в классе гончарного мастерства учитель разбил учеников на две группы.

2. Одной он дал задание лепить горшки «на вес». Пятерку получит тот, кто вылепит 50 фунтов горшков, четверку – кто вылепит 40 фунтов горшков и так далее.

3. У второй группы было задание вылепить один горшок, но качественный. Оценку они получали по качеству вылепленного горшка.

4. На подведении итогов выяснилась забавная вещь. Самые качественные горшки среди всех учеников получились не у той группы, которая работала на качество, а у той группы, которая работала на количество. Они старались сделать побольше и учились в процессе на своих ошибках. Те же, кто заботился о качестве, провели много времени в теоретизировании на тему того, что же такое «совершенный» горшок, но результат получился у них так себе.

5. Можно переложить эту ситуацию на стартапы. Получается что-то хорошее у тех, кто начал делать и продолжает делать. А не у тех, кто вечно обсуждает планы захвата мира.

Пример взят из книги «Art & Fear» by David Bayles and Ted Orland.

Что это значит? Если у вас есть 5-10 бизнес-идей, вам не нужно выбирать одну единственную!

Возьмите каждую идею и расскажите ее представителю целевой аудитории (можно в мессенджере). В день можно поговорить с 10-20 людьми. За неделю таким образом можно поговорить со 100-200 людьми. Вы очень быстро и дешево увидите, что «заходит», а что нет.

Прочтите эту суперпрактичную инструкцию-статью «Как очень быстро проверять идеи».

Метод 2. Применить критерии отбора

Этот метод хорош, если у вас слишком много идей, больше 10 штук и вам нужно выбрать 2-3 для проверки методом 1 или 3.

Я, например, использую вот такой список фильтрующих критериев:

У меня есть такой небольшой чек-лист:
1. Потребность. Должна быть простая и понятная жизненная, естественная потребность понятной группы людей. Так чтобы я сходу мог сказать кто, что и кому продает и зачем это кто-то покупает/использует.

2. Компетенция. У меня должна быть хотя бы 1 ключевая компетенция для реализации этой идеи (продажи или продукт). Могу ли я руками сделать сам продукт или запустить первые продажи с нуля без привлечения кого-либо. Достаточно ли я разбираюсь в предмете? Если не разбираюсь, то смогу ли разобраться до нужного уровня за 2-3 месяца?

3. Команда. Могу ли я найти 2-го сооснователя/команду для проверки идеи? Чтобы мы могли запустить и проверить первые гипотезы своими силами без инвесторов, кредитов и т.п. С нуля и на свои. Бизнес-командный вид спорта, одному поднять нереально.

4. Рынок и экономика. Там есть деньги и можно заработать хотя бы $1M в год «в карман» каждому основателю (если это просто бизнес) или если это стартап, может ли он вырасти до оценки хотя бы $100M. Это возможно, если рынок уже существует, потребность понятна и люди за эту потребность уже платят достаточно много денег. Конечно я должен понимать метрики, за счет чего сойдется экономика.

5. Лучшесть и эксклюзив. Есть ли у меня «фишка», эксклюзив, «нечестное преимущество», за счет чего я могу стать №1 в какой-то узкой нише, чтобы не допустить конкуренции и падения маржи.

6. Энергия. Дает ли мне мысль об этом проекте энергию, драйвит ли меня проект, хочется ли мне в этот же момент начать действовать? Энергия — более редкий ресурс чем деньги или время.

7. Больше меня. Хорошая идея должна быть больше человека и даже больше одной человеческой жизни. Под большую идею можно привлечь все необходимые ресурсы, большое количество талантливых людей. А вот под идею маленького интернет-магазина, невозможно привлечь никого толкового и даже за хорошие деньги им будут заниматься через «пень-колоду», без души и смысла. Парадокс, но именно поэтому большую идею реализовать проще, чем маленькую.

8. Актив. Появляется ли у меня в процессе выполнения этого проекта, какой-то дополнительный актив или я просто меняю деньги на время. Когда я веду блог — у меня появляется набор статей, общение с интересными людьми и много других полезных побочных активов. А когда покупаю трафик в FB — тупо меняю деньги на клики.

9. Наставник. Это может быть один человек, или группа людей. Понимаю ли я, кто может быть моим тренером в новом начинании? Кто может мне быстро показать основные «ошибки» и «узкие места», подсказать базовые вещи и тем самым сэкономить мне огромное количество денег и времени.

10. Контекст и своевременность. Сошлись ли все элементы пазла в единую картину. Почему это стоит делать сейчас, а не вчера или не завтра? Огромное количество проектов проваливается или лежат в столе по простой причине — не пришло время, не появились нужные обстоятельства, либо время уже упущено.

Метод 3. Продать идею инвестору или наставнику

Вы можете первым шагом продавать идею клиентам, а можете спросить совет инвестора. Инвестор обладает огромной насмотренностью и может служить отличными индикатором.

Т.к. инвесторов на нашем рынке мало и они опытные, то продать им голую идею без команды и первой выручки не получится. Но вот попросить дружеского совета или попросить быть наставником вы вполне можете.

Поэтому просите совета. И в случае, если вам ответят положительно — получите самый высококлассный консалтинг практически даром.

Здесь будет работать то же самое правило «воронки продаж»: написали сообщение 10 людям, 5 откликнулись, с 3-мя поговорили, 1 — дал полезную обратную связь или захотел присоединиться к проекту.

Метод 4. Записаться на курсы, где делают проверку идей или запуск бизнес-проектов

Курсов на рынке множество. Мы с Аркадием Морейнисом регулярно проводим Антистартап

Задания:

Задание 1. Напишите Top5 бизнес-идей, которые вы нашли за время этого марафона.

Задание 2. Напишите, как вы планируете, реализовывать и делать отбор идей? Какой путь выбрали.