July 31, 2020

Чарльз Фини – человек, который мечтал стать банкротом

Имя Чарльза Фини до недавнего времени не было известно в широких кругах. Однако, вы точно пользовались его «изобретением». Наверняка вы, хотя бы раз, совершали покупки в магазинах Duty Free. Так вот, сеть Duty Free Shoppers, которая сегодня насчитывает более 400 магазинов по всему миру, придумал именно Фини.
Благодаря предпринимательскому чутью и удачному стечению обстоятельств, он создал компанию, которая за 20 лет принесла ему 7,5 миллиардов долларов. Можно было бы подумать, что это будет история финансового успеха. Но нет. Фини отличился тем, что в 80-х передал все эти деньги на благотворительность. Все эти деньги были вложены в университеты, научные центры, мирное урегулирование конфликтов, культуру и медицину, содержание домов престарелых в самых разных уголках мира.
Причем, Фини делал пожертвования тайно, предпочитая, чтобы адресаты финансовой помощи не знали откуда она пришла.

Будучи миллиардером, Чарльз Фини носит часы за 15 долларов, летает эконом классом и не имеет собственного автомобиля, предпочитая метро. Более того, его главной целью было – потратить все деньги и дожить жизнь банкротом.
Создав благотворительный фонд, Фини поставил себе задачу к 2020 году завершить работу фонда, потратив все деньги и осуществив задуманное. Ему сегодня 89 лет и цель его достигнута.

Наверное, это самая странная цель в бизнес-сообществе, и вряд ли именно этим будут мотивированы потенциальные слушатели бизнес-школ. Однако, этот человек стал легендой. И оставит он после себя нечто большее, чем историю финансового успеха и красивой жизни. Он оставит после себя тысячи, а может быть и десятки тысячи благодарных ему людей.
Существует мнение, что за годы своей деятельности Фини дал Ирландии (его родители родом от туда) столько, сколько не дал ни один человек, начиная со времен самого Святого Патрика. Лимерикский университет — одно из лучших учебных заведений Ирландии, появился только благодаря Чарльзу Фини.

«Деньги — это обязательства. Я не хочу никому указывать, как распоряжаться капиталом, но советую использовать его с умом»

«Одна мысль возникала в моей голове снова и снова: я должен использовать свое богатство на помощь людям. Так что я пытался жить нормальной жизнью — точно такой же, в какой я вырос»

«Чтобы жертвовать деньги, не нужно ждать, пока состаришься. Это же логично: вкладывать деньги в добрые дела, а не класть их на счет в банке и копить»

«Когда у тебя много денег, ты должен заниматься масштабными проблемами. Даже если риск неудачи высок»

«Неудач не бывает. Одна решенная проблема облегчит жизнь миллионам, и вы сможете гордиться тем, что сделали»

«Что для меня счастье? Мне кажется, я чувствую себя счастливым, если то, что я делаю, идет на пользу людям. И несчастным — когда это не так»