СредняяАзия
February 18, 2020

Поездка в Среднюю Азию

Всем привет. Летом отпуск брать сложно, потому что все хотят летом :) Поэтому я взял себе отпуск зимой и поехал в Среднюю Азию. 

В этот раз я ленился вести заметки во время поездки, большая часть написана либо в конце путешествия, либо постфактум.

Вылет у меня был из Внуково. Конечно, мой внутренний скупердяй не позволяет мне ездить на аэроэкспрессе за 550₽, если можно доехать общественным транспортом - на метро до Саларьево и оттуда переполненным автобусом до Внуково. 

Каждый раз, когда я выхожу в Саларьево (а обычно это рано утром на рассвете) я думаю: "Ничего себе! Уже горы!". Потом приходит грустное осознание, что это законсервированный мусорный полигон, но настрой на горы остаётся :)

Вылетал я, собственно, в Ташкент Узбекскими авиалиниями. Сразу скажу, что кормят не пловом, но вкусно - свежие овощи и здоровые кусманы курицы. И никакой рыбы на борту в принципе!

Оно и не удивительно - Узбекистан одна из двух стран в мире, у которых не просто нет своего выхода к морю (у Белоруссии, вот, тоже с морем не густо), но даже и у каждого соседа Узбекистана нет выхода к морю!

Под морем мы тут понимаем мировой океан. Каспийское море у соседей Узбекистана не в счёт, а про Аральское море вообще молчу.

Нет, оно, конечно, есть, но выглядит вот так. Там даже немного воды видно!

В аэропорту 3/4 местных служащих были в масках (то же самое и на других границах). На улицах, изредка, тоже народ в масках попадается. В свете новостей о коронавирусе это маленько пугает.

Вообще первое что удивляет в аэропорту - подозрительно мало людей.

Нет, понятно, что есть все, кто вышел с нескольких прилетевших самолётов, и какой-то местный персонал, но нет обычного вокзально-аэропортового кипиша. Загадка разрешилась просто - все встречающие, таксисты, трансфер и остальные создатели этого кипиша стоят на улице за особым забором.

Точно такая же система была и на всех вокзалах - 20-30-метровая полоса вокруг вокзала отгорожена забором (вроде как от зомби в фильмах). Внутрь этой полосы можно попасть только по билетам. Зато за этим забором начинается Азия. 

Образец периметра вокруг вокзала в Самарканде

По прилёту я нырнул в толпу, отбился от 7-10 таксистов и отошёл на километр от аэропорта вдоль дороги. Всегда так делаю, дёргающие за руки таксисты мешают спокойно обдумать план действий.

Вообще в Ташкенте план действий по части выбраться из аэропорта простой - вызывать Яндекс-такси. Они есть в Узбекистане только в Ташкенте, но там где есть - это очень удобно. Берут, правда, только наличные.


Забегая вперёд по хронологии путешествия: таксист-таджик эту систему ругал: 

Я в Санкт-Петербурге работал, знаешь такой город? Яндекс работал, убер, гетт. Яндекс плохо работать, половина пассажиров наличными платит. Наличные - туда потратил, сюда и всё! Остальные сервисы лучше - деньги на карту приходят раз в неделю. С карты раз и домой послал! Хорошо!

Уроки финансовой грамотности, так сказать.


В вечер первого дня я прошёлся по какому-то местному "Арбату" и покатался на метро. Метро местами похоже на простые в оформлении станции с московских окраин. А где-то наоборот оформлены богато, как московские центральные станции. 

Широко применяемое в мусульманских странах оформление узорами.
Национально-историческая эротика. Хотя на самом деле это иллюстрация к поэме, где этим двоим так и не суждено было быть вместе.
Ещё немного узоров и русскоязычная реклама

Как и в Москве, прислоняться к дверям нельзя, и везде развешаны пугающие надписи "Бдительность - требование времени!".

Проезд в метро стоит 1400 сум, то есть около 8 (!) рублей.


Кстати о деньгах - деноминации тут ещё не было (но планируется). В одном нашем рубле около 150-155 узбекских сум (или сумов?). В аэропорту и в банках с радостью поменяют и русские рубли на сумы, но по грабительскому курсу 120. То есть отхапают  себе 20%. Зато доллар меняют чуть-ли не вообще без комиссий, он тут в ходу. Что бы где-нибудь меняли евро, я вообще не видел. Охотней тут возьмут йены, юани и валюты арабских государств.

Самая крупная купюра из тех, что я реально видел в обороте, 50000 сум (320₽), самая ходовая - 10000 сум (66₽). Википедия говорит, что есть ещё 100000 сум (640₽), но на практике я и не видел. Поэтому все ходят с огромными котлетами денег.

Узбекские деньги. На пятитысячной купюре (32₽) - парламент в Ташкенте, я его не видел. На купюре 500 сум - Амир Темур, заслуженная национальная историческая гордость Узбекистана. Его я видал (в смысле не Темура, а скульптуру). Про купюру в 200 сум - чуть ниже.

Первые два дела, которые я обычно делаю по прилёту, - организовать себе связь (то есть купить симку) и добыть местную валюту. С валютой все вышло не очень просто. Вспоминая свои злоключения в Иране, я ещё в Москве снял 100$ купюрами по 20 баксов, плюс у меня было 3000 русских рублей. Вообще я считал, что это нз, а денег в сумах я сниму в банкомате с карточки по прилёту. "Это ведь не Иран, санкций нет, мировые платёжные системы есть", - говорил я себе. Но ещё в аэропорту стало понятно, что санкций нет, а банкоматов и терминалов, принимающих MasterCard, - тоже нет. Ну а все свои карточки Visa я, конечно же, оставил в Москве, чтобы не продолбать в дороге. В итоге я таки справился на третий день найти какой-то совершенно занюханный ноу-нейм банкомат, который выдал мне денег. А до этого я был близок к своему иранскому варианту. Напомню, что у меня там кончились деньги, я нудно торговался с таксистом за 20 рублей, а едой в последний день меня кормила какая-то местная тётушка. 

Причём вся эта байда повторилась потом и в Таджикистане. На магазинах, кафе, гостиницах, банкоматах может быть сколько угодно наклеена эмблема MasterCard, но принимать они её не будут.


Вернёмся в Ташкент. Из него я поехал в Бухару. Я очень хотел проехаться на знаменитом узбекском скоростном поезде Афросиаб (Afrosiyab). Злые языки пытаются транслитерировать его имя его иначе - меняют вторую "а" на "ё", но это поклёп. То есть по-таджикски (у них кириллица) пишется именно Афросиёб, но произносится название скорее через а. Вообще это название древнего городища в составе Самарканда, национальное достояние.

Сам поезд хороший, но особого восторга у меня от него не случилось. Может, от того, что я спать хотел, а может, избаловался Сапсаном. Бизнес-класс Афросиаба мне показался сравнимым с бизнес-классом Сапсана. Один плюс - у меня место было не двойное, а одиночное.

Головной вагон "Афросиаба"
Магазин "Афросиёб" в Душанбе. Вывеска, естественно, по-таджикски.

По приезду в Бухару - пустой вокзал, забор, за забором зомби таксисты. Я таки дал слабину и согласился на услуги одного из них, Сардора. Он подкупил меня своей вкрадчивостью и готовностью принять оплату рублями. Вместе с ним купили мне обратный билет в Самарканд на "Пешт". Это менее именитая, более дешёвая и, на самом деле, более комфортная альтернатива "Афросиабу". На Бухару меня было 5 часов. Машина у Сардора была дамасик (про него чуть позднее). Он повёз меня на нём в какие-то загородные резиденции и мавзолеи эмиров. Даже не знаю, зачем я согласился, не люблю ездить в места, про которые ничего не знаю или которые не нашёл сам случайно. В резиденцию вход был платный - русским 15000 сум (100₽), местным - 2000 сум (13₽).

Андрей, ты только не обжайся, да?! Ты не плати пятнадцать тысяч сум. Ты плати как мы - две тысячи. Ты только не обижайся, ты не как турист выглядишь. Ты как свой выглядишь, ну как мы. Скажи что с Ташкента! Спросят район - скажи с Миробадского, да? Турист красиво одевайся, а ты как узбек одет! Всё получится!

Я этим советом Сардора попробовал воспользоваться в кассе. Такого позора давно не помню. Кассирши просто в голос смеялись и сказали:

Вы, наверное, все-таки с России и узбекского паспорта у вас всё-таки нет. Давайте 15000 сум, вход вон там. 

Возвращаясь к коробочнке-дамасмку.

Выглядит он вот так:

Картинка из интернета - настоящий дамасик в каноничной раскраске.
Уже моя фотка - модная модификация, супер-нестандартный зелёный цвет и шильдик от Лексуса

Правильное название - Daewoo Damas, каноничная раскраска - белый с двумя цветными полосами. Вообще изначально это японская минимашинка (k-car) Suzuki, но она сильно понравилась в Узбекистане и до сих по тут производится без особых изменений в конструкции начиная с ранних 90-х годов.

Это универсальный автомобиль - такси, маршрутка, перевозчик грузов. В ней 7 мест для пассажиров (дети, конечно, не в счёт, с ними и девять человек поместится) и водительское, при этом есть ещё микро-багажник. Длина машины - 3,23 м, то есть как у Оки (всего на 30 см длиннее). При этом она даже уже Оки! Зверь двигатель - 38 лошадей.

Есть ещё точно такие же, но с шильдиком Шевроле и названием Super, но там невооружённым взглядом видно, что это тот же дамасик (местные даже не поняли, когда я их про Шевроле спрашивал). Я не смог себе отказать в удовольствии покататься на нём за рулём, Сардор дал мне проехать пару кварталов. В принципе рулится не хуже и не лучше Смарта, и ощущения такие же примерно.


Сардора я напряг поменять мне 1000₽ на сумы по человеческому курсу (а не как в банках, вокзалах и аэропорту). Мы поехали на чёрный рынок, там за рубль дают 145-150 сум (смотря как сторгуешься). Напомню курс ЦБ - около 155, в любом цивилизованном месте дают 120. Технически чёрный рынок выглядит так - надо приехать на широкую дорогу, с двух сторон от которой толпятся мутные личности (вроде как на бирже труда на Ярославке или как 10 лет назад в метро на Комсомольской). С одной стороны ты торгуешься и отдаёшь свои деньги - потом едешь вперёд метров 100 до ближайшего перекрёстка, разворачиваешься и забираешь другую валюту на другой стороне дороги у другого человека.


Чучела, Самарканд!

Объявление станции Самарканд в поезде звучало не очень вежливо, но доходчиво. Не знаю, что это по-узбекски значит.

Я вышел и взял такси в центр (100₽ за 6 километров отказался платить – дорого; 66₽ – в самый раз). Гостиницу я решил найти на месте. Побродив по центру плюнул и заказал через Букинг в 5 минутах от Регистана. Регистан – это площадь с тремя медресе, архитектурный ансамбль – гордость Самарканда. Он и правда очень красивый. Вообще изначально "регистан" – это название всех центральных площадей, но конкретно самаркандский был так заменит, что узурпировал это имя, и оно стало нарицательным. Регистан – ксерокс в мире площадей Среднего Востока.

Регистан вечером. Кстати, обожаю этимологию - регистан в переводе с персидского означало "место с песком", т.е. большая центральная площадь. Вот это "стан" (или в некоторых транскрипциях и языках "стон") - это, собственно, "место". И это тот же "стан", который "Башкортостан", "Татарстан", "Таджикистан" и т.п.

Гостиница была в новом здании с чистыми номерами. Было два минуса:

  1. в номере не было окон (это для меня не критично);
  2. когда я заходил в комнату, под ногами что-то побежало. Это был таракашка, я его, конечно же, придавил, но мысли о его собратьях остались. Труп таракана я оставил как напоминание его племени у порога в коридоре (за три дня его, кстати, никто не убрал).
Гостиница в Самарканде

Либо моё послание выполнило свою роль, либо таракан был случайностью, но больше ничего такого в номере не было.


Вернёмся к Регистану. Медресе - это семинария и средняя школа. В самое раннее время ислама это ещё и что-то вроде мечети было. То есть это культурный, образовательный и религиозный центр. Сейчас большие старые медресе - это туристические центры. Не знаю, остались ли у них изначальные функции.

Медресе Шердор

На том медресе, что справа наверху, два нетипичных для ислама изображения. Вообще зверей и людей изображать религией было не положено (отсюда и такое многообразие орнаментов). Но тут не выдержали и нарисовали двух тигров - это символы Самарканда (краткое содержание легенды: "людь Самарканд строить, тигры с гор спускайся, никого не ель"). 

На мой взгляд, тигры упороты. Кстати, они же нарисованы на 200-сумовой купюре.


В любом отчёте и путевых заметках должна быть фотка еды. Вот, например, шашлычок (плов вечером никто не ест - это обеденное время). Вкусный, но зубы потом болели 2 дня.

Из Узбекистана я хотел отправить открытку домой. Для этого уже в утро своего отъезда из города я заехал на местный главпочтамт. Выглядит он так - есть окошко с посылками, марками, конвертами, и в него стоит 3 человека. И есть окошко на выдачу денежных переводов, там - жесть, сеча, толпа и крики. Я аккуратно обошёл толпу и встал к "филателистам". Пока мне продавали марки, в помещение почты вошла бабулечка, в руках у неё был ковш с какими-то ветками и непонятным сеном. На моих изумлённых глазах она это сено подожгла, комнату окутал густой кумар. Перманентная битва за окно выдачи переводов при этом продолжалась, только уже в дыму. У меня было ощущение полного сюра.

С своим переносным костром в ковше бабуля стала медленно обходить комнату по периметру. Причём с ней некоторые здоровались, а часть сотрудников почты взяла этот олимпийский огонь и окурила им ту часть комнаты, которая была за прилавком. Потом сено прогорело и кумар стал менее густой - это уже видно на видео ниже. Все это время меня ждал на улице таксист с включенным счётчиком, поэтому я не стал долго выяснять, что это было представление. Сам таксист, молодой парень, сказал, что не знает что это может быть: "наверное, какой-то праздник"

Случай на почте

После Самарканда у меня была авантюрная часть путешествия - мне надо было перейти пешком границу с Таджикистаном и добраться до Душанбе. Границу переходить можно в двух местах - подальше от Самарканда (через Денау) и поближе - через Пенджикент. 

Вариант через Денау
Вариант через Пенджикент

Я, конечно, ориентировался на вариант поближе. Интриги добавляло то, что погранпереход через Пенджикент был много лет закрыт и вновь открылся меньше двух лет назад. Соответственно информации по нему в интернете было ещё меньше, чём о переходе у Денау. 

Сперва я по-царски на такси доехал 40 км до перехода с узбекской стороны (96000 сум или 640 ₽). Пешком перешёл границу - всё достаточно быстро и вежливо со всех сторон (вот только эти медицинские маски на всех пограничниках напрягали). 

И, как только нога моя ступила на таджикскую землю, меня моментально окружили 5-6 таксистов. С одной стороны, это хорошая новость, я опасался, что их вообще не будет. С другой стороны, тактика "отойти в сторонку и разобраться, что сколько стоит на самом деле" тут не работала. Во-первых, сторонки не было - по сути погранпереход стоит в чистом поле. Во-вторых, отойти физически проблематично. Таксистов там много, а желающих ехать - мало. А платёжеспособных желающих ехать - вообще я один, поэтому отбиться от таксистов просто нереально. В итоге я, так и быть, сел в старенькую Опель Зафиру к самому рослому и крепкому таксисту. Не знаю, как так получилось, видимо он остальных распихал корпусом. Он предложил мне ехать около 200 км до Душанбе за 150 сомони - это 1000₽. Я не очень хорошо представлял себе дорогу, и у меня была уставка на 80 сомони (530₽) с машины (мне почему-то казалось, что такие цены я видел в интернете). Потом уже, глядя на дорогу, я понял, что 500₽ - цена абсолютно не реальная. Я поменял у таксиста оставшиеся сумы и 20 баксов на сомони (меня не отпускало ощущение, что он меня обманывает, но при дальнейших расчётах оказалось, что денег он мне дал даже больше, чем я думал). Ну, думаю, поедем сейчас.

Такисисты в ожидании немногочисленных клиентов. Их работа - крутиться около выхода из погранперехода и пытаться выцепить себе желающих поехать. Из развлечений - ошхана (столовая), никто ничего не читает, не смотрит в телефоны. Так как большую часть времени никаких клиентов нет, то их время заполнено просто каким-то праздношатанием и бугуртом меж собой.

Но нет, таксист вышел из машины и пошёл тусить с другими таксистами. Через минут 20 вернулся, я ему говорю: "едем?". А он мне:

150 сомони - это один человек из четырёх. Будем ждать ещё троих! Машина до Душанбе - 600 сомони.

Сначала я приготовился куковать в этом поле до вечера. Дальше стадия отрицания, потом торга и результат торга–- я плачу таксисту 50 долларов (это около 500 сомони) и мы едем вдвоём. То есть сначала ждём хотя бы полчаса, вдруг кто ещё подсядет, а потом едем вдвоём. В итоге ждали час, за этот час погранпереход породил ещё одного желающего ехать в Душанбе узбека, и мы выехали втроём. Узбек молчал, таджик-таксист яростно гудел, обгонял по встречке и настойчиво предлагал ехать с нами всем людям, кого встречал на обочине – многие соглашались. За все время поездки до Душанбе через семиместный Опель прошло человек 10, которые садились и выходили. Меня не отпускало ощущение, что я оплачиваю рейс этого семиместного "автобуса": те деньги, которые я заплатил, покрывали всю поездку целиком. Но потом, когда мы поехали через перевал, я решил, что 3000₽ – нормальная цена за такую поездку. В теории я знал, что по дороге надо будет пересечь горную гряду, но как конкретно этот перевал будет выглядеть на практике – представлял себе плохо. А перевал был классный – 3300 метров, я так высоко, вроде бы, ещё не был. На самом верху от двух полос дороги осталось полторы, а по бокам от них – снежные отвалы выше человеческого роста. Наша машина каким-то чудом ехала нормально, а грузовики в гору совсем не ехали. Было место, где вообще всё движение в обе стороны держалось только на одном деде, закидывающем наледь песком, и одном тракторе, дёргающем вверх буксующие большегрузы.

По приезду в Душанбе таксист меня пересадил в другое, местное такси и даже заплатил за него. Оно-то меня и довезло до хостела.


Я мало был в Ташкенте и заметно больше в Душанбе, поэтому изложенные ниже впечатления субъективны и скорей всего некорректны. Тем не менее Душанбе мне показался внешне богатым городом - высокие новые дома, госучреждения-дворцы в неоклассическом стиле, достаточно дорогие машины на улице. Характерно уже то, что автопарк такси – сплошь новенькие Солярисы. То есть, сидя в такси, чувствуешь себя натурально как в Москве: таксист-таджик, новый жёлтый Солярис, радио с каким-то русским рокопопсом. В Узбекистане, для сравнения, все такси были разной степенью убитости Шевроле (узбекского производства).

Центр Душанбе

Но контраст тут не только между такси Душанбе и Самарканда/Бухары/Ташкента. Душанбе сильно контрастирует и с регионами Таджикистана и даже собственными пригородами. В центре Душанбе – хипстерские кофейни  и небоскрёбы, в 30 км  – хибары, убитые дороги, ишаки как транспорт и женщины с тазами на головах.


И ещё одно наблюдение – в Узбекистане на виду из родных российских брендов было разве что Яндекс-такси в Ташкенте. В Душанбе русские бренды – все через один: Шоколадница, Мегафон, Газпром, Техносила и т.д. В общем я не знаю, радоваться этому или нет, но полное ощущение, что Таджикистан – фактически торговая колония России.


Из Душанбе я съездил в древнюю Гиссарскую крепость в 20 километрах от города. Этому месту, как крепости – 2500 лет (круто!). Но самые старые строения, конечно, гораздо моложе, им максимум лет 500. 

Реально старинные – башни. Стены и "резиденция бухарского эмира" - современная бутафория.
Чтобы моему таксисту было не скучно меня ждать я взял его погулять по крепости с собой – если поглядеть по сторонам, то его можно увидеть.

Когда мы с таксистом ехали из крепости, то проезжали участок особо убитой дороги (метров десять). Ямы в этой дороге неспешно закидывал песком с обочины совершенно безродного и оборванного вида рабочий. Таксист остановился и дал ему несколько мелких монеток. Я спросил, кто этот человек – оказывается, это такой способ заработать копейку для тех, у кого нет работы. Они просто выходят к ближайшей убитой дороге и начинают её эмм.. чинить. Ну, как умеют.

А их за это в добровольном порядке благодарят. Автодорожный краудсорсинг!


На видео - пригород Душанбе недалеко от того куска дороги. Ничего особо интересного, просто жизнь Средней Азии.

Оставшийся день я просто гулял по Душанбе. В какой-то момент дошёл до обзорной площадки с хорошим видом. Только я достал телефон и приготовился сделать очередную панораму, как ко мне подошли три молодых девушки, одна из них дико смущаясь сказала "Hello". Я аж растерялся и тоже сказал Hello и потом сразу добавил – вообще я русский (в Таджикистане и Узбекистане молодёжь говорит на русском). Девушки стали стесняться меньше и сказали:

Ааа, а мы думали, вы американец!

Почти такая же ситуация со мной уже была до этого в Киргизии – с таким же разочарованным  "ааа, а я думала, вы американец". У меня два варианта, как стать американцем в глазах молодых азиатских девушек – либо держать айфон в руках, либо носить перчатки-полупальцы. Пока не понял, что именно лучше работает.

Ну, а девушки на смотровой площадке, хотя я и не американец, сфотографировались со мной и даже оставили мне фотку на память.

Блиц-зарисовки

Таджикский телепорт. Воспользоваться не смог, парк с ним был закрыт.

Диалог в кофейне:

- У вас Wi-Fi есть?

-Есть, но он закончился!

Но как?? 🤔

Уличные банкоматы (да-да, те самые, которые нифига не принимают MasterCard) отгораживают пользователя от следующих в очереди. То есть они дышат ему не в затылок, а в ухо.

В Душанбе я жил в хостеле. Да, пожить в общем номере с таджиками можно было и в Москве, но я сделал это в Душанбе. Характерная особенность – в Узбекистане и Таджикистане популярная тема в гостиницах оставить на ночь на хозяйстве подростка (это важно для дальнейшего повествования).

Из Таджикистана я хотел отправить домой открытку – купил сувенирном открытки и марки, подписал открытки – осталось только кинуть в ящик. Вот тут и случилась засада – ящики не искались, а до самолёта времени осталось совсем мало! Тогда я решил прибегнуть к помощи персонала хостела.

Вечером в хостеле я обратился к парню-подростку на ресепшене. Говорю ему:

Можно через вас отправить открытку?

Он меня не понимает (но видно, что хочет помочь).

Ну почтовую открытку? Почта? Понимаете?

Парень просиял, говорит:

– Вот ноутбук, отправляйте!
– Нет, не e-mail, обычную почту, ящики-конверты, понимаете?
– Эээ.. Ммм.. А!! Понял! Почту! Как в советском союзе?

Тут я уже понял, что дело плохо.

Ну да, как в Союзе, но и сейчас такая почта во всех странах есть. Вот у вас хостел, вы, наверное, отправляете письма всякие, сможете мою открытку отправить?

Парень засомневался (видимо думал, что я его развожу, сейчас ещё ямщика запрошу) и сказал, что сейчас уточнит. Потом принёс ноутбук и на моих изумлённых глазах стал вбивать в гугле запрос:

КАК ОТПРАВИТЬ ПОЧТУ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Моя вера в светлую судьбу открытки почти умерла. Я попробовал ему объяснить, что нужен почтовый ящик и туда надо кинуть открытку. 

И марки клеить не надо, они уже наклеены, ну бросите в ящик, ладно? Почтовый ящик, настоящий, на улице? Понимаете?
А подписывать их не надо? Просто кинуть в ящик? Да, я вам помогу, я кину! Я никогда-никогда не делал этого, но я обязательно найду этот.. Ящик? Да, я найду!

Рано утром я дошёл до аэропорта, там был обычный среднеазиатский аэропортовый кипиш – получасовая очередь на регистрацию, потом часовая очередь на досмотр, потом неразбериха с гейтами. Очередь, конечно, понятие условное – это толчея, сужающаяся к узкому месту, особой очерёдности в ней нет. Женщин, кстати, пропускали вперёд (в Киргизии, кажется, все наравне стояли). Потом самолёт и Москва. Прилёт у меня был в Жуковский.

Что мне резануло глаз в Жуковском – так это хамское отношение всех в аэропорту ко всей прилетевшей со мной трудовой мигрантской братии. Вот вчера с этими таджиками я пил кофе и гулял по площадям и бульварам, а сегодня с ними, как с арестантами, общаются крепкие вооружённые парни-чоповцы на пограничном контроле. 

Хотя, надо отметить, что приезжие очередь сформировали по таджикскому принципу. А аэропортовые службы для россиян (всех трёх, включая меня) выделили отдельный коридор.

Ну, а после погранконтроля – домой. То есть за время путешествия было два сложно-непонятно-интересных места: как пешком перейти узбеко-таджикскую границу и как выехать из Жуковского и добраться до Москвы. 

Обе задачи казались интригующими до поездки и оказалось тривиальными по факту – автобус из аэропорта до метро отправлялся прямо от выхода из гейта. 


На этом всё, всем спасибо!

Мой канал в телеграме, где этот отчёт будет выкладываться небольшими кусками:

@NanoBlogAboutTravel. Там же и про всякие прошлые и, надеюсь, будущие поездки.