December 12, 2020

Самооценка и окружение

Люди, которые нас окружают, очень сильно влияют на нашу самооценку. Как? Своим отношением к нам, своими словами и поступками.

Вообразите ситуацию:

В школе учитель каждый день говорит (внушает!) вам, что вы не сдадите экзамен, ничего не добьетесь, что вы глупый и с вами даже разговаривать не о чем. И ничего вам не поможет.

Приходя домой, вы хотите рассказать маме, как вы устали и как вам тяжело, а в ответ слышите «Разве это проблемы???Вот у меня проблемы!». И разговор плавно перетекает в обсуждение проблем вашей мамы. Или еще лучше «Не отвлекай меня своими глупыми разговорами, лучше сделай что-то полезное».

Надеясь найти поддержку в кругу друзей, вы идете на тусовку. Но друзья превращают вашу проблему в предмет насмешек и весь вечер подтрунивают над вами.

Как думаете, возможно поддерживать или сформировать адекватную самооценку в такой токсичной среде? Я так не считаю.

Самооценка формируется, если подумать, не на основании наших достижений, она формируется на основании наших мыслей о них. Если мы адекватно оцениваем свои достижения, то самооценка растет. Тут точно так же.

Если мы адекватно и рационально оцениваем унижения, оскорбления и постоянное обесценивание со стороны окружающих, мы понимаем, что это бред. И самооценка не падает. Потому что мы в состоянии сами себя поддержать и защитить. А ещё потому, что мы уходим из такого окружения.

Но я задам вам такой вопрос. Кто из нас может похвастаться полной осознанностью и непрерывно рациональным мышлением? Ответ: никто.

Вы можете сказать: «Я не завишу от мнения окружающих, я самостоятельная личность со своими ценностями. Я уверен в себе. Моё мышление полностью рационально». Да, я уверена, что это действительно так. Но загвоздка тут не в мнении окружающих.

Тут дело в атмосфере, которую такие люди создают вокруг вас. В их посланиях вам. В их постепенном влиянии. В вечном потоке необоснованной критики в ваш адрес. В неуважительном отношении. В недостаточной или негативной оценке ваших заслуг и способностей. В обесценивании ваших переживаний, преуменьшении вашей значимости. В отсутствии помощи и поддержки.

Живя в такой среде, вы постепенно начнёте ощущать себя несчастным и подавленным. В таком состоянии вы будете оценивать себя хуже, чем вы есть на самом деле. Но на вас будут влиять уже не слова окружающих напрямую, а ваше несчастье и грусть.

Каким бы сильным вы ни были, невозможно постоянно отражать атаки. Невозможно всё время защищаться. Рано или поздно зерно сомнения просочится в вашу голову сквозь трещину в стене рационального мышления. Это произойдет незаметно и бессознательно. И это зерно пустит корни в вашей голове, и со временем разрастется в непроходимые дебри запутанных негативных установок, переживаний и ненависти к себе.

Это всё звучит очень печально, правда?

Но не отчаивайтесь! У меня для вас хорошие новости.

Ваш круг общения в ваших руках.

Поскольку вы взрослые и самостоятельные люди, вы вполне способны сказать кому-то: «Извини, я больше не хочу с тобой общаться, мне тяжело терпеть постоянный негатив с твоей стороны» или «Знаешь, мне неприятно и больно, когда ты не принимаешь мои переживания всерьез. Перестань это делать».

Когда вы прямо выражаете отношение к той или иной ситуации, вы даёте окружающим обратную связь об их поведении по отношению к вам. Тут ваша ответственность заканчивается. Далее, либо окружающие соглашаются с вами и меняют свое поведение. Либо не соглашаются, и вы прекращаете отношения.

Запомните, для формирования адекватной самооценки в вашем окружении должны находиться люди, которые не проявляют насилия в отношениях.

Вы НЕ ДОЛЖНЫ продолжать общение с людьми, которые:

  • Проявляют по отношению к вам любую форму насилия;
  • Открыто оскорбляют вас или проявляют пассивную агрессию;
  • Обесценивают ваши переживания, достижения, хорошие качества;
  • Манипулируют вами для достижения своих целей;
  • Пытаются повысить свою самооценку и свой социальный рейтинг за счет вас;
  • Общаются с вами ради каких-то выгод;
  • Появляются в вашей жизни только тогда, когда им нужна ваша помощь.

Люди с неадекватной заниженной самооценкой часто принимают такое поведение как норму, а оскорбления в свой адрес воспринимают как истину, а не как чьё-то непрошенное мнение.

Если у вас есть проблемы с самооценкой, задумайтесь, кто вас окружают? Поддерживают ли вас ваши друзья и ваша семья? Находитесь ли вы в безопасности в своем окружении? Не проявляет ли кто-то эмоционального насилия по отношению к вам?

Пишите, каким должно быть окружение человека, чтобы он мог развиваться и формировать здоровую самооценку? Давайте сами выдели эти критерии.