June 11, 2021

Как пережить расстование со школой

Окончание школы — это очень странный период. Он одновременно и счастливый, и печальный. С одной стороны, вы успешно завершили большой и важный этап вашей жизни. С другой стороны, вы прощаетесь с учителями, одноклассниками и определенным социальным статусом.

Любая перемена в привычной жизни может травмировать в той или иной степени. Мы все разные, каждый уникален и прекрасен. И у всех нас разный уровень чувствительности, эмоциональности, привязанности, осознанности и рациональности. Поэтому кто-то спокойно относится к переменам, а кто-то переносит их тяжело. Человеку может потребоваться время для внутренней работы по проживанию такой ситуации. И это нормально, если окончание школьного периода станет для вас утратой, которую нужно будет пережить.

Какие могут возникать эмоции?

Грусть, печаль, сожаление, ностальгия, тоска, тревога, страх, злость, агрессия, отчаяние, ощущение потерянности и неопределенности, ощущение, что все это нереально, и др. Будет здорово, если в комментариях вы поделитесь своими эмоциями и переживаниями на эту тему.

Что может быть причиной ваших переживаний?

Привязанность

Нежелание менять привычное место, привычных людей, привычные формы поведения. Вы любите все это, вам так комфортно. У вас тут было очень много хорошего. Вы уже представляете, что, перейдя в универ, все равно с кем-то будете реже общаться, с учителями вообще перестанете, а они были рядом так долго. Вы очень жалеете о том, что время нельзя повернуть и пожить так еще немного. Вам очень не хочется расставаться с людьми, которые были рядом.

Утрата социальной роли

Новая социальная роль = новые требования, новое поведение. Вам придется стараться и напрягаться, что-то делать, знакомиться с новыми людьми, подстраиваться под новые правила.

Страх перед новым

Знаете поговорку «своя рубашка ближе к телу» или «дома и стены греют»? Это про то, как нам комфортно в привычных условиях, где все просто, легко и понятно. Где вы делали что-то на протяжении 11 лет, где у вас большой успешный опыт. Где у вас друзья, где все вас знают, где близко от дома и т. д. Но самое главное — тут все понятно. Вы знаете, что делать, и вам не нужно переживать новый опыт и тратить на это силы. Теперь же будет очень много нового, и вы боитесь, потому что 1) знаете, что придется напрягаться; 2) прокручиваете в голове странные и непонятные ситуации, которые вас ждут.

Это лишь некоторые причины, их может быть гораздо больше. У каждого они свои, индивидуальные.

И все это окей. Мы всегда стремимся к комфорту и спокойствию. Испытывать такие чувства нормально. Нежелание и страх перемен — нормальная реакция, но работать с ней, конечно, нужно. Почему? Да потому что страх не дает вам двигаться вперед и развиваться.

Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы максимально спокойно перенести такую перемену в жизни, как окончание школы.

1) Первое и самое важное — разрешить себе пережить эту ситуацию. Принять тот факт, что это произошло. Принять тот факт, что вам плохо, больно, страшно, грустно. Понять и пожалеть себя. Поддержать себя словами: «Сейчас происходят серьезные перемены, и ты имеешь полное право испытывать то, что испытываешь». Постарайтесь в таком состоянии найти максимальную пользу и выгоду. Попробуйте проводить больше времени с одноклассниками, насладитесь совместным временем. Именно насладитесь с мыслью о том, что вы все равно рядом, даже когда школа закончилась. Ничего не мешает вам проводить время вместе. Осознайте, что у каждого человека свой путь развития, на котором он будет как встречать, так и отпускать разных людей. И это круто, это ваш незабываемый бесценный опыт.

Период проживания вашего личного горя может быть разным, и расстраиваться из-за окончания школы вы можете даже после первого курса. Чтобы скорее это пережить, необходимо прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые вызывает данная ситуация. И хотя это болезненно, это нормальные и неизбежные жизненные переживания. Это горе преодолимо. Более того, оно дает возможность личностного роста.


2) Найдите причину именно ваших переживаний. Проанализируйте, почему именно вы испытываете такие эмоции. Что вас пугает? Расстраивает? Анализ должен быть глубоким, на уровне таких вопросов:


-Что я чувствую, когда..?
-Почему я испытываю именно это?
-Что для меня это значит?
И так далее.

С каждой из причин, которую вы выявите, нужно работать отдельно. Я, как обычно, рекомендую обращаться за помощью к рациональному мышлению. Вы же помните, что наши настроения формируются мыслями по поводу той или иной ситуации? Так вот с ними и нужно работать.

Возьмем страх перед чем-то новым. Например, это основная причина ваших переживаний. Какие мысли приходят вам в голову на эту тему?

— Я не справлюсь со сложностями взрослой жизни.
— Я не смогу найти друзей в университете.
— Я не смогу привыкнуть к новому городу.
— Я слишком глупая/неуверенная/несамостоятельная, чтобы понять, что нужно делать.
— Никто не захочет мне помочь.
— Я должна сама со всем справляться.
— Я должен быть прилежным студентом.
— Я сдал ЕГЭ не так хорошо, как хотел, значит, дальше я буду только хуже.
— В университете очень сложно учиться, я к этому не готова.
— Я ничего не достойна, и я неудачница, потому что не поступаю в университет.
— Без поддержки учителей я не справлюсь.

Этот список можно продолжать бесконечно. В комментариях жду примеры ваших негативных мыслей на эту тему, чтобы мы могли их разобрать.

Все эти мысли иррациональны. Они приходят в вашу голову автоматически и начинают заполнять ее негативом и страхом. Что делать, чтобы этого не происходило? Стараться мыслить на основе фактов, а негативные автоматические иррациональные мысли переформулировать в рациональные.

Я надеюсь, что у вас уже есть большой опыт переформулирования иррациональных мыслей в рациональные. Но для тех, кто не знаком с этим методом, повторим.

1. Выявляем эмоцию (Что я сейчас чувствую?).
2. Выявляем автоматическую мысль (Я чувствую…, потому что я думаю…).
3. Находим ошибку мышления, или когнитивное искажение (например, «ошибка предсказания» или «навешивание ярлыков»).
4. Переформулируем иррациональную мысль в рациональную так, чтобы в основе новой мысли лежали факты.

Таким образом, наши мысли должны измениться:

Я не справлюсь со сложностями взрослой жизни vs Я не сталкивался с опытом самостоятельной жизни, и я немного взволнован. Однако все люди проходят этот этап и справляются. Скорее всего, и я отлично с этим справлюсь.

Я не смогу найти друзей в университете vs В университете будет много новых людей, и я смогу с ними познакомиться. Кто-то из них, возможно, войдет в мой близкий круг. В любом случае это мой выбор.

Я должен быть прилежным студентом vs Я сделаю все возможное для своего успеха. Но я не обязан придерживаться каких-то условных норм и пытаться соответствовать стандарту.

Я сдал ЕГЭ не так хорошо, как хотел, значит, дальше я буду только хуже vs От моего успеха или неуспеха на ЕГЭ абсолютно не зависит мой успех в будущем. Одна ситуация ни на что не влияет. Все в моих руках.

Для вас важно именно выделить и обдумать эти мысли, переформулировать их. Полезно будет сделать это письменно.

5. Проверяем уровень эмоций.

Градус эмоций после анализа негативных мыслей должен снизиться, и вы почувствуете себя спокойнее.


Обратите внимание, что рациональное мышление поможет вам адекватно воспринимать ситуацию. Однако переживания, печаль, грусть могут остаться. Знаете почему? Потому что испытывать эти чувства нормально. Вы не робот, не машина и не высший разум. Вам (как и всем людям) свойственны эмоции, они нам необходимы, чтобы чувствовать, что мы живы.

А что вы думаете по поводу окончания школы? Есть что сказать?