January 31, 2020

Вжух, и цель достигнута! ✨

Декабрь 2018. Подвожу итоги года: так, что там у нас.

  1. Подтянуть английский до Upper Intermidiate — провал.
  2. Получить водительские права категории В — как-то времени не нашлось…
  3. Съездить в США — блин, я ведь хотела этого!
  4. Прочитать Книга 1, Книга 2, Книга 3 …. Книга 10 — 1 из 10, класс.

Просматриваю еще 10 пунктов. Просыпается Внутренний Самокритик с фразой: «А я тебе говорил, что надо меньше лениться, поэтому ничего и не успела!». Пытаюсь заглушить его, вспоминая, что полезного сделала за ушедший год. Каша в голове.

Пять лет подряд я осознанно ставила цели на год и каждый год не выполняла >60% из задуманного. И каждый новый повторяла те же самые действия, не анализируя негативный опыт, а просто забывая о нем. Думала, что в прошлом году что-то пошло не так, но вот в грядущем такого не случится. Да точно не случится! А оно случалось. И каждый раз расстраивало.


Привет, это Наташа.

Пишу вам в последний день января, из 2020 года.

В этой статье расскажу о том, что нужно сделать, чтобы:

а) в конце года не чувствовать стыд от невыполненных целей; б) радоваться успеху в процессе, а не по результату; в) понять, какая система подходит именно тебе.

Если у тебя есть свои методы, которые работают, поделись ими со мной!

Итак, поехали.


Анализируй.

Для того, чтобы выявить любые проблемы и найти решение их проблем, нужно, как минимум, начать анализировать прошлый опыт. Есть ситуация, которая вызывает стресс/тревогу/стыд/грусть. И есть то, что предшествовало этой эмоции. В моем случае — это невыполненные цели на год.

Поэтому в декабре 2018 я села и постаралась ответить на следующие вопросы:

  1. Почему Цель 1 не выполнена?
  2. Какое Действие 1 я могла делать в течение года для ее выполнения?
  3. Почему я этого не делала?
  4. Что я делала вместо Действие 1?
  5. Почему я делала Действие 2? Почему для меня это было важно?

Так ты сможешь понять, почему реальность не совпала с твоими ожиданиями. А последние, в свою очередь, должны совпадать с твоими ценностями и приоритетами. Быть может, цели, которые были записаны в начале года, не совпадают с нынешними ценностями. А, значит, это не провал, а нарушенная цепочка.

Так выглядит нормальная цепочка

Ценности меняются не только в течение жизни, но и в течение года — это нормально. И если меняется что-то сверху, то и цель, задачи и система тоже должны быть переформулированы с учетом изменений.


Актуализируй.

Если я в течение года меняюсь, тогда понятно, почему в конце года у меня столько всего несделанного! Мое внутреннее «Я», которое ставило цели в январе, не совпадает с декабрьским «Я».

Что же делать?

  1. Ценности — сверять раз в квартал
  2. Цели — сверять раз в месяц
  3. Задачи — сверять раз в 2 недели
  4. Систему — сверять каждый день

Поставь себе напоминание на 1 и 2 пункты, чтобы точно не пропустить.

И каждый раз спрашивай у себя:

а) это важно для меня сейчас?
б) почему это важно для меня?
в) почему что-то перестало быть важным?
г) к чему в итоге я хочу прийти?

И переписывай ценности, цели, задачи, систему. Для того, чтобы это работало.



Двигайся по чуть-чуть.

«Тише едешь — дальше будешь», — говорили мне в детстве. А на деле случалось так: я каждый раз откладывала цель с мыслью о ом, что до конца года уж точно успею ее закрыть. Времени — вагон! А потом незаметно наступает ноябрь.

Так прошли мои пять лет

Но чтобы цели работали на нас, нужно их декомпозировать, то есть разделить на более мелкие и простые задачи. Разберем на примере.

Цель: получить права категории В до декабря

Декомпозируем:

  1. Найти автошколу
  2. Позвонить и узнать все условия
  3. Записаться
  4. Оплатить обучение
  5. Скачать приложение для решения задач ПДД

Думаю, схема примерно понятна. Едем дальше.



Создавай системы.

Все из вас слышали про нейронные связи, так ведь? Наш мозг — невероятно сложный организм. Он может создавать и развивать новые способы связи между клетками (нейронами). Это позволяет нам обучаться, становиться умнее и компенсировать появляющиеся от возраста проблемы.

Так вот чем больше внимания и времени ты посвящаешь чему-то новому для себя, даже если это новое очень трудно идет, тем лучше работают твои нейронные связи, только что образовавшиеся. И тем легче тебе будет делать что-то новое каждый раз. Со временем это войдет в привычку, которую выполнять можно будет без усилий.

Для того, чтобы создать систему, нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что я могу делать каждый день/каждую неделю (регулярно), чтобы приблизить себя к цели?
  2. Какие я могу создать триггеры для того, чтобы мне было проще это делать?
  3. Что я буду получать, чтобы мне было приятнее повторять этот процесс?

Важно, чтоб это было что-то небольшое, но по нарастающей. Если схватишься за необъятное «бегать каждое утро 5 км», то быстро забросишь и будешь винить себя за это. Помни, при всем вышесказанном, наш мозг сопротивляется всему новому и «ленится», придумывая отмазки.

Разберем на моем примере.

Что хочу (цель)?

Я — Наташа — хочу начать собирать свои мысли и знания и чаще делиться ими в своем канале Продуктовый пирожок.

Что буду делать регулярно (1)?

Первая неделя — сбор информации для поста.
Вторая неделя — публикация.

Чередую.

Какие триггеры (2)?

Создам таблицу с темами и датами выхода постов, чтобы видеть план на ближайшие 2 месяца. В Notion буду записывать все, что приходит в голову. Каждую среду буду дополнять все мысли статьями/выдержками из книг или статей. Каждый раз в такси буду думать, чем я еще могу поделиться.

Какая награда?

Ваши лайки, комменты, "Наташа, пиши еще" и яростные обсуждения после — мое самое любимое. Ради этого стоит писать.

Если же случится провал, я не буду ругать себя, а проанализирую, почему так произошло. Пересмотрю цель при необходим��сти.


Кайфуй.

От каждого дня. От каждой сделанной задачи. От каждой привычки. От каждой минуты, потраченной на саморазвитие.

Здесь самое главное — это практика. Не ругай себя за откаты к привычному режиму, пропуски или недостаточное качество изменений. Просто продолжай пытаться. И радуйся каждой попытке.

Маленькие изменения ведут к большим переменам.

Можешь экспериментировать с форматом, с объемом задач и целями, но никогда не останавливайся.

Что касается меня и моей истории, то в 2019 году я поставила себе гораздо меньше целей, чем ставила раньше, но каждый месяц актуализировала список и пыталась делать что-то регулярно. Как результат: я кайфовала от процесса, а не в конце года от процентного соотношения выполненного к планируемому. В 2020 я буду и дальше пытаться тестировать новые для меня привычки, которые лягут в систему.


Общайся.

Здесь в коментах, в чатиках, с друзьями и коллегами по работе — везде и всегда узнавай, как так вышло, что люди каждый день делают зарядку или постоянно пьют воду. Так ты сможешь почерпнуть много идей для того, чтобы создать ту систему, которая работает именно для тебя.

Узнавай:

а) что люди делают?
б) почему они это делают?
в) что это дает им на долгой дистанции?
г) как они начинали? что могут посоветовать?


Погружайся.

Чтобы быть в теме и разбираться в этом, бережно отобрала для вас источники новых знаний, мотивации и вдохновения. Держите.

Про методологию SMART постановки целей или почему цели типа «Похудеть к концу лета» не работают.

Как сохранять свою жизненную энергию и повысишь шансы на успех в книге от Скотта Адамса «Теория везения».

Научное (со звездочкой): про синапсы, работу мозга, формирование привычек и интеллекта от Theory&Practice.