сэ ля ви
August 27, 2023

возвращение

Привет! Это Даша. И год назад я вернулась домой.

Да, знаю, пинг зашкаливает. Но большое видится на расстоянии, лучше поздно, чем никогда, и вообще, хлеб всему голова. Возвращение на Родину после нескольких лет отсутствия - штука такая, нельзя просто взять и как ни в чём не бывало влиться обратно. Какие-то вещи приходится вспоминать или привыкать заново, какие-то поведенческие модели откатывать назад, а какие-то срочно наращивать.

Невероятно, но факт: жизнь продолжалась весь этот год, без возможности поставить её на паузу, и с каждым месяцем подбрасывала мне новые пунктики адаптации. К чему-то я привыкала всё это время, что-то меня неизбежно расстраивало, бывало и приятное удивление, а порой - откровенная радость. Пожалуй, не было только вещей, к которым я осталась бы равнодушной. Теперь обо всём по порядку:

  1. Язык. Да, наш, отечественный, русский. Теперь он повсюду, от него не скрыться и не спастись. Не то чтобы меня это расстраивало, а даже наоборот, но первое время это было непривычно. Во время отъезда я не переставала на нём разговаривать: с семьёй, с друзьями, с коллегами. Но если раньше к английскому я прибегала по мере необходимости и могла спокойно воспринимать его и все остальные языки как фоновый шум, когда такой потребности не было, то сейчас я понимаю абсолютно всё, даже когда сама того не желаю. И помню, что это работает в обе стороны. Зато теперь мне не нужно дополнительное время, чтобы заранее сформулировать фразу, прежде чем начать коммуникацию, что очевидный плюс.
  2. Люди. Их количество, внешнее и внутреннее разнообразие, и всё это на квадратный метр. Встреча со своей, оказывается, многочисленной и очень дружной семьёй. Новые коллеги и друзья. Радостное воссоединение с прежними комрадами и комрадессами. С удивлением и радостью обнаружила, что у нас не такой уж гнилой менталитет, как многие привыкли о нём отзываться. Возможно, сработали мои прокачавшиеся коммуникативные навыки, но если раньше я бы запаниковала от такой перемены, то сейчас искренне и с интересом продолжаю взаимодействие. Отдельная благодарность моей боевой подруге и мужу, чьи поддержка, объяснения и личный пример помогали сгладить острые углы адаптации.
  3. Климат. Как же я счастлива снова наблюдать смену времён года и внутренних ощущений от них! Оказывается, у природы правда нет плохой погоды, а резко-континентальный климат - самое интересное её изобретение, позволяющее одновременно оставаться в тонусе и наслаждаться видами. Меня не смущает даже то, что снова приходится иметь гардероб на все случаи жизни и придумывать, как впихнуть его в свои ограниченные квадратные метры. А иногда и в рюкзак в течение дня.
  4. Тротуары и общественный транспорт. Они снова со мной, как и удобное автономное существование. Жить без регулярных и разнообразных длительных пеших прогулок было грустновато, хотя и тогда как-то удавалось выкручиваться. Но возможность добраться куда и когда мне надо, никого не напрягая просьбой "подбросить" и не считая, сколько денег прибавить на такси помимо основных трат, такое облегчение. Конечно, отечественный стиль вождения периодически добавляет седых волос как водителям и пассажирам, так и пешеходам, не без этого. Но зато теперь у меня есть выбор и долгожданная самостоятельность. Сюда же отнесу расстояния. То время, за которое раньше можно было добраться из одного конца страны в другой, теперь уходит на то, чтобы пересечь один город. А в некоторые города вообще нужно лететь. На самолёте. 4 часа (или больше) в одну сторону. Карл. Также немного пересмотрела своё отношение к путешествиям. Сколько ещё неувиденного, нехоженного и неисследованного дома! Кстати, за год поднакопилась пара таких вылазок, не переключайтесь.
  5. Доступность и разнообразие. То, к чему не пришлось долго привыкать, потому что к хорошему привыкаешь очень быстро. Это касается еды, разного рода услуг и даже медицины. То, что у нас считается само собой разумеющимся за вполне адекватный ценник, там было примерно как вселенная "Пятого элемента": невероятно (или только в исключительных случаях), дорого, как крыло от самолёта, и вообще, напридумывать можно всё что угодно, ты поди реализуй. С другой стороны, лично у меня это работает в обе стороны. Видимо, в какой-то момент я настолько преисполнилась идеями стоицизма, что всё время жизни за рубежом (и даже семидневный пеший поход в Горном Алтае без каких-либо удобств, но об этом в следующей серии) было перенесено с большим кайфом. Хотя вернуться к привычным удобствам всегда приятно.
  6. Шум и пыль. Теперь они везде. Такова жизнь в многоквартирном доме в сибирском городе-миллионнике, и ничего ты с этим не поделаешь. Пожалуй, единственное, с чем я не могу до конца смириться за всё это время и не уверена, смирюсь ли. С нежной грустью вспоминаю вид на медетативную пальму и буйную зелень из окна служебной квартиры, звенящую тишину ну очень тёмными вечерами и белые кеды, которые впервые протёрла через полгода. И то чисто из-за психологического недоумения, чем из-за реальной необходимости. Даже периодически задумываюсь о загородном домике или летней даче, чего раньше как убеждённый городской житель за собой не наблюдала.

Рада ли я была, уезжая из родной Сибири? Да. Счастлива ли я вернуться? Безусловно. Поеду ли я ещё? Почему бы и нет.

А теперь самое время отпустить все размышления и насладиться долгой пешей прогулкой этим летне-осенним днём. Воскресенье же.