February 12, 2019

Снова в школе

Одна девятиклассница меня спросила: "Владислав Владимирович, что такого ужасного произошло в вашей жизни, что вы пошли работать учителем?" Произошло много всего, но не совсем ужасного. 

После окончания универа в 2016 году я уже чётко определился, что буду заниматься образованием. На меня очень сильно повлияли идеи эпохи Просвещения, особенно тезис про борьбу с невежеством, ведь от глупости все беды человечества. Тогда мне казалось, что журналистика это очень современный и удобный инструмент, чтобы доносить просветительские идеи до общества. И, наверное, у меня это в какой-то степени получилось. Я написал свои лучшие работы, которые увидели тысячи людей, но так получилось, что этот труд не особо ценился. В Петербурге точно. Заработать на жизнь журналистикой было очень сложно, поэтому я перебивался всякими странными работами. Самая феерическая рабочая экзотика у меня произошла в конце августа 2017 года, когда я устроился оператором на YouTube-канал про лайфхаки. Моими начальниками были о-о-очень мутные москвичи из Медведково и Солнцево. Но я всё ещё не оставлял свои попытки просвещать людей.

Журналистика приносит мне удовлетворение, но не деньги. Быть голодным и счастливым не получается. Поэтому я решил изменить свою жизнь так, чтобы закрыть свои материальные и социально-политические потребности. Мне показалось, что работать учителем в школе — это идеальный вариант для моих целей. Здесь как раз пригодился мой педагогический диплом, который я на всякий случай получил в 2014 году.

Моя глобальная цель — внести вклад в развитие гражданского общества в России. Наша страна хоть и несовременная, как писал учёный Владислав Иноземцев, но тем не менее, она мне почему то нравится. Я бы хотел, чтобы здесь ценился прогресс, открытость, свободомыслие. Чтобы в приоритете была личность, а не государство, чтобы человек был уверен в завтрашнем дне. Хочу, по крайней мере состариться в такой России.

Блиц

Не имеет смысла описывать всю школьную рутину — она довольно скучная. Я лишь по пунктам перечислю главное:

  • В школе очень любят молодых учителей.
  • В школе очень любят мужчин учителей. К ним относятся мягче.
  • К молодым учителям-девушкам относятся как к расходному материалу — выпускниц педагогических факультетов хватит на всех. Такая вот обычная половая дискриминация. Причём сексизм рапространён и у самих учительниц: некоторые действительно считают мужчин более умными и способными к педагогике.
  • Школьная бюрократия очень бесит.
  • Вертикаль власти очень жёсткая, решать вопросы лично не всегда получается.
  • Администрация школы и учителя живут в разных мирах (Россия в миниатюре).
  • Российская система образования в жопе: идёт борьба за количественные показатели, а не за качественные.
  • Спустя полгода многие дети не знают как меня зовут. Для некоторых я до сих пор "Этот парень".
  • Зараплата очень хорошая. Для Питера. В среднем я получаю 40 000.
  • Каникулы для учителей — почти такое же время отдыха, что и у детей. Формально работа идёт, а фактически ты отдыхаешь.
  • Летний оплачиваемый отпуск на 54 дня!
  • Сокращённый рабочий день с 9 до 15 часов.
  • Работа рядом с домом в двух минутах.

Житие мое

Пока что я ещё становлюсь учителем. Такая личинка учителки. За прошедшие полгода меня поразил тот факт, что за почти десять лет, как я закончил школу, ничего особо не поменялось. Ну, например, дети перестают учиться под конец восьмого класса. С девятого у них начинается "натаскивание" на экзамены. То есть их учат расставлять галочки в бланках. Не то чтобы это что-то плохое, нет, просто этому уделяется невероятное количество сил и времени. В этом заключается одна из проблем, с которой я столкнулся: идёт борьба за количественные показатели. Школа ответственна не перед детьми, а перед начальниками из различных комитетов образования. Школьники в этой системе больше похожи на инструмент достижения целей. Хотя в идеале, ученик — это альфа и омега образования. Школа очень похожа на конвейерное производство. Здесь нет особого стремления сделать из ребёнка умного и интересного человека. Но это не потому что учителя плохие, а сама система такая. Попробую объяснить.

Дело в том, что школа — это массовая тема. В существующих условиях крайне сложно работать с каждым человеком. Наверное, это отголоски советской системы образования, которая стремилась воспитать массового человека. Хотя, современный образовательный стандарт и прописывает такие вещи, как индивидуальный и междисциплинарный подход и бла бла бла, но в реальности это слабо работает. Многие учителя, в силу своего возраста, учат как раньше, без поправок на XXI век. Поэтому молодые учителя и ценятся, потому что они могут привносить инновации в образование.

Проблема с которой я столкнулся сам — это низкая мотивация учителей и учеников. Я работаю не в самой крутой школе. Это не школа для одарённых детей, а обычная общеобразовательная школа на окраине Питера. Многие дети не понимают зачем вообще нужно образование. Некоторые дети видят родителей только на выходных, потому что мамам и папам нужно платить ипотеку и работать на трёх работах. Как сказала одна моя коллега: "Эти дети сироты при живых родителях." Детьми особо никто не занимается, с ними не говорят. Мне их искренне жаль, но и помочь я им не могу. Вот так они проходят самый важный возраст в их жизни в одиночку или с друзьями (а здесь уже как повезёт). Учёба от такой жизни не особо складывается, конечно, — у детей нет базы в виде элементарных знаний. Но это промах уже начальной школы. В средней и старшей школе пробелы в знаниях растут и множатся. Поэтому под конец 11 класса ребёнок остаётся один на один с огромной дыркой в мозгу, которую закрыть уже сложнее, чем в 5 или 7 класс.

Бывают в классе непробиваемые кретины и молодые гении, а тебе нужно давать им один и тот же материал. То есть чтобы дурак смог связать три-четыре слова и сказать "Джон Локк — просветитель XVIII века", а гений бы добавил, что Локк предложил разделить власть на две ветви и бла бла бла…

Многие дети не умеют учиться. Их не научили этому в раннем возрасте. Поэтому работать с ними очень сложно. Например, работа с текстом, развёрнутые ответы на вопросы, письменные сочинения, работа в группах, систематизация знаний и их применение на практике — это просто адуха.

Низкая мотивация учителей. Я вижу это каждый день и сам переживаю такое. Дело в том, что учителю очень нравится ответная реакция на его действия. Хоть какая-нибудь. То есть учитель хочет видеть небезразличие. Конечно, если он не мудак и нравится детям. Минимум — это вспоминание темы и вопросов прошлого урока. Когда такого нет, то возникает ощущение, что всё прошло зря. Это демотивирует. Из-за этого тебе не хочется быть классным, делать крутые презентации, устраивать творческие состязания, потому что эффект будет один и тот же. Нет разницы — потратил ты на подготовку к уроку 5 часов или 5 минут — отвечать тебе будут три человека из класса, домашнее задание сделают десять, а остальные будут в роли мебели. Например, я заметил, что из 230 моих учеников, только человек 10-15 имеют мозг и умеют им пользоваться. От них я вижу ответную реакцию. Ещё человек 20 просто нормальные ребята с классным внутренним миром и осознанным взглядом. Ради них, наверное, и стоит работать.

Работа учителя очень похожа на войну с ветряными мельницами. Это неблагодарная работа. Учитель постоянно воюет с системой образования, с родителями детей, с самими детьми, с невежеством, в конце концов.

Учитель — это шаг вперёд и два назад. Это работа вопреки. Учительство — это идея, которая может показаться бессмысленной и неэффективной в капиталистической рыночной экономике. В России уж точно. Пообщавшись с учителями могу сказать, что преподавать идут или очень идейные люди, или отчаявшиеся — те, кто больше ничего не умеют делать. Мне кажется, что отчаявшиеся учителя самые опасные.

Работа учителя — это самая сложная работа из всех, что у меня была. Это адский труд, действительно. Иногда я прихожу домой и падаю на кровать от бессилия. Ещё я начал много говорить во сне. Наверное, продолжаю уроки даже ночью. Но нигде у меня ещё не было такой хорошей стабильной зарплаты, таких хороших коллег, такого офигенного расписания и такого удобства. Я могу выспаться, заниматься своими делами во второй половине дня — это бесценно, конечно.

Особенно я ценю работу в школе после того, как за три года в Питере я понял суть поговорки "Русские занимаются бизнесом хуже, чем старики ебутся". Российская корпоративная культура где-то в аду и возвращаться туда мне не хочется.

***

Осознавая школу и образование, как общественные институты, я очень понимаю людей, которые отказываются от профессии учителя. Для этого действительно много причин. Но и оставаться в профессии есть ради чего. Такие дела.