April 22, 2019

Люди гибнут за еду

На днях в Питере прямо на рабочем месте умер 21-летний курьер Яндекс.Еды. Это такой сервис по доставке еды из ресторанов. Курьера звали Артык Орозалиев. После этого в интернете поднялось бурление по поводу условий труда в Яндекс.Еде, а анонимный аккаунт @Gipotez4 в Твиттере начал атаковать аккаунт сервиса скриншотами внутренней переписки курьеров с супервайзерами и логистами. После этого у меня начались вьетнамские флешбеки про работу в Яндекс.Еде.

Июль 2018 года, сервис по доставке еды из ресторанов Яндекс.Еда (далее Я.Е.) начал работу в Петербурге. Яндекс.Еда развернула свой сервис на уже готовой инфраструктуре сервисов Food Fox и Uber Eats, чтобы составить мощную конкуренцию очень крупному игроку на этом рынке — Delivery Club.

Я.Е. активно рекрутировала сотрудников. Так как это был разгар летних каникул, то пришло очень много молодых и инициативных молодых людей, которые хотели поработать в престижной технологической компании. Среди этих людей оказался и я. На самом деле, я был в отчаянии. Мне нужно было найти ХОТЬ КАКУЮ-НИБУДЬ РАБОТУ, так как я сидел без денег уже два месяца. На первый взгляд в Я.Е. всё выглядело довольно круто: просторный офис в центре Петербурга, приветливые администраторы, удобное приложение для работы. Когда я читал посты про работу в Я.Е., то повёлся на демократичные условия работы. Во-первых, пока сервис не запустился в полную силу, компания платила фиксированную зарплату в 1500 рублей за 12-ти часовую смену. Во-вторых, выплата зарплаты каждую неделю. В-третьих, гибкий график. Можно было самостоятельно выбрать дни работы. Для этого в начале каждого месяца заполнялась специальная форма с отметками рабочих дней. Ну и в-четвёртых, по мелочи: дружелюбный чат с супервайзерами, молодёжная атмосфера компании и галочка в резюме.

В дальнейшем фиксированную плату убрали и зарплата зависела от часов в смене, количества заказов и чаевых. Но по факту, с учётом неминуемых штрафов, курьеры не могли получить обещанных 3500 тысяч в день. Выходило от силы 2000. На это ещё влияет и рейтинг курьера — чем он выше, тем больше оплата. Но эта схема довольно непрозрачна и работает не в пользу курьера. Те, кто много жаловался и проявлял активную гражданскую позицию отправляли на хуй.

Как всё работает

Мы с другими курьерами работали в Центральном районе Питера, на Петроградке и Васильевском острове. Админы прикрепляли нас к "базе" на карте. Обычно это была станция метро или ресторан Макдональдс. Суть в том, чтобы от курьера до ближайшего ресторана было не больше 15 минут пешком.

Изначально Яндекс искал именно пеших курьеров. То есть никаких метро, автобусов, велосипедов и так далее. Когда курьер на "базе", то он просто ждёт заказ в своём приложении на смартфоне. Когда клиент заказывает условный Биг Мак в Макдональдсе, автоматическая система назначает курьера на заказ. Для этого используются данные о местоположении. То есть кто ближе к ресторану, тому и прилетает заказ. Но очень часто работала эта система через жопу. То есть сидящему в ресторане заказ мог не прилететь, а получал его курьер в километре от ресторана. После приёма заказа (отказаться от заказа нельзя, иначе штраф и увольнение), курьер идёт в ресторан и получает еду, которую он уже должен доставить заказчику. При мне курьеру на Петроградке прилетело семь заказов подряд, в то время как мы все сидели и проёбывались за столиком в Макдаке.

Кстати, курьеры любят проёбываться. Уровень лайт: ты просто идешь как можно дальше от "базы" и отсиживаешься. Средний уровень для более умных: можно залечь на дно в месте, где плохо ловит GPS, а можно поставить приложение fake GPS, которое будет обманывать курьерское приложение — это супер хакерский уровень для хардкорных проёб.

Как всё работает на самом деле

Выполнение заказа делится на три стадии: путь до ресторана -> время ожидания заказа -> путь до клиента.

Каждый из этапов имеет своё время, а его всегда чертовски мало. Второй этап, по идее, не учитывается в общем времени, потому что это ответственность ресторана, но по факту, минуты ожидания заказа потом вычитаются из времени пути до клиента. Из-за этого курьер практически всегда опаздывает. А если курьер опаздывает — его штрафуют. Штрафы дают практически за всё. Основные штрафы прописаны — это опоздание на смену, порча заказа и так далее, но по факту штраф могут дать просто потому что.

Мы работали в любых условиях. От адской жары до проливного дождя и мороза. Компания выдаёт дождевики, жилеты, рубашки и пуховики. Насчёт пуховика не знаю, зимой не работал, но про всё остальное скажу, что это очень стрёмная одежда. Дождевик не выдерживает дождя и промокает после 10 минут, от чего можно промочить смартфон, и из-за этого лишиться работы. Помню, как один парень не смог доставить заказ, потому что дождь залил его телефон, когда он уже нёс еду. Ему выписали штраф и уволили. Один раз и мой смартфон почти залил дождь, а ноги промокли настолько, что отсыревшая кожа на ступнях втёрлась в носки.

Когда я работал в Я.Е., компания не заключала трудовые договоры с курьерами. Как я знаю, она до сих пор этого не делает. По крайней мере не со всеми сотрудниками. Однажды я познакомился с одним школьником, который работал по 12 часов каждый день без выходных чтобы отдать долг в 27 тысяч. Хотя по закону несовершеннолетним запрещено столько работать. Но если нет договора, то компания может не отвечать за сотрудников и не давать им никаких гарантий.

Прошло время, курьеров отвязали от их "баз" и людей стали кидать по всему городу с минимальным временем. Например, мне могли дать 10 минут на преодоление пути от станции метро Василеостровской до Приморской — как хочешь, так и добирайся (между этими станциями далеко не 10 минут). Приходилось пользоваться общественным транспортом. Я.Е. не компенсировала траты на проезд и мобильную связь, если что.

Потом и гибкий график стал не таким уж гибким. Супервайзеры и логисты стали забивать на него и распределять курьеров, как им удобно. Кто-то вообще мог лишиться смен на неделе. А если курьер отработал меньше двух дней, то ему зарплата не полагалась. У многих курьеров из-за этого сильно бомбило, но потом мы выяснили, что Я.Е. так экономила на курьерах. На смену ставили меньше людей, но их гоняли по 12 часов как собак. На одного человека могло приходиться по 20+ заказов (это значит, что за 12 часов тебя не отпустят даже поесть на 30 минут и ты набегаешь по городу около 60+ км.).

Особо эпичная история связана с введением наличной оплаты. Изначально оплатить заказ в Я.Е. можно было через банковскую карту внутри приложения. Но потом ввели наличку. Для этого курьёру выдавали специальную карту банка "Точка", на которую он из своих денег должен был положить депозит в 3000 рублей. Забрать его он мог только после увольнения. Плюс к этому нужно было из своих денег носить размен. После смены все полученные от клиентов деньги нужно было положить на карту "Точка". Только банкоматов "Точки" в Питере очень мало и находятся они не в самых удобных местах. Курьеры стебались над этим, называя карту "Дрочкой", что как бы символизировало работу в Я.Е.

Но "Дрочку" можно было избежать. Супервайзеры говорили так: "Кто хочет связываться с наличной оплатой — оформляйте "Точку". Так у вас будет больше чаевых! Кто не хочет использовать наличку — всё будет как прежде." Но на самом деле, курьеров не оформивших карту просто не ставили на смены.

Общение с супервайзерами и логистами — отдельная история. По общению с администрацией сервиса всегда было понятно, что курьеры для них — расходный материал. Такое общение на уровне языка закрепляло отношения по типу хозяин-господин. В общем, сотрудники Яндекса оказались не такими уж и приятными людьми. Но, как мы поняли, эти люди также встроены в вертикаль морального насилия, как и курьеры, что, конечно, не говорило о Яндексе, как о компании, ничего хорошего.

Люди

Самое приятное, что было в работе в Я.Е. — это люди. Я познакомился с огромным количеством ребят, побывал в самых разных жилых комплексах, прошёл сотни километров по летнему Петербургу. Моими коллегами были школьники, 30-летние мужики, мигранты из СНГ и много кто ещё. Был один парень Ораз из Средней Азии. Из интеллигентной семьи учителей и врачей. Приехал в Питер ради учёбы в медицинском ВУЗе. Было классно послушать его истории о том, как он без знания языка и культуры осваивался в новой стране. В чате курьеров были ребята с Донбасса, которые бежали от войны и устроились работать в Я.Е., потому что в их положении, они не могли получить нормальную работу. Так, один мужик работал по 12 часов в день без выходных, чтобы прокормить свою семью, жившую в съёмной квартире в Купчино. Ещё я познакомился с парнем, у которого есть собственный бизнес, а в Я.Е. он пошёл работать просто по приколу, чтобы было чем занять свободное время. Моим коллегой был школьник, рассказавший, как полгода сидел на спидах. Один парень работал в Я.Е. чтобы покупать игры для своей PlayStation 4, а другой стал курьером, так как не смог найти работу по профессии — он выучился на инженера-нефтяника. Андрей рассказывал, как в тундре в - 40 они бурили скважины во время студенческой практики. Ещё один школьник рассказывал, как помогал своему отцу-строителю реставрировать особняк в центре Питера и таких историй просто миллион.

Я приносил еду мажорам-школьникам в элитных ЖК и простым ребятам в коммуналках. Заходил в бизнес-центры к офисному планктону и в общаги к студентам. Иногда давали чаевые. Чаще всего чаевые перепадали от людей из коммуналок. Один раз я принёс тонну пирожных из "Буше" одному парню в шикарный старинный дом недалеко от Каменоостровского проспекта. Когда чувак открыл дверь, то я увидел в квартире термоядерный кумар от марихуаны, а сам парень еле стоял на ногах и очень хотел сладкого.

В сентябре 2018 года, когда я почти уволился из Я.Е., курьерами всё чаще становились мигранты из Средней Азии и городские маргиналы, которые не смогли найти лучшей работы. Студенты и отпускники покидали Я.Е. в массовом порядке, что рождало шутки по типу "скоро в чате по-русски тебя никто не поймёт". Первая волна курьеров часто разочаровывалась в компании и условиях труда. Их место заняли самые отчаянные, на мой взгляд, люди.

Недовольные курьеры в Телеграме создавали собственные чаты в обход "официальных", где модераторами были супервайзеры Я.Е. В этих чатах плелись интриги и планировались саботажи против несправедливой системы. Супервайзеры подкупали курьеров, чтобы те сливали инфу на "пятую колонну". Были очные ставки с нарушителями режима и так далее. Я участвовал в этих заговорах и у меня было ощущение, что я почти что шатаю государственную машину. Но причина протестов всегда была одна — требование лучших условий труда от Я.Е. и повышение зарплаты. Но на это Я.Е., конечно, никогда не пойдёт.

Яндекс сосатб

Причиной смерти Артыка Орозалиева называют переработку. Парень работал 10 часов подряд. В Яндексе обещали разобраться с этим и на технологическом уровне ввести систему защиты от переработок, ведь часто курьеры сами нагружают себя сверх меры, как пишут в Я.Е. Но понимаете, работодатель загоняет курьеров в такие условия, что ты не можешь не перерабатывать. Те копейки, что там платят, требуют от человека невероятного труда. Это очень тяжёлая работа без каких-либо гарантий.

Надеюсь, что смерть Артыка будет не напрасной и Яндекс подвергнут проверкам, которые выявят нарушения условий труда и накажут эту компанию бабла по заслугам. За всю жизнь я ещё не видел худших условий труда, чем в Яндексе. Кстати, я уже говорил, что русские ведут бизнес хуже, чем старики ебуться?

В тексте использованы скриншоты из аккаунта @Gipotez4в Твиттере, а также промо-фото Яндекс.Еда.