October 3, 2018

Бизнес-ланч как возможность общения

Прежде всего коснемся места встречи.

Лично я всегда стараюсь переложить выбор места на человека, который согласился со мной встретиться. Говорю просто: «Слушай, я могу приехать. Давай выберем какое-нибудь подходящее место в вашем районе». Почему так важно давать клиенту возможность самостоятельного выбора места? У людей могут быть определенные психологические «заморочки» по этому поводу, поэтому, чтобы они чувствовали себя комфортно, нужно обеспечить им возможность встречи на их территории.

Не бойтесь того, что человек, которому вы назначаете встречу, предложит вам пойти в какой-нибудь из топовых ресторанов, цены в котором вас не устраивают. Правда в таких случаях – лучший помощник. Я обычно говорю: «Слушайте, ребята, я же вас на бизнес-ланч зову, а не отжигать до упора, давайте не пойдем в этот ваш супербар на крыше, место не совсем подходящее». Именно поэтому я сразу приглашаю именно на бизнес-ланч. Все знают, сколько он стоит и насколько по цене отличается от ужина в топовом ресторане.

Если вам все же назначили встречу в дорогом месте и выбрать другое возможности нет, то никто не обязывает вас брать там полный комплект блюд. Можно просто чашку кофе заказать. Допустим, я иногда беру себе одну чашку кофе, при том что она может стоить 1200 рублей. Да, бывает, но ничего страшного. Конечно, хуже, если нет денег на кофе, но вы можете просто пить чай или вовсе ничего не заказывать. Или совершенно честно скажите: «Слушай, Витя, я поел совсем недавно, совершенно не голоден». Это нормально. Вы не должны испытывать никакого дискомфорта от того, что собеседник заказывает шашлык и пятнадцать блюд, а вы «не соответствуете». Никому это «соответствие» не нужно. У вас может быть пять тысяч самых различных причин, по которым вы ничего себе толком не заказываете. В конце концов, у меня сейчас пять лишних килограммов, например, и я об этом всегда сообщаю и говорю: «Я столько съесть не смогу – и супа вполне достаточно».

Второй важный вопрос: кто за ланч платит?

Если я приглашаю людей пообедать, то всегда предлагаю за них заплатить. Говорю так: «Слушайте, я не работаю в вашем бизнес-центре, вы сами лучше знаете, где поблизости вкуснее всего кормят. Сводите меня туда, а я угощу вас ужином (обедом)». Получается, что, договариваясь подобным образом, вы как бы просите помочь с выбором ресторана, и человеку сложно отказаться. В ответ я оплачиваю счет, все довольны. Бывает, что клиент отказывается от моих денег. Если он говорит: «Прекрати, я сам оплачу», то ни в коем случае не нужно настаивать. У человека свои принципы, вы можете его обидеть. Это ни к чему.