May 25

Интервью с дефектологом Камилем Сулеймановым

Нейровечеринка🥳
– Чем вы занимаетесь? Как к этому пришли? Что больше всего вам нравится и не нравится в работе?

В профессию я пришёл совершенно случайно, поступив не на тот факультет, о котором думал. На деффаке Курского государственного университета всегда было мало парней, поэтому в приёмной комиссии очень красочно расписали перспективы, немного приукрасив и расширив границы специальной психологии. Я был уверен, что мне предстоит работа в МЧС, поэтому после первых пар «Введения в специальность» хотел сбежать на юрфак. Но остался, из-за бюджетного места. Вплоть до пятого курса я был уверен, что никогда и ни за что не стану работать с детьми, даже в середине пути получил диплом переводчика, лишь бы найти ещё вариантов для карьеры. Но как-то, уже в самом конце обучения, попал на практику, увлёкся, потом поступил в магистратуру на ту же «Специальную психологию», и понеслась. Вот уже почти 9 лет я с детьми, и ни капли не жалею. Обожаю свою работу.

Выше вы читали стандартный ответ на вопрос о моей профессии, а вот тот, который озвучиваю сам себе: я помогаю людям и пытаюсь получать от этого удовольствие.

В работе с детьми самое классное то, что положительный результат почти всегда гарантирован. Ребёнок развивается, движется вперёд, каждый день, каждый месяц его мозг становится сложнее, изощрённее в исследовании и понимании мира. Твои занятия просто помогают направить бешенную активность, что дана от природы, правильно её организовать, чтобы ребёнок как можно больше узнал об этой сложной, переменчивой вселенной вокруг, научился жить в ней.

Я не считаю свою работу слишком сложной. Приходится много учиться, постоянно подгонять себя, не давать расслабляться, это тяжело, но справедливо для любой профессиональной деятельности.

– Приходилось ли сталкиваться с гендерными стереотипами в процессе учёбы и работы?

– Всяких причуд в нашей сфере много, их можно долго перечислять. Например, некоторые родители уверены, что их ребёнок будет хорошо заниматься только с мужчинами. (Сразу скажу, это не так, но есть и факты, подтверждающие возможную важность половозрастных параметров специалиста, если их достаточно сильно тянуть за уши). Говорят, что мужчин якобы дети лучше слушаются – это тоже не так, всё зависит от того, как специалист выстроит общение с ребенком и родителями. (По крайней мере, я не встречал пока таких исследований).

На факультете же мне и моему единственному однокурснику приходилось постоянно таскать парты, шкафы, стеллажи и участвовать в абсолютно всех мероприятиях. Не скажу, чтобы такой «бытовой сексизм» оказал сильное негативное влияние, наоборот, есть что вспомнить.

Думаю, важнее просто воспринимать человеков человеками, пол и возраст тут вторичны. И хоть я часто называю приходящих на занятия мальчиков «джигитами» а девочек «принцессами», отношусь к ним одинаково, требую наравне, не навешиваю ярлыков.

– В чём, на ваш взгляд, ключевые различия между детскими нейропсихологами и дефектологами?

– Тут я приведу один пример, о котором уже рассказывал когда-то. В разговоре с мамой бывшего клиента, которая искала нейропсихолога, я привел примерно следующий аргумент: «Идеальный кейс для нейропсихолога – когда есть один или несколько нарушенных познавательных процессов, обусловленных обычно локальными нарушениями работы мозга, которые затрудняют развитие и функционирование ребенка. И задача нейропсихолога – активизировать поражённые зоны или подключить смежные, найти обходной путь для развития того или иного навыка, используя все возможные ресурсы мозга.
Например, вашему сыну было бы полезно посетить нейропсихолога, так как мне кажется, что у него сильно страдает зрительное восприятие, вызывая трудности в обучении.

Я буду работать с этой проблемой как дефектолог – гонять его по разным упражнениям на подражание, карточки буду использовать, имитацию развивать, но оставаясь по большей степени в рамках «одной системы» – зрительного восприятия. Нейропсихолог бы провёл пробы и после диагностики подумал бы, как стимулировать зрительное восприятие, к примеру, развитием схемы тела или фокусировкой внимания.

В итоге работа дефектолога – это маршрутное такси, мы едем по проторенной дороге, стоим в пробках, но всё же двигаемся. Работа нейропсихолога – это таксист на районе, который четко знает город, где срезать и как лучше подъехать».

– Назовите три самые важные составляющие успешной коррекционной работы?

– Тут всё максимально просто и банально:

• адекватная диагностика и постановка целей;

• вовлечение родителей в работу;

• единство требований и учёт интересов ребёнка.

Если всё это есть, но нет движения в нужную сторону, то надо уже копаться, менять подход, специалиста. Опять же, успех вряд ли случится прямо на следующий день после занятия, нужно подождать, когда эта триада специалист-ребëнок-родитель притрëтся друг к другу и начнёт действовать, как единый механизм. Думаю, замерять результаты нужно примерно через месяц работы.

– Расскажите о своём канале Бородатый Дефектолог, когда и как он появился?

– Канал появился случайно. Начал копиться опыт, нужно было облекать его в текстовую форму, чтобы не терялся. Решил делиться этим с другими, чтобы было полезно не только мне. Но постепенно канал перерос в такой личный блог, многие люди там далеки от нашей тематики. Это меня радует.

Думаю, сейчас у каждого должна быть страничка или блог. Это отличный способ саморефлексии, борьбы с выгоранием. А ещё профессиональное портфолио. Бородатому Дефектологу в этом году исполнилось пять лет. За эти годы я ооооочень много узнал, нашёл единомышленников, сформировал много важных профессиональных связей, побывал на конференциях и круглых столах. Часто я думаю, что у читателей канала создаётся чересчур хорошее впечатление обо мне из-за всех этих текстовых постов и историй из жизни. Но я благодарен каждому подписчику, до сих пор не могу понять, зачем вы это читаете.

– Какие книги, фильмы, статьи посоветуете будущим дефектологам?

– Ох, начну с моего любимого, и он не о профессии, а о том, как относиться к своей работе, какой бы она не была. Это необычный фильм, я всем его советую, но мало кто смотрит: «Мечты Дзиро о суши». Я бы его в универе показывал, на первом курсе.

По РАС много фильмов и сериалов, но они часто очень утрированы и скорее играют во вред. Есть исключения, например, «Слово на букву А». Очень необычная и тонкая работа. Я посмотрел только первый сезон, остановился из страха испортить впечатление, настолько мне этот небольшой сериал понравился.

Из книг я рекомендовал бы «Ранняя помощь детям с эмоциональными нарушениями» Баенской Е.Р., очень добрая, приятная и понятная книга, хороша для начала работы с детьми. А для родителей есть книга, пусть и не по РАС, называется «История без обложки. Мой любимый Андрюшка» Владимировой Н. Мне кажется, она очень мотивирует, при этом окружая читающего теплом.

– Что помогает вам не выгорать?

– Как уже говорил, не считаю свою профессию сильно прям сложной. Если сконцентрироваться на достижении маленьких целей каждый день, то не сильно-то и выгораешь. Адекватная система самоподдержки и поощрения (сказал тот, кто пожирает кексы после хорошей консультации, ахахах). Интересы где-то ещё, я думаю, специалист должен быть хотя бы немного компетентен в чём-то ещё помимо основной работы. Для меня это готовка, научная фантастика, изучение английского.

Важно не использовать своих близких как ресурс для восстановления. Нужно регулярно проходить супервизию или хотя бы интервизию. Ну и личная терапия, желательно, ещё до того, как начал работать.

Больше интересных постов ищите в телеграм-канале Нейровечеринка:

t.me/neuroparty2022