Путешествия
February 10, 2021

Беларусь

Время для очередного поста из серии 1страна1фото и в этот раз позволю себе скопипастить собственный пост, написанный по свежим следам и на эмоциях от единственного (пока) посещения Республики #Беларусь. Дело было в мае 2014-го и это страна №14 в личном списке путешествий.

Утром 9 мая, под бравые звуки песни "День Победы", я вышел из скорого поезда Москва - Брест на вокзале города-героя Минска. Правильное, соответствующее дню настроение было создано и не отпускало меня до самого его конца. Первым пунктом нашей программы стал праздничный Парад Победы, проходящий на "плошчы Перамогi" и начинающийся, как и в России, в 10 часов утра. У девушки из нашей компании с собой был огромный белорусский флаг и рыболовная удочка для его крепления. Практически в течение всего Парада я не выпускал его из рук. Все дороги, набережная реки Свислочь, парки, скверы по пути к площади были наполнены идущими на Парад жителями Минска. Все это напоминало СССР, таким, каким я могу его представить - юные пионеры в галстучках со связками ярких шаров в руках, огромные транспаранты по пути шествия, сотрудники КГБ с суровыми лицами и торчащим из-за уха проводом, которых сложно было не заметить через каждые 5 метров. Эти товарищи даже запретили фотографировать мне само мероприятие. Сам парад не ограничился маршем военных и выступлением Батьки. Вслед за бессменным усатым вождем за руку с восьмилетним сыном, солдатами и ветеранами с штандартами фронтов Великой отечественной войны по "праспекту Незалежнасцi" прошествовали представители различных районов города с флагами заводов, расположенных на их территории. Это тот самый формат праздника, над которым часто подшучивали в Стране Советов, но тем не менее, однако, который вызывал радость и гордость за страну, в которой живешь. Что интересно, Батько белорусского народа произносил свою речь на чистом русском языке.
После Парада, в доме у Вики и Паши меня ждал первый в моей жизни белорусский обед. Какими же мне вкусными показались местные сырокопченые колбасы, а молочные продукты вообще выше всяких похвал.

Во второй половине дня ребята продолжили мой выгул по Столице, при этом сами наслаждаясь происходящим. День был ясным и теплым. Город радовал глаз своей чистотой во всех смыслах, несмотря на праздничный день - я не встретил ни одного пьяного и ни одной бумажки на тротуаре. Дальше мы пошли пешком в единственный сохранившийся после Войны исторический район города, его называют Немига. Здесь мы осмотрели Кафедральный собор, несколько знаменитых памятников и тихие дворики старого города. А когда уже близился закат, зашли в фирменный магазин "Коммунарка". В нем был огромный выбор шоколадных изделий и небольшие столики, чтобы все это продегустировать. Один российский рубль можно поменять примерно на 280 рублей белорусских. Но когда за дополнительный пакетик сахара продавец попросила у меня 100 рублей!!! голове произошел ядерный взрыв. Внутренний конвертер валют мне так и не удалось установить в мозг в течение этих трех дней.
На ночевку мы приехали к Инне в ее 3-комнатную квартиру в новом доме. Из окон открывался прекрасный вид на зеленый массив и элитные коттеджи белорусов, которым повезло в этой жизни

. В 23 часа эти окна позволили насладиться праздничным победным салютом, из них было видно сразу все 3 точки запуска фейерверков.

Второй день был посвящен поездкам. Первым пунктом назначения стала "Линия Сталина". Это сеть военных укреплений построенных в 30-е годы для защиты государственной границы СССР. После заключения Пакта о ненападении с Германией и перенесения границ на запад, "Линия" утратила свое стратегическое значение, многие объекты так и не были достроены и серьезной роли в Великой Отечественной Войне укрепления не сыграли. Но важно другое, на территории "Минского укрепрайона" сейчас вырос настоящий музей под открытым небом. Я давно интересуюсь историей Войны, много где побывал, но в России я не встречал ничего подобного. Знаете, что мы первым делом услышали, входя на территорию? Это были выстрелы из настоящего ПТРД (Противотанковое ружье), из него стрелял маленький мальчик в наушниках, которые были больше, чем его голова. Рядом его отец заканчивал обойму из винтовки Мосина - оружия, которое сжимал в своих руках практически каждый советский солдат. Неподалеку раздавалась очередь пулемета Дегтярева. Немного пройдя по территории, мы увидели проносящийся мимо танк, оставляющий после себя клубы густой пыли и несущий на себе полтора десятка улыбающихся наследников Победы. Если бы я оказался я там 8-летним мальчишкой, то наверное уписался бы от счастья. Дальше мы прошли метров 300 по настоящим траншеям, оборудованным огневыми точками и вышли к одному из крупных ДОТов. Внутрь мог войти любой желающий и трогать можно было АБСОЛЮТНО все! На входе красовалась надпись "Границы СССР священны и неприкосновенны!". У амбразур были установлены пулеметы Максим. Ротой с такими пулеметами когда-то командовал мой прадед. Смазанные, чистые, хоть сейчас готовые открыть огонь по врагу. К ним были подсоединены трубки водяного охлаждения, короба для пулеметных лент можно было вытащить и как следует рассмотреть.
Сколько хватало взгляда, вдаль уходила череда противотанковых ежей, утопающих в ярко-желтом рапсовом поле. Часть старой техники была брошена прямо посреди территории, что создавало дополнительный колорит.

После "Линии Сталина" мы заехали в деревню Вязынка - родину Янки Купала, автора поэм "Расiданае гнездо" и "Паулiнка", одного из самых известных белорусов. Здесь сохранился деревянный дом, где он родился. И, глядя на окружающие пейзажи, кажется, что сложно было не стать поэтом, наблюдая эту чарующую красоту природы вокруг. Особое впечатление на меня произвело озеро. Настоящее озеро из русских сказок, с прозрачной водой и изогнутыми ветвями могучих деревьев вдоль берегов. Казалось, что если где-то и утопилась Аленушка с камнем на шее, то это произошло именно здесь.

От следующего пункта назначения нас отделяли 70 км. Хатынь - это огромный мемориальный комплекс, возведенный на месте полностью сожженной немецкими карательными войсками деревни в 1943 году вместе со всеми живущими там людьми. Это место стало символом фашистских зверств на территории нашей страны. Оно должно было служить ярким напоминанием об ужасах войны и безжалостности врага. И, надо сказать, создателям это более, чем удалось - сердце и челюсти сжимались от желания схватить в руки винтовку и идти бить проклятого фашиста. У девушек макрели глаза от переполнявших душу чувств. Было пасмурно, накрапывал дождик и только колокольчики на вершинах символических печных труб на месте сгоревших домов, перекликались каждые несколько минут. В некоторых местах лежали детские игрушки, в память о том, что каратели не пощадили в тот день десятки маленьких детей.

Отъехав всего пару километров, мы приметили замечательную беседку с мангалом. Остаток вечера мы провели здесь, под потрескивание угольков, запах вкусных белорусских сосисок и освежившуюся дождем зелень весеннего леса. А по дороге обратно в Минск в машине мы пели старые и всем нам знакомые песни военных лет.
Третий день был проведен в зеленой части Минска, в просторном чистом парке, очень напоминающем московское "Коломенское". Мы расположились в беседке недалеко от разрушенной в войну мельницы и русла реки Свислочь, ее название ассоциируется у меня с чем-то из Гарри Поттера.

На железнодорожный вокзал меня провожала большая компания новых друзей, чем я был очень тронут. Возможно, мое мнение будет слишком поверхностным, но все белорусы, встретившиеся мне за эти три дня, оказались замечательными людьми, что создало и дополнило в моей голове прекрасный образ Беларуси в целом. Спасибо им за это огромное, особенно Лене, которая и сподвигла меня на эту поездку!
В моем вагоне было полно довольных болельщиков, возвращавшихся в Россию с чемпионата Мира во хоккею. Выходя из поезда на Белорусском вокзале, мне в голову вдруг отчетливо пришла одна мысль - Хорошая поездка, даже короткая, на время разделяет жизнь на "до" и "после". Прислушайтесь к себе, возможно, именно в такие моменты вы по-настоящему живёте.