Art
May 6, 2021

Как Сид Мид создавал уникальные концепты: подход и принципы при работе над дизайном

Сид Мид абсолютно уникальный человек, великий дизайнер и футурист 20-го века. Он заложил основу стиля киберпанк в привычном его виде. Многие бытовые и коммерческие вещи вроде тостеров, автомобилей или даже самолётов выглядели бы иначе не прикоснись к ним рука Сида.

Подробней узнать о том, почему его считают гением концепт-арта и дизайнером киберпанка можете узнать из статьи и видео от XYZ Media. В этом материале подробней рассмотрим, какие принципы и подход к делу помогали Сиду воплощать его невероятный взгляд на мир.

Подход и принципы

Всегда начинать с идеи

Сид с детства любил и умел рисовать. К десяти годам он уже вполне реалистично изображал людей. Потому уже с раннего возраста он не испытывал проблем с тем, чтобы что-то изобразить и мог больше внимания уделять идеям.

Если ты умеешь рисовать, то важна в первую очередь идея, а не инструмент. Так всегда было и будет. Если у тебя есть компьютер за миллион долларов, но нет идеи, то...в общем-то для примера можно посмотреть на множество голливудских фильмов.
Концепт-арт гипервэна
Финальный рендер, “Спортивный гипервэн при дворе семьи Дюпье”

Суть проста, если нет идеи, то выйдет плохой концепт, а значит и плохой арт. Как итог в конце этой цепочки может оказаться посредственный фильм или игра. Потому Сид очень кропотливо относился к этому моменту и предпочитал не браться за работу, если не чувствовал атмосферу произведения, логику повествования или испытывал нехватку информации.

Начиная работу над фильмом, я слушаю режиссёра, что-то записываю и понимаю: да — у меня достаточно подходящих идей и запала, чтобы проиллюстрировать этот сюжет, или нет — такая работа мне не по нутру.

Без хороших референсов не выйдет хороший арт

Чтобы воплотить хорошие идеи необходим высокий уровень намотренности и референсы, о чём не редко упоминал Мид. Невозможно знать, как выглядит, что угодно, потому нужно всегда иметь возможность посмотреть нужный объект. Сейчас художникам проще с этим, а у Сида всегда была большая папка с фотографиями, ведь раньше это было необходимостью.

Со временем художник нарабатывает большую библиотеку изображений в голове, постоянно наблюдая за тем, что его окружает и задавая себе вопросы: — «Почему это так выглядит?». Мид хоть и рисовал фантастические сюжеты, но они всегда твердо опираются на что-то реально существующее, иначе мы бы не смогли так просто поверить в созданный им дизайн.

Меня вдохновляет история. Память. Что мы без памяти? Без опыта? История человечества очень богата, потому нет ничего зазорного в том, чтобы оглянуться на нее. Наоборот, не посмотреть в прошлое — это почти кощунство. Конечно, я не всегда отдаю себе отчёт в том, что именно я заимствую, но опыт, память, история — они всегда со мной.

О работе с людьми

Имея свои представления и подход к созданию дизайна Мид, тем не менее всегда помнил, что в первую очередь он должен решать конкретную проблему.  А если речь идёт о фильме, то он выступает «глазами» режиссера и должен суметь правильно интерпретировать и воплотить его видение.

Также Сид предпочитал не ограничивать себя жесткими рамками одной сферы. Он считал себя дизайнером-универсалом, ему нравилось что он мог в одну неделю разрабатывать корпоративный дизайн, на следующей — промышленный, а через месяц делать концепты для фильма. Он считал, что это помогает сохранять изобретательность и острый взгляд, важные качества для дизайнера.

Сид любил работать один.  А при работе над фильмами ему не нравилось тратить силы на общение с десятками людей и доказывание необходимости тех или иных решений. Чтобы не распыляться он советовался только с одним человеком, который имеет конкретные представления. С ним Мид и выстраивал общее видение, того как будут выглядеть концепты.

Дизайн в контексте

Сид много внимания уделял контексту в котором находится дизайн. Это сейчас звучит не сложно, но в то время он был первым, кто так делал.

Я начал рисовать автомобили, которые обычно помещаю в соответствующее окружение, ибо машина должна «жить» в пространстве. И Ридли Скотту все больше и больше нравилось именно то, что вокруг автомобилей», — вспоминает художник о работе над «Бегущим по лезвию».
Концепты транспорта «Бегущего по лезвию». Источник

Он старался создать на концепте такой мир, в котором хотелось бы жить или как минимум побывать. Концепты получались очень живыми и обладали своей притягательной атмосферой. Этому способствовало то, что практически на всех его работах есть люди или животные. Кстати, одной из фишек его концептов были необычные, инопланетные животные.

Концепты футуристических авто для каталогов «Innovations» и «Sentinel». Источник

Сид говорил, что персонажи нужны для сопереживания и любые антропоморфные фигуры будут восприниматься зрителем. Важно, чтобы зритель не чувствовал себя единственным наблюдателем, а видел кого-то с кем можно себя ассоциировать

Не ставь себя в рамки, а подгоняй их под себя

Еще одной особенностью его подхода было то, что работая в незнакомой для него сфере, он не замыкал свои идеи техническими ограничениями. Напротив, сперва он думал о том, что было бы круто, а затем подгонял идею, чтобы она соответствовала требованиям.

Меня нанимают чтобы я придумал что-то, что будет соответствовать техническим возможностям заказчика, но я всегда временно игнорирую это. Позже я подгоняю свои идеи под основные требования. В случае с самолетостроением, основное условие - самолеты должны летать. Пожарная безопасность, химическая безопасность.. заказчики переживают об этом и эти нормы тоже нужно учитывать.
Я начинаю со скетча. Просто делаю очень быстрые наброски, которые даже не показываю клиенту. Это помогает мне понять в какую сторону вообще нужно двигаться. Потом, уже после доработки, я оформляю их в презентацию и финализирую. К примеру, мне нужно было отрисовать специальный интерьер Боинга 747, а я вообще никогда до этого не рисовал ничего подобного. Так что я подошел к этой работе так, будто бы я работаю с архитектурой. Попытался вписать её в интерьер самолета, ведь он реально огромный и к нему не применимы стандартные подходы. Также нужно было учитывать технические особенности и требования. Я не могу просто взять и убрать часть иллюминаторов, но я могу прикрыть их чем-то.

С помощью такого похода Сиду удавалось создать то, что только спустя десятилетия становилось реальностью. К примеру, такой концепт телевизора он сделал в 70-х для Philips.

Настенный телевизор от Philips, концепт Сида Мида.

Или можно вспомнить светоциклы из фильма «Трон».

Концепт-арт к фильму «Трон». Источник
Прототип светоцикла. Источник

Напомню, что тогда мотоциклы в общей своей массе выглядели вот так:

Yamaha XS1100

А для тех кто и сам желает ближе познакомиться с темой концептов, предлагаю посмотреть бесполатный курс "Intro Концепт-арт" от XYZ School, где вас научат создавать впечатляющие концепты применимые в геймдеве и не только.