February 18, 2022

О пользе мальчишеских драк

Иногда смотришь на взрослого, состоявшегося мужчину, и думаешь: какой бы из него вышел хороший человек, если бы ему в детстве разик хорошо набили лицо... Две истории в тему.

Я рос "семейным" ребёнком, не гулял во дворе, не хулиганил с одноклассниками, не конкурировал с ними за внимание девочек и т.п. В 16 лет уехал учиться в Москву, в общагу, и вот в таком позднем возрасте стал изучать на опыте сложную науку коммуникаций. С переменным успехом и неизбежными "заносами", которые обычно лечатся куда раньше.

Соседом моим оказался настоящий русский парень из Новосибирска, закалённый сибирскими морозами и дворовыми драками, острый на мнение, крепкий на слово и быстрый на дело. И вот с этим-то соседом мы как-то повздорили, и я высказал ему всё что о нём думаю, не выбирая слов. За что огрёб прямо по лицу, и шансов в этой драке у меня не было. Видя результаты краткого "боя", помощь в "воспитании" соседа предложили друзья, но я отказался, чувствуя за собой неправду.

Сосед с первой же сессии вылетел и наши пути надолго разошлись. Но от него у меня осталась любовь к моему земляку - Александру Башлачёву, песни которого я впервые услышал с его подачи; и урок на всю жизнь - потешить своё эго за счёт ближнего может оказаться больно) Этот урок мне очень здорово помог в будущем и привёл меня туда, где я есть сейчас.

Несколько месяцев назад через vk ко мне постучался... тот самый сосед. Я его не сразу узнал, но узнав, очень обрадовался, потому что давно хотел его поблагодарить и не думал что когда-то ещё встретимся. Созвонились. Оказывается, он проходит курсы реабилитации и качестве терапии ему дали задание обзвонить всех кого он мог обидеть. И звонил он попросить прощения за ту драку. Конечно же, прощения не потребовалось - оно было у него ещё тогда, а вот благодарность, ему на удивление, я донёс.

Случай второй. Несколько лет назад (я об этом писал) имел счастливую возможность поговорить с директором школы Айб в Ереване, Арамом Пахчаняном. Среди прочего он рассказал мне такую историю. Случилась в школе драка, и ученик довольно сильно оказался побит. Прежде чем наказывать тех, кто его побил, решили разобраться в ситуации глубже. И решение (а процесс там довольно серьёзный и надёжный) было... исключить из школы побитого. Как выяснилось, он просто не оставил одноклассникам никакой другой возможности донести до него правду, кроме как кулаками. Вот так. И это - лучшая школа Армении, очень уважаемая за уровень образования и воспитания и снабжающая местные высокотехнологичные компании кадрами прямо по выпуску из школы.

Какая мораль? Драки - плохо и опасно. Надо учить мальчиков решать споры другими, более современными методами. Но бывают ситуации когда они просто необходимы. И если парень, понимая необходимость и чувствуя за собой правду, всё же уклоняется от драки, последствием может стать то что непобитый уже во взрослой жизни продолжает создавать ситуации, за которые надо бить в лицо. А во взрослой жизни это куда сложнее...