Рецензии и обзоры
February 8, 2021

История о самой истории

| Мнение об «Архиве барона Унгерна» Новокщёнова, Киреева, Горшечникова |

«Не скрою, возможно, "Архив барона Унгерна" — это совсем не то, чего вы хотели. Но не менее вероятно, что он — это именно то, что вам сейчас нужно», — так заканчивается предисловие к этой книге. И, по сути, этой фразой всё и сказано. Исторический роман-фантасмагория. История о самой истории. Я не знаю, чего именно я ждал от этой книги. До её прочтения я даже не подозревал о существовании такого специфического исторического персонажа как барона Романа Унгерна фон Штернберга.

Открывая книгу, я предполагал, что под её обложкой могло оказаться художественное переложение биографии барона, приправленное магическим реализмом, криптоисторический детектив о поисках таинственного архива Романа Унгерна его дальним потомком или сборник из вымышленных документов, сатирически обыгрывающих историческую эпоху. Открывая книгу, я предполагал, что под её обложкой могло оказаться художественное переложение биографии барона, приправленное магическим реализмом, криптоисторический детектив о поисках таинственного архива Романа Унгерна его дальним потомком или сборник из вымышленных документов, сатирически обыгрывающих историческую эпоху.

Я ждал от книги чего угодно, но совсем не того, что получил в итоге. «Архив барона Унгерна» я прочёл от начала до конца трижды, и всё ещё не понимаю, как относиться к произведению. Во многом потому, что так до конца и не смог дешифровать текст, добраться до его глубинных смыслов, вложенных авторами между строк.

Произведение Новокщёнова, Киреева и Горшечникова оказалось для меня сложным. До знакомства с этой книгой я наивно считал, что довольно сносно разбираюсь в литературе и знаю, как она работает. Своим текстом авторы отвесили мне смачную оплеуху и громко рассмеялись. При этом у меня не поворачивается язык сказать, что «Архив барона Унгерна» мне не понравился. Напротив – я в восторге. Но не могу даже для самого себя объяснить, почему именно.

Книга многослойна, и с этими слоями авторы тонко играют, переплетая судьбы различных персонажей из различных эпох, и через детали биографий показывают характерные черты тех времён и тех мест, в которых персонажи жили. Поначалу описание событий выглядело сумбурным, их нагромождение – хаотичным, но чем дальше я читал, тем яснее становились взаимосвязи между событиями и их участниками.

Один из авторов назвал «Архив барона Унгерна» историей о самой истории. Так может это и есть ключ? Возможно, книга совсем не об Унгерне и его архиве; возможно, она лишь использует барона как центральную фигуру схемы исторического процесса?

По сути, первый раздел книги – «Унгерниана» – это пример того, как несколько не всегда знакомых друг с другом людей своими поступками закладывают причины, без которых дальнейшее историческое событие произойти бы не могло. А остальные части книги служат этому же замыслу, но выполняют функции расширения и углубления этой схемы.

Это лишь моё предположение, и я не знаю, насколько оно справедливо. Чисто интуитивно я понимаю, что на страницах этой книги, на самых видных местах, находится множество смыслов, но уловить их и осознать в полной мере мне не хватает то ли культурного багажа, то ли пары-тройки извилин. Что я точно понял, так это то, что ничего толком не понял.

«Архив барона Унгерна» – это книга-загадка. Но именно этим она меня и захватила, мне хочется найти разгадку. Ещё не единожды я возьмусь за «Архив барона Унгерна»; не единожды перечитаю интервью с авторами, материалы об Унгерне, различные мифы и легенды, которые окружают «самодержца пустыни» по сей день. Я пока не знаю, с какой стороны подойти, под каким углом посмотреть, чтобы приблизиться к понимаю этой книги, но я очень хочу её постичь.

«Архив барона Унгерна» очень крутая книга, потому что сложная. Это книга без определённого жанра. Исторический роман о том, чего никогда не было или было. История о самой истории, заглавный персонаж которой остаётся за кадром.

Издатель прав: скорее всего эта книга совсем не то, чего вы ждёте, чего вы хотите, но это именно то, что вам необходимо. Быть может не сегодня, не завтра, не в этом году. Однако рано или поздно «Архив барона Унгерна» придёт к вам, но не чтобы ответить на ваши вопросы, а чтобы задать свои и потребовать ответов.

Эта книга не для всех и одновременно для каждого. Возможно, не все смогут её постичь, но каждый увидит в ней что-то своё и останется доволен. «Архив барона Унгерна» – это книга, которая необходима любому человеку. Но в своё время.

Как бы вы определили жанр этого произведения? Александр Киреев: Квазиисторический роман-фасилитация. Дмитрий Горшечников: Метаисторический. Олег Новокщенов: Это строго исторический роман с точки зрения истории как науки, но он не имеет никакого отношения к истории, как реальному прошлому. (с) Новокщёнов, Киреев, Горшечников о своей книге.