Рецензии и обзоры
February 11, 2021

Семь углов одной темы

| Мнение о сборнике «Неслучившееся» Даши Стрельцовой |

Более-менее понятно, как оценивать роман или рассказ. Это, как правило, произведения сюжетные и после прочтения становится ясно, интересная вышла история или нет; привлекательные ли герои, сильный ли конфликт, актуальная ли проблематика. Чисто интуитивно понимаешь, что в истории хорошо, а что не докрутили.

А с бессюжетной прозой что? Как её оценивать?

Совершенно не имею представления. Потому и рассказы Чехова никогда не трогаю, не берусь их оценивать. Вот и с Дашей Стрельцовой та же история. После первого прочтения «Неслучившегося» меня не покидало ощущение, что я слишком глупый, чтобы понять суть.

Простенькие зарисовки, по-чеховски лишённые экспозиции и кульминации как таковой, безо всякой языковой вычурности и обилия метафор. Больше всего рассказы Даши похожи не на самостоятельные произведения, а на крохотные эпизоды, подслушанные и подсмотренные в чужих ненаписанных романах.

Мне пришлось прочесть книгу от начала до конца трижды, прежде чем я смог уловить лейтмотив. Не смотря на то, что у каждого из семи рассказов разные герои, разный тип повествования, даже разная структура и атмосфера, каждый из них по своей сути говорит об одиночестве.

Причём все они подходят к теме с разных сторон, смотрят с разных ракурсов и захватывают разные кусочки. Благодаря чему тема и раскрывается наиболее полно, со всех доступных автору сторон.

Когда я двигался от одного рассказа к другому, я всё ждал, что в конечном итоге все эти миниатюры соединяться в единую нить сюжета, и в каком-то смысле это произошло в предпоследнем рассказе «Человек-приёмник».

Рассказы «Неслучившегося» работают даже без нити сюжета, без пресловутого обязательного конфликта, без крепких проработанных до субатомов героев. А всё потому, что ключ к бессюжетной прозе – искренность автора.

Истории Даши Стрельцовой пропитаны теми эмоциями, которые её волновали при написании. Это роднит прозу автора с поэзией, когда произведение рождается от одного лишь порыва души. Потому и к «Неслучившемуся» проникаешься всем сердцем, хандришь с его героями, чувствуешь их неловкость.

Так что же такое «Неслучившееся»?

Это сборник из семи искренних историй. Это яркий пример того, что художественная литература это не только про сюжет и конфликт. Это своего рода набор экспериментов молодого автора, в котором каждый рассказ играет по своим правилам.

«Неслучившееся» – это история фрагментов, выхваченных из потока чужих историй, начало и финал которых остаются для нас за кадром. Потому что они пока ещё не случились.

«Сборник рассказов «Неслучившееся» – маленькая книжечка, но это всё, что у меня сейчас есть. Рассказы написаны в разное время, с 2014 по 2018 год. Ни один из них я специально не придумывала – они просто приходили ко мне. Наверное, потому их так мало в этом сборнике: я отобрала для читателей только самые искренние свои тексты, только те, которые прилетели и помогли мне себя написать. Я слышала, что никакого вдохновения не существует и надо просто сесть и работать, и я так делала не раз. Но то, что получалось, показывать никому не хочется. В жизни так мало сюжета и так много важных мелочей. Так много незаконченных линий, открытых финалов – как в занудном артхаусном кино. Но жизнь намного лучше любого кино. Она так хороша в своей недосказанности. Вот о чём я. Понимаете?» (с) Даша Стрельцова о своей первой книге.