January 3, 2020

Могилёв (28.12.2019) - ч.1: дорога, самый короткий (возможно) ж/д-рейс страны, Днепр, площадь Славы

Поездка была абсолютно спонтанная: просто сидел вечером, по-моему, во вторник той недели, листал ленту соцсетей, и тут мне на глаза попалась афиша проходившего в тогда ещё ближайшие выходные в Могилёве "Финала четырёх" кубка Беларуси по волейболу. Сей вид спорта я люблю (как и гандбол, о чём тут уже, кажется, писал), погода за окном не особо велосипедная (хотя некоторые, конечно, и сейчас ездят), а хоть куда-то съездить в канун новогодних праздников хочется. Уже через полчасика у меня на руках был готовый маршрут поездки туда-обратно, а ещё чуть попозже - и билеты на поезда. Прибывал в Могилёв я рано утром в субботу, первый матч начинался в 15:00, поэтому времени на прогулку по городу у меня вполне хватало, и об этой первой половине субботнего дня я дальше и расскажу в двух частях.

Прямые поезда между Барановичами и Могилёвом ходят (Брест-Могилёв раз в сутки и Львов-Могилёв раз в два дня), но расписание в данном случае было таким неудобным, что в любом случае приходилось ехать с пересадкой; причём, поизучав расписание поездов, выбрал далеко не самый очевидный вариант маршрута - через Жлобин. Казалось бы, куда логичнее пересаживаться в Минске или Орше, но именно вариант с пересадкой в Жлобине оказался для меня самым оптимальным. В 21.24 я отправился из Барановичей поездом Гродно-Гомель, который уже в 3.17 ночи привёз меня в этот промышленный райцентр Гомельской области, по которому мне в прошлом году уже удалось немного погулять. Из Барановичей уезжал под сильным мокрым снегом, поэтому был уверен, что на востоке страны, где обычно холоднее чем в западной её части, попаду на настоящую зиму - но уж нет, в Жлобине было так же мерзко, зябко и влажно и шёл тот же самый мокрый снег (даже слабее чем в Барановичах - не исключено, что он там в тот момент только начинался).

На первом пути меня уже ждал пригородный дизель Жлобин-Могилёв, отправляющийся в 3.51 утра и идущий до Могилёва примерно 3 часа. Чуть раньше был проходящий пассажирский Брест-Витебск, который проходит это расстояние за 2 часа, и на который было ещё вдоволь мест, но что потом делать в Могилёве в такую рань?

Поезд уезжал из Жлобина практически пустой - в моём вагоне были, например, только я и какая-то молодая женщина, всю свою поездку протрещавшая с кем-то на телефоне по громкой связи. Заснуть под это бесконечное "бу-бу-бу" было невозможно, я уже собрался с мыслями и почти решился сказать ей, что ещё только пятый час утра и можно бы потише (и даже втайне был согласен перейти в другой вагон, если она пошлёт меня куда-нибудь подальше), но тут она вышла в Рогачёве, который от Жлобина совсем недалеко. После Рогачёва уже с паузами спокойно проспал практически до самого Могилёва. Ближе к облцентру поезд потихоньку начал заполняться (в принципе, этот утренний дизель вызвал у меня чувство дежа-вю с такой же ранней электричкой Барановичи-Брест, где картина обычно точь-в-точь такая же: пустой поезд и сонное царство где-то до Берёзы, и только ближе к Бресту пассажиры начинают набираться), отопления на поезд не щадили: если в Жлобине при посадке ещё было прохладно, то тут сверху припекало как летом на черноморском курорте, все заходившие в вагон сразу снимали куртки.

В 6.53 поезд прибыл в Могилёв. Тут был такой же самый противный снег с дождём, но снежный покров на земле уже чуть-чуть улёгся.

Железнодорожный вокзал станции Могилёв-1 в праздничном оформлении.

Вид на привокзальную площадь, на которую я вышел в поисках хоть какого-нибудь нормального работающего кафе или буфета - в тот момент я пожалел, что не позавтракал в Жлобине: там на вокзале есть относительно неплохое кафе, ассортимент же кафетерия на могилёвском вокзале что-то доверия и желания съесть это вот всё не вызывал.

В Могилёве есть занимательный маршрут городского дизеля, два раза в сутки курсирующего между станциями Могилёв-1 и Могилёв-2. Соль и необычность маршрута в том, что это соседние станции, и между ними - немногим более 3,3 километров, на которых нет ни одного остановочного пункта. Точной информацией не владею, но вероятнее всего это самый короткий железнодорожный рейс страны (насколько я знаю, какой-то городской дизель есть и в Гомеле, но там маршрут куда дольше, и идут поезда на нём Гомельским железнодорожным углом по кругу, проходя весь маршрут примерно за час). Билет стоит 0,20 копеек, да и грех не пробить такой уникальный маршрут - тем более, до восхода солнца делать в городе всё равно нечего, да и Могилёв-2 немного ближе к историческому центру Могилёва, чем главный вокзал города.

Стало интересно, есть ли аналоги у южных соседей: Смугастый в 2015 году писал, что в Украине когда-то существовал рабочий пригородный поезд Львов-Клепаров с маршрутом длиной всего 1,8 километров. Что касается могилёвского дизелька, то смысл этого маршрута мне не совсем понятен: пассажиров на нём было человек 15-20 и основную массу составляли рабочие в железнодорожной форме, а также кассир и контролёры с жлобинского дизеля - неужели в Могилёве практикуют такую дорогую заброску рабочих на станцию? На этот маршрут был подан обычный могилёвский ДРБ1М под тепловозом, немного непривычной и суровой бело-тёмно-синей расцветки (как-то больше глаз привык к бело-голубым ЭР и ДР1, бегающим по пригородным направлениям Барановичского узла и по соседним веткам), и он же, кажется, затем в 8.37 поехал обратно тем же маршрутом - так что, ещё одна моя версия о том, что просто состав едет с главной станции в депо (только вот не знаю вообще, где оно в Могилёве) и обратно и по пути возит рабочих, отпадает. Если кто-то более знакомый с железнодорожной темой напишет в комментариях про истинный смысл этого рейса, то буду очень благодарен

Зал ожидания в Могилёве совсем небольшой, а в ближайшее время отходило несколько поездов, поэтому все сидячие места были заняты, кто-то внутри шумно скандалил, поэтому я решил до отправления поезда чуть-чуть прогуляться по станции. Заодно поднялся на пешеходный мост пофотографировать станцию. Поезда уже наготове, мой - у платформы по центру слева, но посадка ещё не началась.

Здание вокзала станции Могилёв-1. Оно, кстати, 1902 года постройки, но позже реконструировалось. Если сравнить с архивными фото, то, к примеру, над входом было округлое подобие купола.

С другой стороны - ещё спящий ранним утром выходного дня город.

Потом объявили посадку, в вагоне перекусил какой-то купленной в открывшемся в 7 утра магазине мелочью (нормального кафе так на привокзальной площади и не нашёл - только точка с фастфудом, есть который не хотелось).

Совсем небольшая поездка, во время которой в окно всё равно ничего не было видно - и я на станции Могилёв-2. Вокзал этой станции представляет собой небольшой неказистый обшитый сайдингом дом, внутри которого - касса и небольшой зал ожидания, быстро заполнявшийся людьми (в девятом часу как раз один за другим уходили пригородные поезда на Жлобин и Осиповичи). Есть, кстати, на местном узле и станция Могилёв-3, находящаяся уже на восток от главной - через неё следуют поезда направлением на Кричев, и я даже в самом конце своей прогулки по городу видел небольшой вокзальчик этой станции с путепровода по улице Ленинской.

Нашёлся такой реликтик.

ДРБ1М стоит в ожидании обратного рейса на станцию Могилёв-1.

Где-то в девятом часу утра начало уже светать, поэтому потихоньку отправился в город. Район, выходящий к станции Могилёв-2, представляет собой гибрид промзоны и сурово-брутального советского спального района , в такую погоду особенно мрачный.

Вышел к католическому кладбищу (подписанному на OSM как "Польское кладбище") - это такой себе местный микро-Личаков.

Часовня-усыпальница Сеножацких.

Ещё одна часовня...

...которая в наше время является греко-католическим храмом Матери Божей Белыничской. По-моему, впервые в Беларуси я видел униатский храм зная, что это он. Судя по свету внутри и раздававшимся оттуда голосам, в церкви как раз проходила служба, но заглянуть внутрь у меня ни смелости, ни наглости не хватило

Чуть дальше по улице стоит памятник "Дети мира - детям войны"

Пробующее играть под старину современное кирпичное здание (его бы хоть заштукатурили, чтобы не так в глаза бросалось...)

Могилёв - город по белорусским меркам достаточно рельефный: тут в сторону Днепра стекают оврагами его притоки. Ещё по дороге из Жлобина в Могилёв (а железная дорога там идёт вдоль реки, то приближаясь к ней, то отдаляясь от неё) я успел обратить внимание на частое громыхание состава на многочисленных мостах

На фото даже не приток Днепра, а приток его притока. Это речка Струшня, впадающая в Дубровенку, место слияния которой с Днепром я вам ещё покажу. Обоими берегами реки идёт одноименная улица, и я, обратив на это внимание ещё при изучении будущего своего маршрута на карте, хотел спуститься к ней ещё от католического кладбища, но уж больно грязной была улица, резко спускавшаяся в ту сторону...

Старое здание бывшего ремесленного колледжа, ныне являющееся одним из корпусов местного машиностроительного колледжа

Чуть дальше на одном пятачке стоят сразу два храма. Первый из них - церковь св. Бориса и Глеба, перестроенная из жилого здания 17 в. постройки

И сразу за ним - Крестовоздвиженский собор (19 в.)

Во дворе, который у этих храмов общий, находится ещё одна деревянная то ли церквушка, то ли часовня. Она то ли ещё строится, то ли на капитальном ремонте

От церквей спускаюсь по лестнице к потихоньку просыпающемуся и открывающемуся Могилёвскому рынку

Через рынок вышел на улицу Челюскинцев, с которой наконец-то увидел Днепр, причём ещё и в месте устья Дубровенки

Днепр в Могилёве таких размеров, что не то что птица до его середины долетит - среднестатистический человек при желании наверняка его переплывёт; впрочем, тут он уже куда более солидный, чем тот жалкий намёк на то, что перед мной находится одна из крупнейших рек Европы, который я увидел несколько лет назад в Смоленске. Впрочем, в Беларуси Днепр более-менее внушительных размеров достигает уже, наверное, только на самом юге, после слияния с Березиной.

Мост через реку тут "охраняют" львы (то чувство, когда Могилёв решил немного побыть Санкт-Петербургом :) ) - видимо, благодаря версиям о происхождении названия города, связывающим его с князем Львом по прозвищу "Лев Могучий"

Вверху видны здания площади Славы во главе с Ратушей; туда я ещё попаду, но пока что схожу на другой берег Днепра

У самого моста на том берегу находится сохранившийся фундамент Троицкой церкви. Как видно на фото, сооружения прикрыты (видимо, на зиму)

Пешеходной набережной Днепра дошёл до смотровой площадки, с которой в одну сторону открывается вид в сторону центра города

А с другой - на спальный микрорайон и ещё одну смотровую площадку со стоящей рядом с ней часовней. Дальше я уже не пошёл из-за боязни нехватки времени. К тому времени снегопад вкупе с сильным северным ветром окончательно разошёлся (он то затихал, то усиливался, как на фото выше), это был самый непогожий час того дня. Вообще, я в ту поездку хоть и взял фотоаппарат, но он у меня настолько не дружит с такой погодой, что я его даже не доставал из рюкзака, весь день снимая на телефон

С другого берега моста - тоже львы

Это могла бы быть скамейка с отличным видом, но что-то мне подсказывает, что металлические поручни с другого края дорожки как раз стоят на уровне глаз среднестатистического сидящего на скамейке человека, закрывая вид на реку

Строительство воссоздаваемой Свято-Покровской церкви в пойме Днепра

Дальше меня ждал сюрприз. Подземный переход под улицей Челюскинцев от Днепра к подъёму на площадь Славы в Могилёве превратили в выставку архивных фотографий города

На площади Славы находятся два сооружения, которые являются, по моим личным впечатлениям, наиболее тиражируемыми и узнаваемыми символами города (хоть в архитектурно-историческом плане в Могилёве есть здания и поинтереснее; я покажу вам их уже во второй части своего рассказа). Во-первых, это воссозданное уже в наше время на старом месте по историческим чертежам здание Ратуши

Наверх, возможно, можно попасть (по крайней мере, в интернете хватает фотографий, снятых оттуда), но сие развлечение явно не для такой погоды.

Во-вторых - это стоящий на площадке над долиной Днепра монумент "Борцам за совестскую власть"

За монументом находится смотровая площадка. Впрочем, вид с неё нетривиальный: всё тот же Днепр, всё тот же мост да спальники на горизонте. Ещё и видимость из-за то утихающего, то снова начинающего бушевать снегопада так себе

Здание окружного суда (18 в.), в котором сейчас находится областной краеведческий музей

Кафе кавказской кухни любит Могилёв :)

Площадь (как и некоторые другие более-менее людные уголки Могилёва) немного подмарафечена по случаю тогда ещё только наступавшего Нового года, хоть атмосфера в тот день, конечно, была далека от новогодней. Могилёвский DEAD MOROZ

Конструкция распространённого типажа, я потом подобные видел на новогодних фото не из одного белорусского города

Совсем рядом с площадью Славы находится Замковая гора, на которой никакого замка уже давно нет (ликвидирован в 19 веке) - только его небольшой макет

Зато есть какая-то голова...

...собор-новодел до безвкусия вычурных пропорций...

...и ещё одна обзорная площадка, с которой, впрочем, ничего особо интересного не увидеть

Вдоль улиц Челюскинцев и Днепровский Спуск перехожу к находящейся по другую сторону площади Славы ещё одной обзорной площадке. Отсюда открывается вид на пойму Днепра и находящийся внизу парк "Подниколье"

К нему от находящегося вверху центра города ведёт такая вот довольно масштабная лестница

А прогуляюсь по парку и, поднявшись снова наверх, по улицам города я уже во второй части моего рассказа